Развивающийся процесс отношения человека к миру.
1. Теория познания и её предмет. Основополагающий принцип познания.
2. Субъект и объект познания. Цель познания.
3. Единство и многообразие форм знания и познавательной деятельности.
4. Истина и заблуждение.
5. Знание и вера.
6. Научное знание, его специфика и строение.
7. Методология научного познания.
Литература:
Спиркин А.Г. Философия. – М: Гадарики, 2004
Введение в философию в 2-х тт. – М., 1989
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003
Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград, 1999
Обществознание: учебн. Пособие / М.Н. Глазунов и др., под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2006
Дополнительная
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика.-М.1991
Андрющенко М.Т. Познание и вера.-Иркутск, 1990
Витгенштейн Л.О. О достоверности.// Вопр. филос., 1984,№8
Давыдов Ю.Н. Картины мира и планы рациональности.\Вопр. филос.,1989,№8
Диалектика и логика научного познания.-М.,1966
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы.- М.,1994
Хайдеггер М. О сущности истины.//Филос. науки, 1989,№4
Спиркин А.Г. Основы философии.-М.,1989
Занятие 2. Личность в философском понимании.
1. Понятия: человек, индивид, личность. Личность в системе общественных отношений и социальные роли личности.
2. Проблема биологического и социального в человеке.
3. Девиантное поведение как проблема самоактуализации личности. Свобода личности и ответственность. Проблема отчуждения личности.
4. Экзистенциальные проблемы человеческого существования: жизнь и смерть, любовь, счастье, неповторимость и индивидуальность человека, страх, страдание, непонимание в общении.
Литература:
Спиркин А.Г. Философия. – М: Гадарики, 2004
Введение в философию в 2-х тт. – М., 1989
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003
Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград, 1999
Обществознание: учебн. Пособие / М.Н. Глазунов и др., под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2006
Дополнительная
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии № 3, 1992
Алексеев ИВ. С чего начинается человечество? - М.1984
Бердяев Н.А, О назначении человека.- М.,1993
Губин В.Д. Проблема человека в современной философии.М.,1990
Кон И.С. Открытие “я”.- М., 1978
Любутин К.Н. Человек в философском измерении.- Свердловск,1991
О человеческом в человеке.- М.,1991
Проблема человека в западной философии.- М.,1988
С чего начинается личность?- М.,1979
Тейяр де Шарден. Феномен человека.- М.,1987
Философские перспективы человечества.- М.,1993
Занятие 3. Общество как объект философского анализа.
1. Основные современные парадигмы общества. Многозначность понятия «общество».
2. Общество как система. Системные и структурные компоненты общества. Понятие экономической, политической, социальной, духовной системы общества.
3. Понятие общественного развития. Идея прогресса. Проблема смысла и цели общественного развития. Социальная динамика и статика.
4. Эволюция и революция в развитии общества. Понятие социальных изменений, типы социальных изменений.
5. Проблема субъективного фактора и источников саморазвития общества
Литература:
Спиркин А.Г. Философия. – М: Гадарики, 2004
Введение в философию в 2-х тт. – М., 1989
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003
Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград, 1999
Обществознание: учебн. Пособие / М.Н. Глазунов и др., под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2006
Дополнительная
Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. М., 1995
Момджян К.Х. Социум, общество, история. М., 1991
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1990
Ахиезер А.С., Яковенко И.Т. Что же такое общество? // ОНС, № 3, 1997
Рузавин Г.И. Самаорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии, 1995, № 8
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
Занятие 4. Философская антропология.
1. Место антропологических проблем в философском знании. Образы человека в истории
философской мысли.
2.Время, место и динамика становления человечества из животного мира.
3.Факторы антропосоциогенеза:
а) развитие социальных начал в поведении-регулирование половых отношений, возрастание роли
взаимопомощи, складывание властного регулирования и норм поведения;
б) совершенствование интеллектуальных способностей- абстрагирования, целеполагания,
моделирования и предвидения.
в) изменение характера жизнеобеспечивающих форм активности- охота, обработка почвы,
совершенствование орудий труда, создание производства;
г) появление и совершенствование языка, знаковых форм человеческого общения.
4.Проблема соотношения природного и человеческого в человеке.
Литература:
Гуревич П. Философская антропология: опыт систематики./ ж. В.Ф.,1995,№8
Гуревич П. Человек как объект социально-философского анализа./ ж. Ф.Н., 1989,№11. Рикер П. Человек как предмет философии./ж. В.Ф., 1989, №2
Карцева Г. Человек как предмет комплексного исследования. /ж.В.Ф.1988,№7 Григорьян Б. Философия о сущности человека.-М.,1973
Губии В. Проблема человека в современной философии.-М. 1990
Бубер М. Проблема человека\ Два образа веры.- М., 1995
Рудин С. Человек?!-СП6..1996