Алгоритм литературно-исполнительского анализа рассказа




 

1. Н.Н. Носова «Мишкина каша». Его смысл состоит в том, что не следует путать уверенность и самонадеянность. Уверенный человек действительно знает, как выполнять ту или иную работу, а самонадеянный особо ничего не умеет, но уверяет окружающих, что справится с чем угодно.

2. От чьего лица ведётся повествование? Почему? Главный герой - мальчик лет 10-12. От его имени ведется повествование. У него есть друг Мишка, который приезжает к нему на дачу.

3. Тема (о чем произведение); о детях

4. Основная мысль (над чем автор хочет заставить задуматься, какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет данное произведение); Двое ребят остаются одни на даче и пытаются приготовить кашу. У них все получается наперекосяк, и они остаются голодными.

5. Сюжет (сюжетные линии) произведения;

Мишка обещает Колиной маме, что приготовит кашу, и мама оставляет ребят одних.

 

Мальчишки весь день развлекаются, купаются в речке, а к вечеру начинают варить кашу.

 

Каша не слушается мальчиков, она убегает и требует воды, но вода внезапно заканчивается, и Мишка отправляется к колодцу.

 

Мишка топит ведро, а потом и чайник, каша получается несоленой и совершенно не съедобной. Мальчики пытаются пожарить рыбу.

 

Рыба сгорает, и ребята ложатся спать голодными, чтобы утром отправиться к соседке.

 

Соседка кормит детей и заставляет их полоть грядки.

6. Конфликт; Мальчики начинают ссориться у колодца, когда хотят налить в кастрюлю воды. Коля по неосторожности чуть не столкнул кастрюлю в колодец.

7. Ключевые цитаты (не пересказ!!!) произведения, разделенные элементами композиции. В каждом произведении можно выделить ключевые фразы, по которым можно воспроизвести содержание, они отражают основные изменения развития сюжета. Между цитатами необходимо вписывать элементы композиции произведения (см. в примечаниях);

8. Система образов:

Мишка. Маленький мальчик, излишне самоуверенный и безответственный. Легкомысленный, хвастун, проказник. Большой выдумщик и фантазер.

Коля, рассказчик, автор. Такой же веселый мальчик, который любит шалости. Но более ответственный, рассудительный, спокойный.

9. Композиция: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть;

Данный рассказ можно разделить на 6 частей:

 

1. Встреча друзей на даче.

 

2. Мама Коли уезжает в город.

 

3. Рыбалка.

 

4. Приготовление каши.

 

5. Приготовление пескарей.

 

6. Завтрак у тети Наташи.

10. Определение исполнительской задачи каждой композиционной части рассказа; Любое, даже самое простое дело, требует подготовки и определенных знаний и навыков. Поэтому нельзя браться за что-либо, не умея это что-то делать.

11. Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз);

12. Создание исполнительской концепции (создание образа рассказчика, выбор формы общения со слушателями);

13. Составление вопросов для беседы с детьми по рассказу.

 

1. Как звали хозяйку дачи, на которой мальчишки, главные герои рассказа, варили кашу?
Ответ: тетя Наташа

2. Какую еду предложила мама приготовить мальчикам, в то время как она будет в городе?
Ответ: суп и кашу

3. С помощью какого приспособления ребята ловили рыбу на речке?
Ответ: с помощью удочки

4. Какой был берег у реки, где Мишка и его друг ловили рыбу: песчаный или каменистый?
Ответ: песчаный

5. Какую добавку к хлебу взяли ребята на речку?
Ответ: варенье

6. Какое количество крупы насыпал Мишка в кастрюлю?
Ответ: он насыпал полную кастрюлю крупы

7. Кто при варке каши следил за печкой?
Ответ: Мишкин друг

8. По какой причине крышка на кастрюле все время поднималась, и каша норовила вылезти из кастрюли?
Ответ: крупа пропиталась водой, увеличилась в размерах, объем кастрюли ей стал мал

9. Почему Мишка весь стол уставил тарелками, как в ресторане?
Ответ: потому что он складывал в тарелки кашу, вылезающую из кастрюли

10. Воду какой температуры использовал Мишка при варке каши?
Ответ: холодную

11. Какие предметы Мишка упустил в колодец?
Ответ: ведро, веревку, чайник

12. Почему Мишкин друг сказал, что самовар надо просто выбросить в колодец?
Ответ: потому что если бы Мишка использовал самовар как емкость для воды, то он его непременно бы упустил, так проще сразу выбросить

13. Какой тарой ребятам удалось достать воду из колодца?
Ответ: кружкой

14. Чем была плоха сваренная Мишкой каша?
Ответ: она была не проварена, горькая, без соли и от нее пахло гарью

15. Какую рыбу предложил пожарить Мишка?
Ответ: пескарей

16. Какое блюдо из пескарей получилось у ребят?
Ответ: никакое, потому что в результате жарки от пескарей остались только угольки

17. На каком масле Мишка жарил пескарей?
Ответ: на подсолнечном

18. Почему кашу варил Мишка, а не его друг?
Ответ: потому что он считал, что Мишка знает, как варить

19. Стали ли ребята жевать сырую крупу на ночь?
Ответ: нет

20. Что посулили мальчишки тете Наташе за то, что она их накормит?
Ответ: выполоть все сорняки

21. Какое приспособление придумал Мишка, чтобы достать из колодца упущенные предметы?
Ответ: якорек из проволоки

22. Что оказалось более легким для Мишки: полоть сорняки или варить кашу?
Ответ: полоть сорняки

 

 

В.Драгунский «Тайное становится явным»

 

1. Название произведения и его смысл;

 

«Тайное становится явным». Смысл в названии, всё скрываемое, тайное всё равно станет явным рано или поздно.

 

2. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

 

Повествование в рассказе ведется от третьего лица, являющегося рассказчиком.

 

3. Тема (о чем произведение);

 

Дениска очень сильно хотел попасть в Кремль, но ему нужно было сначала съесть кашу. Но он как не пробовал, ничего не выходило. Поэтому мальчик выкинул кашу в окно и сказал маме, что всё съел. Но не тут-то было, пришёл человек, на которого эта каша вылилась.

 

4. Основная мысль (над чем автор хочет заставить задуматься, какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет данное произведение);

 

Чтобы не было стыдно, никогда не надо обманывать и совершать плохие поступки.

 

5. Сюжет (сюжетные линии) произведения;

 

Сюжетная линия произведения разворачивается в одно московское утро, когда Дениска с мамой собираются на экскурсию в Кремль, куда мальчик мечтает давно попасть.

 

Однако мама предупреждает сына о том, что экскурсия состоится лишь при условии, что Дениска плотно позавтракает манной кашей, которую мальчик терпеть не может.

 

Ребенку очень хочется попасть в Кремль, и он начинает придумывать различные причины для отказа от завтрака. Сначала Дениска медленно съедает вареное яйцо, затем долго водит в тарелке с кашей, мысленно представляя ее отсутствие, пытаясь испортить блюдо сахаром, потом солью. В итоге каша оказывается несъедобной и мальчик, дождавшись ухода мамы с кухни, стремительно подбегает к окну и выливает содержимое тарелки на улицу.

 

Войдя снова на кухню, мама обнаруживает пустую тарелку и принимается нахваливать сына, который так быстро позавтракал и готов отправляться на экскурсию.

 

Однако через несколько минут в квартире раздается звонок и на пороге возникает милиционер, за спиной которого маячит тоскливо мужчина с головой, облитой манной кашей. В этот момент Дениска понимает, что его обман раскрыт. В памяти мальчика всплывает разговор с мамой, в ходе которого женщина объясняет сыну, что правда всегда становится известна, несмотря на разные хитрые и лживые уловки.

 

6. Конфликт;

 

Состоит в том, что Дениска сказал маме о том, что он не любит эту кашу и давится ей, мама решила, скажем так, за мотивировать Дениску. Она спросила, хочет ли он сходить в Кремль. И после мальчик пытался съесть не любимую кашу.

 

7. Ключевые цитаты (не пересказ!!!) произведения, разделенные элементами композиции.

 

1). В начале повествования Дениска пытается осознать смысл фразы, которую произнесла мама, однако пока она остается для него непонятной:

 

Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

 

2). Мальчику предстоит съесть на завтрак манную кашу, которая у него вызывает отвращение:

 

«Видеть не могу манную кашу!»

 

3). Мама обещает сыну отвести его в Кремль, но для этого ему нужно осилить кашу:

 

«…помни, ты должен съесть всё до дна!»

 

4). Дениска пытается улучшить вкус каши и начинает добавлять в неё разнообразные ингредиенты, но манная масса становится еще хуже на вкус:

 

«А я остался с кашей наедине»

 

5). Денис выливает кашу в окно, а маме заявляет, что справился с кашей:

 

«…взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу»

 

6). Появление милиционера и потерпевшего мужчины меняет планы - мама понимает, что сын её обманул:

 

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

 

7). Денис осознал свою вину и теперь смысл загадочной фразы стал ему понятен:

 

«Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!»

 

8. Система образов

 

Главным героем рассказа является Дениска, представленный в образе маленького, худого мальчика, не любящего кушать манную кашу, отличающегося непосредственностью, детской хитростью и богатым воображением.

 

Второстепенными персонажами рассказа являются мама мальчика, представленная в образе доброй, ласковой, вежливой и в меру строгой женщины, а также строгий милиционер и растерянный гражданин.

 

9. Композиция: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть;

 

1. Странная фраза

 

2. Объяснение мамы

 

3. Завтрак

 

4. Как Дениска съел яйцо

 

5. Ненавистная манная каша

 

6. В Кремль-то хочется

 

7. Разносолы

 

8. Летающая каша

 

9. Появление милиционера

 

10. Гражданин в каше

 

11. Дениска раскаивается.

 

10. Составление вопросов для беседы с детьми по рассказу.

 

1. Как зовут главного героя рассказа Драгунского «Тайное становится явным»

 

2. Что означают слова: «Тайное становится явным»?

 

3. Что входило в завтрак Дениски?

 

4. Любил ли Дениска манную кашу?

 

5. На кого, по мнению мамы, был похож худенький Денис?

 

6. Какое долгожданное событие должно было произойти в случае, если Дениска съест всю кашу до дна?

 

7. В каком количестве Дениска положил хрен в кашу, чтобы она была вкуснее?

 

8. Почему Дениска выплеснул кашу на улицу?

 

9. Почему милиционер, назвав маму «интеллигентным человеком», сказал это с неодобрением?

 

10. Почему Дениска, увидев незнакомого дяденьку, сразу понял, что поход в Кремль отменяется?

 

11. По какому делу шел человек, на которого упала каша? Ответ: он шел фотографироваться

 

12. Какого цвета обычно бывали глаза мамы, когда она ужасно сердилась?

 

13. Кто очистил одежду прохожего от манной каши?

 

14. Какие слова сказал Дениска маме, когда милиционер и пострадавший от каши ушли?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: