Диагностика субъективного отношения к природе.
Центральные параметры субъективного отношения к природе – это модальность, которая является его качественной характеристикой и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Модальность – это параметр субъективного отношения к природе, дающий его качественно-содержательную характеристику:
- прагматическая модель взаимодействия с природой
- непрагматическая модель взаимодействия (фанаты природы).
Характеристика модальности связана с вопросом – субъектом или объектом по отношению к личности является природа? Действия, вполне допустимые в отношении объектов, могут быть безнравственными, наказуемыми в отношении субъектов.
Выделяют 4 типа модальности отношения к природе: объективно-прагматический, объективно-непрагматический, субъективно-прагматический, субъективно-непрагматический. В соответствии со сферами проявления отношения выделяют 4 компонента интенсивности отношения к природе:
- перцептивно-аффективный компонент характеризует уровень эстетического освоения объектов природы, отзывчивости на их витальные (жизненные) проявления и этического освоения;
- когнитивный компонент характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности и стремлении получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы;
- практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы, осваивать необходимые для этого технологии (умения, навыки) и т.д.
|
- поступочный компонент характеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе.
Личность с низким уровнем развития отношения к природе характеризуется, прежде всего, очень низким уровнем поступочного компонента интенсивности. Низкими показателями отличаются также практический и когнитивный компоненты, а перцептивно-эффективный компонент – не на низком, а на среднем уровне и доминирует в структуре интенсивности. Личность со средним уровнем развития субъективного отношения к природе характеризуется средними показателями интенсивности. Личность с высоким уровнем субъективного отношения к природе характеризуется высокими уровнями практического, когнитивного перцептивно-аффективного компонентов (мир природы – цель, а не средство).
Диагностика геоэкологических знаний.
Ответы в 8 вопросе!!!
Диагностика субъектного опыта решения геоэкологических проблем.
Уровень сформированности субъектного опыта учащихся определялся также на основании наблюдений учителей, оценок и самооценок учащихся в ходе выполнения проектов.
Низкому уровню субъектного опыта решения экологических проблем соответствует уровень несамостоятельной активности учащихся, среднему уровню – полусамостоятельной активности, высокий уровень предполагает самостоятельную активность и переход к творческой активности учащихся.
Низкий- Ученик «принимает» цели и мотивы, план деятельности по решению экологических проблем от учителя. Ученик воспроизводит по образцу учителя следующие виды деятельности: использование различных источников для сбора информации, необходимой для решения экологических проблем; анализ этой информации; Коммуникативная деятельность выражена слабо.
|
Средний-Ученик умеет сформулировать проблему на основании данных, представленных учителем, умеет выделить частные цели деятельности из общей цели, сформулированной учителем. С помощью учителя ребёнок разрабатывает план действий, направленных на решение проблемы, определяет необходимые условия для решения, отбирает условия, значимые для решения экологической проблемы.
Высокий-Мотивационно-целевой компонент реализуется полностью учеником. Ученик самостоятельно ставит проблему, разрабатывает план своей деятельности по решению экологических проблем. Ученик выступает самостоятельным исследователем экологической проблемы, применяет приобретённые знания и умения для самостоятельного «добывания» новых знаний, необходимых для решения экологических проблем. Самостоятельно, в новых ситуациях, оценивает различные варианты решений экологических проблем, выбирает наиболее оптимальные, быстро ориентируется в различных методиках выбора решений, объясняет свой выбор.