Принципы организации детского досуга




Компиляционные материалы

Законы детского досуга [1]

1. Закон сочетания продуктивного и непродуктивного – досуг ориентирован на удовлетворение удовольствия, но можно и достичь конкретного результата.

2. Закон творческой энергетики – досуг реализует все виды энергии человека.

3. Закон диалектического соотношения времени, пространства и содержания досуга – вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени, досуговой территории и выбранного содержания творчества.

4. Закон «зеркальности» и универсальности досуга – досуг отражает и воспроизводит окружающий мир, все его богатства, тем он и уникален.

 

Принципы организации детского досуга

1. Принцип «красной линии» - «красная линия» - это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем. За «красной линией» - панибратство, лжедружба и т.д.

2. Принцип «могучей кучки» - досуг преимущественно дело коллективное.

3. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызывать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Так поступал Михаил Кутузов в войне 1812 года с французами. Он побеждал тем, что просто ждал, как развернутся сами по себе военные перипетии. Вроде бы ничего не делал, но одерживал победу. Мы много суетимся, блефуем, делаем вид, вечно подгоняем ребят. А ведь досуг – их личное добровольное дело.

4. «Принцип горы» - в работе, сотрудничестве с людьми нельзя терять высоты.

5. «Принцип антиканонов» - неэффективен трафаретный досуг.

6. «Принцип камня, брошенного в воду». Любой ребёнок должен реализоваться. Значит, каждого надо «бросить, как камень в воду», в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.

7. Принцип опоры на положительные эмоции ребёнка.

 

Методы досуговой педагогики:

1. Методы игры и игрового тренинга. Игра – самостоятельный и законный для детей важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребёнка, становясь его воспитательным тренингом. «К концу нашего столетия, - считает Ш.Амонашвили, - целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка. Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения». Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («третий лишний», «ручеёк», «колечко» и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, координацию и т.п.

 

2. Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, школьного кафе, «голубого огонька», вечера при свечах, «посиделок», «завалинки», «театральной гостиной», пира-бала именинников, вечера этикета, «хоровода друзей», «праздничного вечера» и т.д. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

 

3. Методы состязательности. Состязание – чисто детская привилегия. Это внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, открытию, победам над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребёнка, кроме нравственной сферы.

 

4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и дети – члены школьных клубов, драм коллективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманизированном общении.

 

5. Методы воспитывающих ситуаций. То есть вызванных к жизни процедур, самореализации, доверия, мнимого недоверия, организованного успеха, саморазвивающего дела и т.п.

 

6. Методы импровизации. Жизнь детей импровизирована. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень внушаемы. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. Импровизация – действие не осознанное, не подготовленное заранее, так сказать, экспромтом. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала.


1 Сталь Анатольевич Шмаков (17 января 1931, Новосибирск — 9 апреля 2000, Липецк) — советский учёный в области педагогики, доктор педагогических наук, профессор ЛГПУ.

Основные труды по разработке теории досуга молодёжи и его педагогических основ, изучению игры как феномена культуры, концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени. По его творческим проектам было создано 2 крупнейших лагеря детского отдыха в России: Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» (открыт в 1961) и круглогодичный пионерский лагерь НЛМК «Прометей» (1975). При его участии созданы также издания «Педагогический калейдоскоп» (газета, 1992) и журнал «Мир образования» (1996).

Автор более 10 книг и множества статей. Труды изданы в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии и Китае. «Заслуженный учитель России» (1991), кавалер 48 правительственных и ведомственных наград, в том числе Чехии, Польши, ГДР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: