Северо-Западный экономический район




Северо-западный экономический район. Калининградская область. Особенности и территориальная организация хозяйства. Транспортная инфраструктура. Основные направления развития.

 

Северо-Западный экономический район

Состав района: Ленинградская, Новгородская и Псковская области, город Санкт-Петербург.

Площадь — 196,5 тыс. кв. км, население — 7,9 млн человек. Плотность 40,3 чел. на 1 кв. км.

Отрасли хозяйственной специализации: точное машиностроение, судостроение, химическая и текстильная промышленность, льноводство. Одна из важнейших хозяйственных функций района — осуществление внешнеторговых связей.

Экономико-географическое положение Северо-Западного района характеризуют приморское (побережье Балтики) и пограничное положение с Белоруссией, промышленно развитыми странами Балтии, Центральным районом, богатым сырьевыми и топливными ресурсами Северным районом.

Природные условия. Подзолистые, заболоченные почвы лесной зоны в условиях короткого, дождливого и прохладного лета малопригодны для интенсивного развития земледелия, но могут быть использованы для выращивания скороспелых зерновых, кормовых культур, льна, овощей и картофеля.

Природные ресурсы. Хозяйственное значение имеют бокситы (Тихвинское месторождение), фосфориты (Кингисеппское месторождение), огнеупорные глины (Боровичское месторождение), известняки, сланцы, торф, биологические (рыбные) и лесные ресурсы.

Население. Доля городского населения в районе (87%) — самая высокая в России. Около 90% жителей района сосредоточено в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. Район располагает высококвалифицированными кадрами рабочих и служащих, мощной системой проектно-конструкторских и опытно-экспериментальных институтов и заводов.

Промышленность. Благодаря выгодному экономико-географическому пложению и возможности использования привозного сырья и топлива в районе сложились разносторонне развитые машиностроительная, химическая и текстильная промышленность.

Машиностроение Северо-Запада отличают трудоемкость и техническая сложность производства. Предприятия отрасли выпускают турбины, генераторы и атомные реакторы (заводы «Электросила», Металлический, Невский, Ижорский), продукцию оптико-механической, электронной и радиотехнической промышленности, разнообразные приборы и станки. Машиностроительный комплекс включает также судостроение (Балтийский, Адмиралтейский, Невский и др. заводы), вагоностроение, тракторостроение (Кировский завод), производство полиграфических машин и др. Подавляющая часть предприятий машиностроительного комплекса размещается в Санкт-Петербурге.

Химическая промышленность представлена в районе производством синтетических смол и пластмасс, химических волокон, резино-технических изделий, лаков, красок, щелочей, кислот, фармацевтических препаратов (предприятия расположены в Санкт-Петербурге, Новгороде, Киришах), фосфорных (Санкт-Петербург, Кингисепп, Волхов) и азотных (Новгород) удобрений.

Текстильная промышленность. Район производит льняные (на собственной сырье), хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и синтетические ткани (Санкт-Петербург, Псков, Новгород).

Большое значение для экономики района также имеют алюминиевая (Волхов, Бокситогорск, Пикалево, Тихвин), деревообрабатывающая (производство фанеры, мебели, спичек и т.д.) и целлюлозно-бумажная, рыбная и маслодельная, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, производство обуви и меховых изделий.

Топливно-энергетическая промышленность. Большая часть потребности в топливе (уголь, нефть, природный газ) удовлетворяется за счет поступления из других районов. Интенсивно используется и местное топливо (торф, сланцы). В производстве электроэнергии велика роль тепловых (Ленинградская ТЭЦ, Псковская, Северная ГРЭС и др.) и атомных (Ленинградская АЭС) электростанций.

Сельское хозяйство. Ведущие направления в сельском хозяйстве — молочное животноводство и свиноводство, выращивание картофеля, овощей и льна. В земледелии высок удельный вес кормовых культур (1/2 посевов), доля зерновых невелика. Основная зерновая культура — озимая рожь. Выращивают также овес, ячмень и яровую пшеницу. Сельское хозяйство Северо-Запада находится под непосредственным воздействием Санкт-Петербурга. Большая часть посевов картофеля и овощей, молочное животноводство, свиноводство и птицеводство сосредоточены в ближайшей к городу зоне. Лен, помимо Ленинградской, возделывается в Псковской и Новгородской областях. Собственной сельскохозяйственной продукции району не хватает. Исключение — льноводство, имеющее межрайонное значение.

Транспорт и хозяйственные связи. Транспорт оказывает большое влияние на развитие хозяйства района. Наибольшее значение имеют железнодорожный и морской транспорт. Санкт-Петербург второй по объему грузооборота железнодорожный узел России (после Московского), связан

с Москвой, с европейским Севером и Уралом магистралями

Санкт-Петербург - Череповец - Вологда - Пермь,

Санкт-Петербург — Мурманск и др.

со странами Балтии, Скандинавии, Калининградом (Санкт-Петербург - Хельсинки),

с Украиной, Белоруссией и др.

(всего от него отходит 12 магистралей).

В межрайонных связях велика роль речного транспорта - Волго-Балтийская и Мариинская речные системы соединяют Северо-запад с Центральным, Волго-Вятским, Поволжским и Уральским районами.

Морской транспорт региона осуществляет каботажные перевозки и внешнеэкономические связи со странами Европы и Америки.

Ввоз грузов в район значительно превосходит вывоз. Район ввозит в основном нефть, газ, каменный уголь, нефелины, лес и лесоматериалы, металлы, строитель­ные материалы; вывозит продукцию машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности.

 

Калининградская область

Площадь области 15,1 тыс. кв. км, население — 951 тыс. человек.

Отрасли хозяйственной специализации: рыбная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, добыча и обработка янтаря, морепродуктов. Важная хозяйственная функция района — обслуживание внешних экспортно-импортных операций России.

Экономико-географическое положение. Самая западная территория России, граничит с Литвой и Польшей. Имеет выход к незамерзающему здесь Балтийскому морю.

Природные условия. Климат мягкий (теплая зима, нежаркое лето), влажный, благоприятствует развитию сельского хозяйства. Негативно сказывается на нем обилие болот.

Природные ресурсы. Месторождения янтаря (Приморское и Пальминское) — крупнейшие в мире. Выявлены запасы нефти, природного газа, бурого угля, каменной и калийной соли, строительных материалов. Большие площади занимают леса хвойные и широколиственные (ель, сосна, дуб, граб, бук), луга и пастбища.

Население. Средняя плотность населения 63 чел. на 1 кв. км. Высокий удельный вес имеет городское население (80%). Хорошая обеспеченность ресурсами труда, квалифицированной рабочей силой.

Промышленность. Приморское положение способствовало развитию рыбной и рыбоперерабатывающей промышленности. Лов рыбы ведется в водах Балтийского моря и Атлантического океана, переработка — на рыбоконсервных комбинатах Калининграда.

Машиностроение представлено производством судового оборудования, саморазгружающихся вагонов, дорожно-строительных машин, металлорежущих станков и др.

Важное место занимает целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, использующая привозную древесину (в основном Северного района).

На местном сырье сложилась мясная и маслодельная промышленность.

Подавляющую часть продукции вышеназванных отраслей производят на предприятиях Калининграда. Среди других центров выделяются Советск (производство бумаги и целлюлозы) и поселок Янтарный (добыча и обработка янтаря).

Сельское хозяйство. Его ведущее направление — молочно-мясное скотоводство, мясное и беконное свиноводство, птицеводство обусловлено развитой естественно-кормовой базой (луга, пастбища, продукция земледелия, отходы пищевой промышленности и пр.) В земледелии высок удельный вес зерновых (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовых (корнеплоды, однолетние и многолетние травы) культур.

Транспорт. Развит морской транспорт, осуществляющий каботажные перевозки и выполняющий внешнеторговые функции. Большую часть экспортируемой продукции составляют рыба и морепродукты; в составе импорта преобладают машины и промышленное оборудование. Калининград — незамерзающий порт на Балтийском море.

 

 


 

Литература:

1. Экономическая география России: Учебник. изд. перераб. и доп. / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В.Степанова. - М.: ИНФРА-М. 2007. С. 335-348

2. Экономическая география / В.П. Желтиков, Э 40 Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 384 с. 13.2.3. Северо-Западный экономический район. 13.2.12. Калининградская область

 

 

Вопросы:

1. Характерные особенности экономико-географического расположения.

2. Природные условия и ресурсы.

3. Отрасли промышленности.

4. Отрасли сельского хозяйства.

5. Транспорт и хозяйственные связи. Экспорт и импорт продукции.

6. Основные направления развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: