Развитие русской культуры в конце 19-начале 20 в.




Расписание История мировой культуры 2 курс.

16.03.22.- ФП-2-14.00-15.35

ДС-2- 8.00-9.35

НХТ-1- 11.30-13.05

Развитие русской культуры в конце 19-начале 20 в.

Рубеж XIX–XX вв, т.н. «серебряный век русской культуры». был переломным временем не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения отразились на культурном развитии страны. Индустриальная эпоха навязывала свои условия и нормы жизни, разрушая традиционные ценности людей. Массированный натиск материального производства приводил к торжеству унификации, стандартизации в ущерб человеческой индивидуальности. Русская культура обретала общеевропейские черты, не теряя своего национального лица. Конец XIX − начало XX ст. русский философ Н. А. Бердяев назвал «серебряным веком». Расцвет национальной культуры был логическим продолжением традиций пушкинского «золотого века». Это было время модерна, связанное с тревожным предчувствием социальных катаклизмов − революций и войн, краха и потрясений.

 

По данным 1913 г., грамотные среди подданных Российской империи составляли в среднем 38–39 %. Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. В 1909 г. открылся Саратовский университет. Получили распространение частные высшие учебные заведения: Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В. М. Бехтерева.

В начале XX в. в стране имелось 30 высших женских учебных заведений. В 1911 г. было признано право женщин на образование. Новым явлением в образовании стали культурно-просветительские учреждения для взрослых: рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома − своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

Периодическая печать и книгоиздательство способствовали просвещению народа. Если в начале XX в. выходило 125 легальных газет, то в 1913 г. − уже более 1000. В 1913 г. издавалось 1263 журнала, вышло 106,8 млн экземпляров книг. Издательская политика А. С. Суворина в Петербурге и И. Д. Сытина в Москве заключалась в выпуске книг по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). Книгоиздательское товарищество «Знание» объединило вокруг издательства демократических писателей А. И. Куприна, А. С. Серафимовича, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева. С 1902 г. его возглавил М. Горький. Было выпущено 40 «Сборников товарищества «Знание» и массовые серии политических брошюр.

Появившееся в России кино сыграло важную роль в развитии культуры. В 1908–1917 гг. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. Первым художественным фильмом в России стала лента «Стенька Разин и княжна» (1908 г., реж. В. Ф. Ромашков).

В 1911–1913 гг. В. А. Старевич создал первые в мире сюжетные фильмы, снятые в технике кукольной анимации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Е. Ф. Бауэра («Дядюшкина квартира»), В. Р. Гардина («Ключи счастья»), Я. А. Протазанова («Песнь о вещем Олеге», «Анфиса »).

Россия на рубеже XIX–XX вв. внесла весомый вклад в развитие мировой науки − это была «революция в естествознании », которая произвела переворот в мировоззрении современников.

Получили развитие новые области науки. Ученый-самоучка, школьный учитель К. Э. Циолковский разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. В своей квартире он создал первую в стране аэродинамическую лабораторию. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабл я. В 1897 г. Циолковский построил простейшую аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью и доказал необходимость систематического эксперимента для определения сил воздействия воздушного потока на движущееся в нем тело. В 1898 г. он изобрел автопилот. В 1903 г. в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» ученый обосновал возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель - ракету, заложил основы нового раздела теоретической механики механики тел переменного состава. Работы Циолковского в области аэродинамики стали источником идей для Н. Е. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэродинамики, профессора Московского университета и Высшего технического училища. С начала XX в. Жуковский уделял особое внимание вопросам аэродинамики. Его работы в этой области стали источником идей, на которых строится авиационная наука. Ученый создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта.

Физик-экспериментатор П. Н. Лебедев, профессор Московского университета, получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны, открыл и измерил давление света на твердые тела и газы. Его работы сыграли большую роль в разработке те ории относительности, квантовой теории и астрофизики. Ученый стал основоположником исследований в области ультразвука. Не ограничиваясь научно-исследовательской деятельностью, он создал первую в России научную физическую школу.

Естествоиспытатель В. И. Вернадский, профессор Московского университета, заложил основы новых наук: биохимии, биогеохимии, радиогеологии. Ученый разработал учение о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосфер у, в которой определяющим фактором развития станет научная мысль. Значение его научного предвидения становится ясным только теперь: современное экологическое сознание сформировалось под влиянием идей Вернадского о взаимоотношении общества и природы.

Физиолог И. П. Павлов (1849–1934 гг.) разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения. За исследования в этой области первому из русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904 г.).

Биолог и патолог И. И. Мечников открыл в 1882 г. явление фагоцитоза, в 1901 г. изложил фагоцитарную теорию иммунитета. В 1886 г. он основал первую в стране бактериологическую станцию. Ученый создал теорию происхождения многоклеточных организмо в. В 1908 г. совместно с П. Эрлихом стал Нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии.

В начале XX в. реалистическое направление в русской литературе развивалось в произведениях Л. Н. Толстого («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»); А. П. Чехова («Палата № 6»; «Дом с мезонином», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Чайка»), И. А. Бунина (сб. рассказов «На край земли», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско»), А. И. Куприна («Молох», «Олеся», «Яма»).

Традиции романтического искусства начала XIX в. и реалистического искусства середины XIX в. были синтезированы в неоромантизме. Для этого художественного течения характерны оптимизм, вера в возможность духовной закалки человека под действием обстоятельств. Неоромантические произведения А. М. Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Песнь о Буревестнике» прославляли «безумство храбрых», звали к революционному подвигу. Реалистические сочинения писателя (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне», роман «Мать») отразили широкую картину русской действительности рубежа XX в.

 

В 90-х гг. XIX в. в художественной культуре сформировалось новое течение − декадентство. Оно возникло в обстановке политической реакции и кризиса народничества, когда часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка. Для декадентства были характерны отказ от гражданственности, погружение в сферу индивидуальных переживаний, оппозиционность по отношению к традиционной культуре. В русской литературе мотивы декадентства проявились в творчестве Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба («старших символистов»).

Наиболее значительным модернистским течением начала XX в. стал символизм. Символисты верили в существование иного мира, в идею конструирования мира в процессе творчества: «Творчество выше познания». Теоретическая основа символизма была заложена Д. С. Мережковским в 1892 г. в лекции «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в которой основами нового искусства провозглашались «символы», «мистическое содержание». Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».

В русском символизме выделяются два этапа. «Старшие символисты» (В. Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), дебютировавшие в 90-е гг., проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. В манифестах «старших символистов » были сформулированы основные аспекты нового течения: приоритет духовных идеалистических ценностей (Д. Мережковский), «стихийный» характер творчества (К. Бальмонт), искусство как наиболее достоверная форма познания (В. Брюсов).

 

«Младшие символисты» А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) в 1900-е гг. на первый план выдвигали философские и теософские искания. Позицию «младосимволистов» отличала нравственная связь с родиной.

В начале 1910-х гг. возникло новое литературное течение - акмеизм. Акмеисты (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности. С 1909 г. идейным главой акмеистов, отрицавших любые абстракции, стал Н. Гумилев. В 1911 г. акмеисты объединяются в литературное содружество «Цех поэто в», синдиками которого провозглашают Н. Гумилева и С Городецкого. В 1912 г. акмеисты организуют журнал «Гиперборей », который превращается в рупор нового течения. Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму, жизнеприятие, стремление видеть и показывать мир вещно и четко, внимание кконкретности слова.

Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм. Футуристы отказались от всех традиций. Героем футуризма стал новый человек с ненасытным «Я», новый буржуа, пропитанный атмосферой современного города. В Москве возникла школа кубофутуристов («Гилея »), в которую входили Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, Вел. Хлебнико в, в Петербурге - школа эгофутуристов, объединившая И. Северянина, В. И. Гнедова, К. К. Олимпова.

Кубофутуристы - революционеры в искусстве - ставили своей задачей обновление искусства. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством.

Скандальную известность получило требование кубофутуристов « бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода Современности» (сборник «Пощечина общественному вкусу», 1912 г.). Футуристы были склонны к эпатажу. Использовались хлесткие выражения: «Дохлая луна»− для сборника произведений, «Идите к черту!» - для литературного манифеста.

В литературе «серебряного века» особое место занимали яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению - М. А Волошин, М. И Цветаева, В. Ф. Ходасевич, Б. Л. Пастернак.

Свою нишу в литературе рубежа веков заняли неокрестьянские поэты (Н. А. Клюев, П. В. Орешин). В основе их идей - соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры. Раннее творчество С. А. Есенина (1895–1925 гг.), соединившего традиции фольклора и классического искусства в сборнике «Радуница» (1916 г.), также можно отнести к новокрестьянской поэзии.

 

Задание.

1.Законспектировать и выучить материал.

2.Прочитать Кравченко Культурология глава 13. с.208-211

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: