Тема 1.1 Вводная лекция.
Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. В области качества произошла подлинная революция. Именно с помощью современных методов менеджмента качества многие известные зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.
Российские предприятия пока ещё отстают в области применения современных методов управления качеством. Между тем повышения качества имеет поистине колоссальный потенциал. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.
Выпуск товара высокого качества связан как с их производством так и с рынком сбыта. Исследование рынка сбыта товаров показывает, что повышение качество товаров на 10% вызывает увеличение цены на 40%-50%, а при снижении качества цена товара снижается на 25%. Как показали исследования, если качество продукции на 50% ниже мирового уровня, то реализация XXI век будет характеризоваться дальнейшим развитием методов и подходов по улучшению не только качества управления, но и качества людей, и качества их жизни.
Большой вклад в развитие управления качеством внесли ученые разных стран. Они оказали большое влияние на развитие экономики целых стран и способствовали переходу к эпохе всеобщего управления качеством, которое строится на гуманистических ценностях, в том числе и этических. Системы ценностей неразрывно связаны с системами авторитетов. Часть такой системы авторитетов - великие учителя - творцы теорий, концепций, знаний в области качества.
В список великих учителей в области качества следует отнести: Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, К. Исикава, А. Фейгенбаума, Т. Тагути, Т. Сейфи, Сигео Синга и ряд других специалистов.
|
Талгат Фатыхович Сейфи - один из самых ярких специалистов СССР в области качества. Он практически неизвестен за границей. А его вклад равнозначен достижениям великих учителей в области качества. Т. Сейфи - соавтор и создатель лучшей советской системы управления качеством КАНАРСПИ.
Сегодня в мире используют различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации определенных ключесвых принципов, таких как ориентация на протребителя, роль руководства и. т.д., а для этого необходимо изучать концепцию управления качеством.
Современная концепция управления деятельностью, управления бизнесом - это концепция, получившая в англоязычной литературе название Тоtа1 Оиаlity Мапаgетеnt (ТQМ). На смену идеям Тейлора, возникшим в начале века и, к сожалению, активно используемых в российской практике, пришли новые концепции и принципы управления качеством, значительная часть которых уже нашла отражение в международных стандартах.
Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000:
|
Первый принцип — ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
Второй принцип — роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Третий принцип — вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Четвертый принцип — процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип — системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс — как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».
Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.
5 принцип — постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
|
Шестой принцип — принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования,
Седьмой принцип — взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.
Необходимо иметь в виду, что современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.
Предлагаемый Вашему вниманию модуль имеет практическую направленность, основывается на развитии применительно к российским условиям рыночной среды.