ПРИНЦИП ОТРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЧНОСТИ




Вопросы психологии. – 1985. – №4 июль-август 1985. – с. 17-31.

 

В.А. ПЕТРОВСКИЙ

 

Психология вызвала к жизни огромное число методических приемов исследования личности. Их многообразие и количество настолько обширны, что отношение современного психолога к современным методам формулируется главным образом в аспекте предпочтения: каким методом (методикой) лучше (эффективнее, полезнее, достовернее и т.п.) изучать личность? В лучшем случае возникает вопрос о тактике, например о последовательности использования методических приемов. Изобилие методик как бы само собой рождает проблему выбора – «предложение» рождает «спрос». Складывается впечатление, что речь идет о чем-то одном, стоящем за всем этим многообразием приемов исследования. Между тем позволительно поставить вопрос: что же на самом деле выделяется или измеряется той или иной методикой? Имеем ли мы дело с одним и тем же представлением о личности, различным образом выступающим в разных методических срезах? Или, быть может, все дело не столько в том, какой метод предпочесть для исследования личности, а в том, какое представление о личности первоначально составляет предмет предпочтения?

При анализе методов исследования личности сквозь призму соответствующих представлений о предмете психологии личности первоначально могут быть выделены три основных подхода к этой проблеме, три основных варианта понимания личности в психологии. В первом случае личность выступает со стороны мотивов и интенций, составляющих содержание «личного мира» индивидуума характеризуется уникальной системой личностных смыслов, индивидуально своеобразными способами упорядочивания и концептуализации впечатлений, исходящих от организма и внешней среды. Привилегированный путь исследования личности в этом аспекте представлен проективными и психосемантическими методиками. Другой вариант понимания личности представлен концепциями «черт». В центре внимания исследователей относительно устойчивые, внешне проявляемые характеристики индивидуальности, которые могут быть запечатлены в суждениях самого субъекта, а также в суждениях других людей о нем. Этим определяется и основной методический принцип исследования – заполнение опросников, бланков «полярных профилей» и т.д. В третьем случае личность раскрывается исследователю как деятельное Я субъекта, что означает интеграцию внутреннего и внешнего аспектов субъектности. На подступах к разработке методологии исследования личности в данном аспекте ее интерпретации складываются некоторые новые средства анализа установочной регуляции поведения (диспозиций, отношений, направленности, смысловых образований личности) и активности как выхода за пределы исходных диспозиций.

Особый подход к экспериментальному исследованию личности складывается в рамках концепции персонализации, методологические предпосылки которой содержатся в трудах Л.С Выготского, М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна, А.Н Леонтьева, Э.В. Ильенкова. Исходя из представлений о личности как «системном качестве» (А.Н. Леонтьев) индивида, мы конкретно характеризуем это особое качество прежде всего как способность индивида обусловливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей, быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою отраженность («персонализированность») в них [3], [5], [6]. Выделение данной линии исследования означает еще один, четвертый вариант понимания личности, исходящий из проводимого в советской психологической литературе методологического различения понятий «личность» и «индивид». Остановимся на ключевом для обозначенного подхода понятии «отраженная субъектность». Оно воплощает в себе представление о личностном аспекте бытия человека в мире как формы активного «идеального» присутствия человека в жизни других людей, «продолженности человека в человеке».

Понятие отраженной субъектности в самом общем плане может быть определено как бытие кого-либо в другом и для другого. Смысл выражения «Человек отражен во мне как субъект» означает, что я более или менее отчетливо переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, его готовность осуществить преобразование этой ситуации, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моих отношений к миру. Отраженная субъектность есть, таким образом, форма идеальной представленности этого человека в моей жизненной ситуации, выступающая как источник преобразования этой ситуации в значимом для меня направлении. Отражаясь во мне, он выступает как активное деятельностное начало, изменяющее мой взгляд на вещи, формирующее новые побуждения, ставящее передо мной новые цели; основания и последствия его активности не оставляют меня равнодушным, значимы для меня, или, иначе говоря, имеют для меня тот или иной личностный смысл. Говоря об идеальной представленности одного человека в другом, мы прежде всего имеем в виду отмеченное обстоятельство: что первый открывается второму как значимое для него существо, как источник нового для него смысла1.

Опишем три основные генетически преемственные формы проявления отраженной субъектности. В первом случае перед нами запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний. Во втором случае отражаемый индивид выступает как идеальный значимый другой. В третьем – как претворенный субъект.

Запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний. Первый аспект анализа отраженной субъектности – это характеристика его в рамках проблематики межиндивидуального влияния, выступающего как эффект взаимодействия между людьми, непосредственно воспринимающими друг друга. Влияние, оказываемое одним человеком на другого, может быть направленным и ненаправленным. В первом случае субъект, оказывающий влияние, ставит перед собой определенную задачу: добиться желаемого результата от объекта влияния, например произвести на него впечатление, принудить сделать что-либо и т.д. Различают две формы подобного рода влияния: прямое – когда субъект влияния открыто предъявляет те или иные притязания; косвенное – когда он, имея цель модифицировать поведение другого, изменяет среду в расчете на получение требуемых ему откликов (от элементарных двигательных ответов до изменения личностных диспозиций другого лица). В обоих случаях влияние и воздействие относятся друг к другу как цель и средство, что составляет специфическую черту той категории явлений, которые традиционно описываются как феномены социального влияния и власти. Во втором случае влияние не связано

с целью субъекта вызвать ту или иную запланированную ответственную реакцию у объекта влияния (ненаправленное влияние). Тем не менее эффект соответствующего действия может быть весьма ощутим. В значительной мере один из аспектов проблемы ненаправленного влияния, которое мы могли бы назвать еще иррелевантным, разрабатывается в рамках изучения феноменов фасилитации – изменения эффективности деятельности одного субъекта в контакте с другим. Для проблематики фасилитации специфично то, что направленность влияния одного партнера на другого, выступая в изменении уровня достижимости целей, первоначально принятых субъектом, не связана с появлением каких-либо дополнительных моментов активности, прямо не относящихся к решению исходной задачи. Таким образом, фасилитация иррелевантна целям влияющего, но вполне релевантна целям объекта влияния. Данное обстоятельство необходимо подчеркнуть особо, в силу того что в значительной мере незаполненным остается тот участок проблемы межиндивидуального влияния, который противостоит как феноменологии социального влияния, так и фасилитации. Это область заранее не запланированных одним человеком влияний на другого человека, обнаруживающихся в сфере незапланированных проявлений активности последнего. Именно этот аспект проблемы межиндивидуального влияния представляет особый интерес для разработки феноменологии отраженной субъектности.

В частности, в этом пункте мы сталкиваемся с особой группой феноменов межличностного восприятия, прямо не соотносимых ни с объектными, ни с субъектными модусами социальной перцепции (о субъектном и объектном уровнях межличностного восприятия см. [8]). Перед нами переживание индивидом того влияния, которое на него оказывает другой индивид и которое в данной ситуации фактического или воображаемого взаимодействия не вытекает из намерений этого последнего. Это – переживание субъектом своей собственной динамики, характеризующее, как это ни парадоксально, личность другого человека, однако особую «часть» его личности – фрагмент его отраженной субъектности. Когда мы говорим: «Мне этот человек смешон», то этим мы не хотим сказать, что этому человеку весело, наоборот, подобное высказывание может свидетельствовать об обратном. То, что происходит со мной (хочется смеяться над ним), выступает как характеристика не столько меня самого в присутствии другого, сколько именно его личности в моих глазах.

Переживание собственной динамики в контакте с другим человеком, по-видимому, выступает генетически начальной формой восприятия человека человеком. Над ней далее надстраиваются уровни объектного и субъектного восприятия. Мы называем указанную форму социальной перцепции метасубъектной. Метасубъектный «слой» межличностного восприятия не является какой-либо внешней и необязательной «добавкой» к субъектному и объектному слою. Он составляет специфическое, неотъемлемое условие и продукт межличностного восприятия.

Идеальный значимый другой. Следующей формой проявления отраженной субъектности является феномен действенности идеального образа отражаемого индивида в системе реальных или воображаемых контактов с ним индивида – носителя отражения. В феномене действенности находит свое выражение эффект идеальной продолженности первого индивида во втором. В рефлексивном плане жизненная ситуация индивида, являющегося носителем подобного действенного идеального образа другого индивида, выявляет в себе как бы два смысловых и вместе с тем силовых центра; находясь на чужой «территории», другой человек образует «государство в государстве», жизненный мир человека, заключающего чью-либо отраженную субъектность, может быть представлен в виде эллипса, имеющего два фокуса: Я и Другой во мне. Это психологическое строение жизненного мира может сохраняться даже тогда, когда другого значимого для нас человека фактически, наяву, нет рядом.

Точные слова для обозначения интересующего нас явления мы находим у Л.Н. Толстого в его трактате «О жизни»: «Мой брат умер, кокон его, правда, остался пустой, я не вижу его в той форме, в которой я до этого видел его, но исчезновение его из моих глаз не уничтожило моего отношения к нему. У меня осталось, как мы говорим, воспоминание о нем... Осталось воспоминание,– не воспоминание его рук, лица, глаз, а воспоминание его духовного образа....Воспоминание это не есть только представление, но воспоминание это есть что-то такое, что действует на меня и действует точно так же, как действовала на меня жизнь моего брата во время его земного существования. Это воспоминание есть та самая его невидимая, невещественная атмосфера, которая окружала его жизнь и действовала на меня и на других при его плотском существовании, точно так же, как она на меня действует и после его смерти. Это воспоминание требует от меня после его смерти теперь того же самого, чего оно требовало от меня при его жизни. Мало того, воспоминание это становится для меня более обязательным после его смерти, чем оно было при его жизни. Та сила жизни, которая была в моем брате, не только не уменьшилась, но даже не осталась той же, а увеличилась, и сильнее, чем прежде действует на меня....На каком же основании, чувствуя на себе эту силу жизни точно такою же, какою она была при плотском существовании моего брата, то есть как его отношение к миру, уяснявшее мне мое отношение к миру, я могу утверждать, что мой умерший брат не имеет более жизни?.. Я смотрел в отражающую поверхность на то, как держал меня человек; отражающая поверхность потускнела. Я не вижу больше, как он меня держит, но чувствую всем существом, что он все так же держит меня и, следовательно, существует» [7; 412].

Перед нами не обычный образ воспоминания, а «что-то такое, что действует на меня», оно «не есть только представление». Воспоминание это описывается как «невидимая, невещественная атмосфера», которая наделена признаками действенности, динамичности, силы: она «действовала на меня и на других» и «требует от меня» чего-то. Брат, запечатленный в переживаниях повествователя, составляет отныне часть его собственной жизни, часть, которая переживается «всем существом», но тем не менее не сливается с авторским Я, остается силой, действующей не только в нем, но и на него. Ни образ брата, ни объединение себя с братом, в котором оба стали бы неразличимы, не составляют, следовательно, сути того образования, которое столь тщательно описывает Л.Н. Толстой. Перед нами особая форма отраженной субъектности, которая должна быть особым образом названа и психологически осмыслена, чтобы не был упущен главный определяющий ее признак, указанный Л.Н. Толстым: «его (другого человека) отношение к миру, уясняющее мне мое отношение к миру».

Для ее обозначения можно было бы прибегнуть к термину «интроект», который кажется значительно более адекватным для описания, чем многие другие. Но термин «интроект», используемый прежде всего в психоаналитической литературе, интерпретируется уже, чем нам это необходимо, и при всей неодинаковости дефиниций [9], [10] в основном описывается как «производящая основа идентификации» [10; 286]. Нас же интересует более широкий круг явлений межиндивидуального отражения, в которых отражаемый субъект выступает для отражающего его субъекта как идеальный значимый другой.

Присутствие идеального значимого другого создает почву для проникновенных феноменологических описаний соответствующего круга явлений. Причина здесь заключается в том, что духовный образ другого человека существует в переживании тех, кто является носителем интроецированных содержаний, относительно автономно от переживаний собственного Я, и поэтому может быть с той или иной степенью достоверности и дифференцированности рефлектирован как бы со стороны. В художественной литературе, в произведениях классиков (в русской литературе замечательные описания действенной идеальной представленности одного человека в другом мы встречаем у Толстого, Достоевского, Чехова, Пастернака и др.) содержатся характеристики отраженной субъектности на уровне идеального другого. Но идеальный значимый другой характеризует лишь ступень восхождения к той форме отраженной субъектности, которая может быть обозначена как завершающая.

Претворенный субъект. В последнем случае опыт непосредственного самоанализа, опирающегося на актуально присутствующие в сознании субъекта переживания, уже невозможен. Только перед исследователем или перед человеком, фактически анализирующим себя как исследователь, выступает как последняя, выделяемая нами форма отраженной субъектности, которую мы обозначаем как ступень претворенной субъектности. Отражаемый субъект настолько глубоко проникает в духовный мир субъекта, осуществившего отражение, что Я этого последнего оказывается внутренним и радикальным образом опосредствовано взаимодействием с первым, выступает как существенно определенное (или «положенное») им. В данном случае, на этапе претворенного Я, фактически теряется возможная взаимопротивопоставленность субъектов и, следовательно, разрушаются диалогические формы взаимоотношения между ними: ведь Я одного здесь уже неотделимо от субъективированного им Я другого. Точнее, диалогическая оппозиция другому в данном случае выступает как самоконфронтация, как проявление борьбы с собой. Теоретически могут быть выделены три разновидности претворенного Я: идентификация, конфронтация (представление о подобной форме претворенного Я иногда может быть осмыслено согласно формуле: «негативизм – это конформизм наизнанку» (И.С. Кон), конвергенция (в частности, становление мы).

Понятие отраженной субъектности выражает особое внутреннее движение сознания и деятельности человека, осуществляющего отражение. Это движение может совсем не осознаваться им, а в случае если задача осознания и возникает, то далеко не всегда оно обретает опору в образах и заключенных в них значениях. Перед нами именно смысловая форма репрезентации одного человека другому, выступающая как движение преобразования жизненных отношений к миру последнего. В этом движении непосредственно выявляется причинность первого по отношению ко второму, его субъектность как «авторствование».

Таким образом, отраженная субъектность, не являясь только образом, выступает как продолженность одного человека в другом, как смысл первого для второго, в динамике2 определений бытия последнего. По существу речь идет об инобытии одного человека в другом.

Сказанное вплотную подводит нас к мысли, что отраженная субъектность должна быть осмыслена как субъектность самого отражения, что идеальной представленности одного человека в другом присущ активный, «незеркальный» характер. Да и может ли быть иначе, если термин «отражение» мы используем в его точном значении? Отразить что-либо – это значит воспроизвести существенные, определяющие черты отражаемого: в данном случае – признак действенности, активной причинности индивида по отношению к чему-либо, происходящему в нем самом, в других людях, в предметной действительности.

Вот почему отраженная субъектность, немыслимая вне актов и продуктов межличностного восприятия, к ним несводима и должна быть выделена в особую категорию психологического анализа.

Всем сказанным определяется общий принцип экспериментального исследования личности в аспекте отраженной субъектности (принцип отраженной субъектности). Исследование должно охватывать, как минимум, двух участников: назовем одного из них исследуемым (будем писать это слово курсивом), другого (других) – испытуемым (испытуемыми). Исследуемый выступает в качестве объекта психологического анализа; именно его личность интересует экспериментатора в первую очередь, о его отраженной субъектности идет речь. Испытуемый – это носитель отраженной субъектности исследуемого, именно он подвергается непосредственно изучению и служит для экспериментатора как бы поставщиком опытных данных.

Форма участия исследуемого и испытуемого в экспериментальной ситуации различна. В задаваемую экспериментатором деятельность – в выполнение того или иного задания, результативность которого оценивается экспериментатором,– вовлечен только испытуемый. Характер включения исследуемого в деятельность испытуемого таков, что он обусловливает возможность проявления той или иной динамики в протекании реакций испытуемого при осуществлении им экспериментального задания. Динамика, которую удается зафиксировать экспериментатору, служит отправной характеристикой личности исследуемого. Отметим в этой связи своеобразие проектируемой экспериментальной ситуации по сравнению с общепринятыми приемами изучения и диагностики личности. Разведение исследуемого и испытуемого не является в экспериментальной психологии сколько-нибудь традиционным. В отличие от весьма распространенной схемы исследования, в нашем случае «батарея» методик и тестов обращена не к тому индивиду, чья личность фактически интересует психолога, а к другим лицам (испытуемым) – носителям отраженной субъектности исследуемого. Осуществляя подобную стратегию эксперимента, мы не только не выходим за пределы изучения личности исследуемого, но, наоборот, выявляем собственно личностные характеристики его бытия. В частности (и это может показаться тем более не совсем привычным), исследуемый может находиться и за пределами экспериментальной комнаты: полезную информацию о его личности экспериментатор извлекает из анализа динамики деятельности других людей при выполнении ими предложенного экспериментального задания.

Итак, идея предлагаемого метода заключается в следующем. Экспериментатор оценивает или измеряет психологические особенности какого-нибудь индивида, выступающего в роли испытуемого, по тем или иным уже существующим психологическим методикам (проективным, психосемантическим, «деятельностным» и т.д.) и выявляет устойчивые характеристики этого индивида в соответствующих измерениях. Они принимаются за точку отсчета. Теперь предлагается включить другого индивида, т.е. исследуемого, во взаимодействие с первым. Сдвиг в проявлении индивидуальности испытуемого выступает в качестве исходной характеристики личности исследуемого. Предполагается, что мерой его личностности служит фиксируемая экспериментатором степень изменения поведения и сознания других людей, которое значимо для этих других, для их собственного самоопределения. Таким образом, мы подступаем к явлениям отраженности, запечатленности исследуемого в системе индуциируемых им изменений жизненных проявлений испытуемых, что и обрисовывает личностный модус индивидуальности исследуемого, как источника нового смысла для испытуемого3. Подобный подход к изучению личности может быть, следовательно, обозначен как принцип отраженной субъектности.

При построении комплекса экспериментальных методик мы учитываем два обстоятельства: во-первых, существование множества различных потенциальных параметров изменения психических проявлений испытуемых и, во-вторых, наличие множества различных форм и способов репрезентации исследуемого испытуемым. Два выделенных множества задают матрицу возможных экспериментальных ситуаций, характеризующих метод отраженной субъектности. Строки этой матрицы отвечают различным способам репрезентации исследуемого испытуемому, а столбцы – видам регистрируемых параметров проявлений индивидуальности испытуемого. Отметим здесь же, что в действительности мы должны иметь дело с «кубом данных», причем третье измерение задается множеством испытуемых как носителей личности исследуемого. Множество параметров регистрируемых изменений испытуемого составляют различные проявления активности последнего, характеристики его психики: социальные установки, интересы, ценности, мотивы, особенности когнитивного стиля, категориальные структуры индивидуального сознания, особенности разрешения конфликтов и т.д.

Среди форм и способов репрезентации исследуемого испытуемым можно выделить следующее: 1) реальное взаимодействие исследуемого и испытуемого в пределах экспериментальной ситуации; 2) фактическое присутствие исследуемого в ситуации осуществления испытуемым той или иной деятельности при соблюдении условия невмешательства; 3) «материализованные репрезентации» исследуемого испытуемому: предъявление фотографий, голоса, записанного на магнитофон, предметов, символизирующих «присутствие» исследуемого; 4) включение исследуемого или его символических замещений в структуру экспериментального материала, например включение их в саму картинку проективного теста (см. рис. 1); 5) квазиприсутствие – гипнотическая актуализация образа исследуемого, «мысленное» присутствие и т.п.; 6) субсенсорное предъявление стимулов, связанных с исследуемым субъектом (его имени, фотографий и др.); 7) воспроизведение ситуаций, в которых имело место взаимодействие испытуемого и исследуемого без внешней актуализации образа последнего; 8) экспериментальные условия, аналогичные только что описанным при гипнотическом внушении испытуемому «забывания» исследуемого; 9) включение испытуемых в такие ситуации, которые были бы несходны с предшествующими ситуациями взаимодействия испытуемого и исследуемого без внешней актуализации образа исследуемого (условие «нулевой» внешней репрезентации исследуемого) и т.д.

Первый из названных способов репрезентации позволяет реализовать исследования прямого и косвенного, намеренного и ненамеренного влияния, улавливая соответствующие эффекты запечатленности исследуемого в проявлениях активности испытуемых. Формы репрезентации исследуемого начиная со второй по шестую нацеливают на выявления характеристик отраженной субъективности, выступающей на уровне идеального значимого другого. Остальные формы репрезентации представляют интерес в плане оценки претворенной субъектности исследуемого.

 

Рис. 1

 

Основные методические трудности, обусловленные отсутствием какой-либо традиции экспериментального исследования, возникают в основном при изучении отраженной субъектности во втором из выделенных ее вариантов, переходном между первым и третьим. В этом аспекте деятельность испытуемых актуально опосредствуется идеальными репрезентациями исследуемого. Поэтому главный акцент при описании того, как практически «работает» метод отраженной субъектности, мы здесь сделаем на освещении данных о том, как «вмешивается» идеальный значимый другой (исследуемый) в выполнение экспериментальных заданий испытуемыми.

Отметим в порядке иллюстрации несколько исследований, проводимых на основе предложенного автором метода. Так, в работах Ю.В. Янотовской и, независимо от нее, И.Г. Дубова изучается мера идеальной представленности (персонализации) творческих учителей в учениках: в исследовании ученики включаются в словесный ассоциативный эксперимент, затем по частотному словарю выявляется уровень оригинальности ассоциаций. Показано, что в присутствии учителей, которые по экспертным оценкам описываются как творческие, оригинальность ассоциаций учеников возрастает.

В исследовании А.В. Воробьева школьникам предъявлялась игровая задача, которую требовалось решить самостоятельно, не отступая от правил. В одной из экспериментальных серий перед испытуемыми-шестиклассниками находился портрет их учителя. Выяснилось, что предъявление портретов некоторых учителей не вызывало изменений в добросовестности учащихся, предъявление портретов других учителей стимулировало более добросовестную работу. Примечательно, что портреты учителей оказывали неблагоприятное воздействие, вызывая падение правдивости учащихся, нарушение правил «исподтишка». В работах того же исследователя выяснено, что предъявление одного только голоса учителя (при полной стертости, невнятности содержания речи) вызывало изменение в интерпретации учениками сюжетных ситуаций проблемного типа; одни учителя повышали «доброжелательность» интерпретаций во взаимоотношениях между героями специально отснятого фильма, другие способствовали негативным интерпретациям взаимоотношений между героями. Та же техника репрезентации позволила выявить факты стимуляции познавательной активности учащихся при решении ими интеллектуальных задач учебного типа. Было бы интересно выявить возможную динамику «зоны ближайшего развития» детей – расширение или сужение ее границ – в условиях контакта ребенка с разными взрослыми.

С использованием предложенной А.Л. Крупениным техники «псевдовоздействий» значимых других удается выявить факт изменения уровня «непрагматического риска» (см. о феномене «непрагматического риска» [4]) при условии подобного мнимого «воздействия» на субъекта-перципиента. Участникам эксперимента сообщали, что будет проверяться гипотеза о существовании «биополей». «Субъектом-индуктором» становился исследуемый, «субъектом-перципиентом» испытуемый. Исследуемый должен был «воздействовать» на испытуемого, сидящего за прибором «рискометром», находясь рядом (за спиной испытуемого) или издалека (из другой комнаты). Обоим было известно, что вследствие «воздействия» должна быть повышена точность работы испытуемого, состоящей в экстраполяции движения сигнала-объекта в «тоннеле». Как первый, так и второй участники опыта не знали, что в эксперименте выявляется уровень стремления человека к риску, а также зависимость именно этой тенденции (а не самой по себе точности остановки сигнала-объекта в тоннеле) от факта идеального взаимодействия между испытуемым и «ассистентом» (т.е. в данном случае исследуемым. В специальной экспериментальной серии было показано, что одного только внушающего влияния экспериментатора, повышающего уверенность испытуемого в точности его собственных действий, оказывается недостаточно для стимуляции тенденции к риску. В этой серии испытуемому вручали металлический стержень, соединенный проводом с корпусом прибора, на котором проводилось исследование, и сообщали, что по этому проводу будет «передаваться» определенное воздействие от особого устройства – «суггестометра», якобы повышающего точность выполнения задания. Большинство испытуемых при этом оценивали свою работу как более точную, чем в предыдущих сериях (без суггестирующего воздействия), однако уровень стремления к риску оставался прежним. Кроме того, на значительной экспериментальной выборке (более 900 испытуемых) А.Л. Крупениным было показано, что колебания уровня стремления к риску у испытуемых необъяснимо естественными флуктуациями проявлений активности в экспериментальной ситуации, располагающей к риску (коэффициент корреляции между повторными сериями с интервалами: 2 недели, 3 месяца, полгода – не менее 0,82). В случае если эксперимент проводился с незнакомыми прежде участниками, наблюдается приблизительно равное отклонение в сторону повышения и понижения уровня стремления к риску. Причем у трети испытуемых риск сохраняет свое исходное значение. Однако в тех случаях, когда участники эксперимента знакомы между собой, в условиях «воздействия» выявляется значимая тенденция к повышению показателей прагматически немотивированного риска по сравнению с данными индивидуальной серии. Соответствующие сдвиги независимы от социометрического и референтометрического статуса исследуемых и испытуемых в группах, из которых формировались экспериментальные диады. Таким образом, основным фактором сдвига к риску является наличие ранее сложившегося межиндивидуального контакта между испытуемыми и исследуемыми, который можно интерпретировать как достигнутую опытом общения запечатленность исследуемого в системе «смысловых установок» [1] испытуемого.

Для описания следующей группы фактов, полученных в том же исследовании, не имеющих пока вполне убедительного толкования, мы используем заимствованный в математической логике термин «отношение эквивалентности». Последнее, как известно, удовлетворяет трем формальным условиям: «симметричности» (ARB~BRA), «транзитивности» (ARB&BRC→ARC) и «рефлексивности» (ARA). В нашем случае это означает, что если индивид А в определенном направлении изменяет проявление стремления к риску у индивида В, то последний (В) вызывает аналогичное изменение у первого (А) (условие «симметричности»); если индивид А индуцирует повышение или снижение уровня стремления к риску у индивида В, а тот, в свою очередь,– аналогичное изменение у индивида С, то с высокой вероятностью обнаруживается соответствующее влияние А на С (условие «транзитивности»). Именно эти факты наблюдались в исследовании. Для проверки условия «рефлексивности» мы провели дополнительную серию, которая, возможно, могла бы вызвать возмущение рьяных приверженцев представлений о магической силе «биополей»4. Экспериментатор делал вид, что он «записывает» собственные «биополя» испытуемого, которые далее «ретранслирует» тому же испытуемому (в действительности, конечно, никакой записи чего-либо и обратного предъявления не было). В результате оказалось, что участники исследования, не вызывающие изменения уровня стремления к риску у других лиц, в серии «самовоздействия» не изменяли собственного уровня риска; вместе с тем участники эксперимента, варьирующие уровень риска у других, вызывали аналогичные изменения у самих себя. Следовательно, подтверждалось и свойство «рефлексивности» производимых влияний, и в целом перед нами открывалось отношение эквивалентности, разбивающее множество испытуемых на два противостоящих друг другу подмножества: подверженных и вместе с тем подвергающих влиянию и – «независимых»: находящихся вне отношений влияния. Приведенные данные нуждаются в дополнительном исследовании и интерпретации.

Трудно интерпретируемые факты получены нами также при исследовании динамики ряда феноменов восприятия, обусловленной присутствием значимого другого. Б.М. Величковский обратил наше внимание (в личной беседе) на возможную взаимосвязь персонализации и перцепции. Одна из таких иллюзий приведена в [2] – вариант фигуры Г. Каниззы с иллюзорным контуром, несколько модифицированный нами,– послужила для нас предметом анализа.

В поле зрения испытуемого – четыре фигуры черного цвета, представляющие собой круги с вырезанными в них секторами. Иллюзия состоит в том, что условный квадрат, «наведенный» этими секторами, в глазах наблюдателя превращается в реальный белый квадрат, т.е. «становится видимым» (см. рис. 2).

 

 

Рис. 2

 

Действительно ли «присутствие» значимого другого лица может отразиться на характере переживания этой иллюзии? Приведем некоторые данные, полученные в дипломной работе, выполняемой под нашим руководством Е.И. Кузьминой.

Прежде всего необходимо было измерить силу иллюзии. Для этой цели мы предъявляли испытуемым слайды, где расстояние между черными кружками менялось от меньшего к большему; в некоторый момент иллюзия белого контура, весьма ощутимая при небольшом расстоянии между кружками, пропадала, тем самым мы устанавливали порог исчезновения иллюзии. Далее, поскольку эксперимент проводился с детьми дошкольного возраста, необходимо было адаптировать для детей инструкцию и несколько модифицировать предъявляемый тест. Остроумное решение этой задачи предложила Е.И. Кузьмина. Кружки с вырезанными секторами были «превращены» в головы рыб с пририсованными «хвостиками». Четыре рыбки «держат платочек», в какой-то момент платочек они выпускают изо рта. Требуется сказать, когда платочек выскользнет. В первой серии дети многократно решают эту задачу в присутствии только экспериментатора. Во второй серии им предлагают представить, что рядом с ними в комнате находится их воспитательница. Сравнивается порог исчезновения иллюзии в первой и второй сериях. Эксперимент, проведенный на 52 детях, показал существование весьма заметных отличий между сериями – воображаемое присутствие воспитателя сочеталось с более поздним исчезновением иллюзии; выраженность иллюзии, таким образом, была значительнее во втором случае, когда «рядом» оказывался значимый другой человек.

Для объяснения этого факта потребуется специальная экспериментальная работа, направленная на проверку ряда гипотез, в различной мере специфицирующих собственно интерперсональный аспект интересующего нас влияния. Например, динамика перцептивной продукции может быть объяснима факторами, лежащими в стороне от процессов межличностного общения и не имеющими какого-либо прямого отношения к проблеме персонализации (распределение внимания между внешним стимульным материалом и внутренне представленным в сознании субъекта значимым объектом вообще). Или – в большей мере «субъектно-центрическим» образом: как эффект снижения дифференцированности восприятия, обусловленный снижением вообще критичности испытуемого под влиянием значимого другого (гипотезы «доверия», «распределения ответственности» и т.п.). Или, наконец, как проявление специфической интерсубъектной детерминации перцептивной деятельности (гипотеза «проигрывания» конструктивной активности другого, высказанная Б.М. Величковским).

В совместных исследованиях с Е.Ю. Увариной мы прослеживали обусловленную другим человеком



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: