«Косолинейные сокращения в русском языке»
Выполнила: студентка 2 курса группы ПО-16
Морозова Анастасия Анатольевна
Проверил: доцент А. И. Дунев
Санкт-Петербург
1. Сложность данной орфограммы заключается в том, что, используя сокращения в процессе письма, следует помнить несколько основных моментов: во-первых, нельзя перегружать текст графическими сокращениями; во-вторых, можно употреблять только общепринятые графические сокращения, зафиксированные в государственный стандартах и словарях; в-третьих, сложность данной орфограммы состоит в выборе конкретного способа сокращения из всех существующих в русском языке (точечные, дефисные, косолинейные, нулевые, комбинированные).
Существует несколько ограничений в использовании сокращений:
o Сокращения не применяют в основном, параллельном и альтернативном заглавии;
o Сокращения не допускаются при написании аннотаций и рефератов;
Стоит также упомянуть, что существует несколько простых правил, придерживаясь которых, вы избавите себя от совершения ошибок при сокращении слов или словосочетаний:
Правило № 1 Сокращение слова всегда должно быть однозначным! Наш читатель не должен угадывать, что именно автор имел в виду, читатель должен сразу понимать, о чем идет речь.
Правило № 2 Сокращения ни в коем разе не должны совпадать друг с другом, кроме тех случаев, когда смысл слова понятен из контекста.
Правило № 3 Сокращения в тексте должны быть в единой форме. Даже если правилами предполагаются несколько вариантов сокращений, в конкретном тексте нужно использовать только один из предложенных. В противном случае текст будет выглядеть, в лучшем случае, низкопробным.
2. Косолинейные сокращения употребляются при сокращении словосочетаний или сложных слов.
От сложных слов и словосочетаний при сокращении остаются начальные буквы, разделённые косой чертой (в/п – вредные привычки, ж/п – жилплощадь, п/о - почтовое отделение, б/у - бывший в употреблении, х/б – хлопчатобумажный.)
Существует два варианта употребления косолинейных сокращений, покажем их с помощью схем:
3. Вчерашний выходной был, наверное, одним из самых ярких дней за последние несколько месяцев. Проснувшись с первыми лучами солнца, мы выпили с/з1 кофе, насладились любимыми сырниками и отправились в путь. Мы сели в наш а/м1, но я совершенно не знала куда мы едем, это был сюрприз для меня. Через какое-то время я поняла, что мы подъезжаем к Ростову-н/Д1. Это был невероятно красивый и м/в1 город. Мы посетили соборы, главную площадь и набережную. После чего мы решили отправиться в к/т1, чтобы отдохнуть от прогулок и насладиться новым фильмом. Однако во время сеанса у меня зазвонил т/ф1, мне сообщили, что нужно срочно приехать на работу, чтобы забрать з/п2. Конечно не хотелось прерывать свой выходной таким образом, но все же нужно было это сделать, поэтому мы поехали обратно. Конечно же мы встали в пробку перед ж/д1 переездом, но все же успели вовремя. А тем временем желание отдыхать не пропало, а времени было еще достаточно. В этот момент к нам в голову пришла идея уехать на б/о2. Там мы сняли домик, взяли в аренду б/у2 лодку, ловили рыбу, купались в озере, сходили в баню, в общем, замечательно провели время!
1- Свежезаваренный, Автомобиль, Ростову-на-Дону, Многовековой, Кинотеатр, Железнодорожным, Телефон (сложное слово, остается первая буква первой части слова,и первая буква второй части слова).
2- Заработной платой, Базу отдыха, Бывшую в употреблении (словосочетание, остается первая буква первого слова из словосочетания и первая буква второго слова).
4. Распределительный диктант:
Усечен предлог | Сокращены слова, пишущиеся через дефис | Словосочетания | Сложные слова | Другой вид сокращений |
п/п — по порядку | г/л – Генерал-лейтенант | г/к – горячего копчения | с/с –среднесуточный | пр-во – производство |
д/в – до востребования | ч/б – чёрно-белый | т/с – текущий счет | в/в – внутривенно | об/мин. – оборотов в минуту |
5. Лексический диктант
1- Один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования (лабораторная работа – л/р).
2- Лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы (военнослужащий – в/с).
3- Общественное здание или его часть с оборудованием для публичной демонстрации кинофильмов (кинокомплекс– к/к).
4- Совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности (личное дело – л/д).
5- Пункт непосредственного таможенного оформления, расположенный в месте пересечения границы (таможенный пост – т/п).
6- Производимый без уплаты наличными деньгами (безналичный – б/н).
7- Комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (аэропорт – а/п).
8- Офицерское звание, чин рангом выше майора и ниже полковника, а также лицо, носящее это звание (подполковник – п/п).
9- Область техники, связанная с получением, распределением, преобразованием и использованием электрической энергии (электротехника – э/т).
10- Совокупность турбины (паровой, газовой или гидротурбины) и приводимого ею в действие электрогенератора. Является одним из объектов основного оборудования электростанции (турбоагрегат – т/а).
6. Текст на тему: «Зачем нужно грамотно писать?»
Вопрос всех поколений
Наверное, почти каждый ученик, кому приходилось долго сидеть и делать домашнее задание по русскому языку в школе или учить множество правил, хоть раз задавался вопросом, а зачем вообще мне все это, зачем писать грамотно? Сейчас, будучи уже в осознанном возрасте, нам такой вопрос кажется глупым и не требующим ответа, ведь это само собой разумеющееся. Но все же, как будущего педагога, меня заставил задуматься этот вопрос, придется, же что-то ответить ребенку, который вдруг на уроке спросит меня об этом, а сказать: «Петров, не мешай мне вести урок своими глупыми вопросами, сейчас пойдешь за дверь», это совсем не выход. Итак, что бы ответила я…
Многие люди почему-то считают, что умение правильно говорить и писать присуще только профессиональным писателям и поэтам, что это нужно только людям, связывающим свою жизнь и профессию непосредственно с лингвистикой. Однако это серьезное заблуждение. Все мы прекрасно помним одну простую истину, о которой нам твердят еще с детства, что человека встречают по тому, как он одет, а провожают так, насколько он покажет свою образованность и интеллект. Так почему же об этом правиле все постоянно забывают? В современном обществе почему-то потратить огромные деньги на дорогую одежду считается престижным, а получить реальное, качественное образование – нет? Ценности в 21 веке перевернулись, люди совершенно запутались – что действительно важно для того, чтобы быть человеком, как биологическим видом, превосходящим все остальные. Образованность и, прежде всего, грамотность, очень важны в условиях социума. Возьмем даже элементарную ситуацию: вам нужно устроиться на работу, совсем не важно какую, по тому, как вы написали заявление на трудоустройство, зависит то, примут вас на работу, или нет. Наличие грамматических и пунктуационных ошибок приведет, я думаю, к тому, что безграмотному соискателю просто-напросто будет отказано. Можно даже на конкретном примере, допустим, в школе вы пропустили урок на тему: «косолинейные сокращения» и совсем ничего не знаете о них, в заявлении кандидата на трудоустройство вы увидели пункт, который называется: «желаемый уровень з/п» и вы совершенно не поняли о чем вас спрашивают, а ответить что-то нужно, тем самым незнание такого орфографического правила, как косолинейные сокращения поставит вас в такие неприятные ситуации, как, например, мы сейчас с вами рассмотрели. Помимо того, что отсутствие грамматических ошибок на письме, и умение правильно говорить помогает устроиться на работу, это еще и отличное средство произвести приятное впечатление на любого собеседника. Ведь гораздо приятнее общаться с грамотным и начитанным человеком, чем с «лентяем», который в школьные годы посчитал ненужным лишний раз заглянуть в учебник. Таким образом, я думаю вопросов о том, нужно ли быть грамотным, ни у кого не осталось – хочешь состояться в обществе, учи правила орфографии и пунктуации!