Последовательность аналитической работы над хоровой партитурой заключается в 5-ти разделах:
1. Предварительное знакомство с сочинением: проигрывание партитуры на фортепиано, пение голосов, чтение литературного текста. Определение идеи, настроения, характера произведения.
2. Анализ партитуры, который начинается со знакомства с конкретными общественно-историческими условиями, в которых была создана песня,в которых протекала жизнь и деятельность композитора и поэта, формировались их эстетические взгляды; с характеристики основных черт хорового письма композитора. На этом этапе анализируют несколько произведений автора. После историко-стилистического анализа дается анализ поэтического текста. Основные образы логически связываются, затем анализируется структура стихотворения, выявляются главные слова и понятия, определяющие смысл предложений, подробно разбирается фразировка, фиксируются границы частей. Так можно понять музыкальные средства, использованные в песне, и определить соотношение музыкальной фразировки с фразами текста, соотношение формы текста и музыки.
3. Анализ музыкально-выразительных средств, с помощью которых воплощается данное содержание (мелодики, гармонии, ритма и метра, темпа, динамики, фактуры и т.п.), составляет следующий этап целостного исполнительского анализа.
В процессе анализа музыкальных средств определяется кульминация всей песни и каждого куплета, выявляются динамически напряженные и спокойные куплеты. Рассматриваются все средства, участвующие в образовании кульминации: с мелодической вершиной может совпасть вершина тонального плана, ритмическая кульминация, фиксируются границы частей. Важно определить структурные функции каждой части (или каждого куплета). Все основные художественные средства произведения во взаимосвязи и необходимые музыкально-исторические сведения приводятк к общим выводам об идее, содержании, форме и образном строе произведения.
|
4. Анализ технических трудностей, включает рассмотрение вокальных, интонационных, ритмических, ансамблевых, дикционных трудностей, связанных со спецификой хорового исполнительства, определение методов их преодоления при работе с детским хором.
5. Поиск средств и приемов концертного исполнения составляют содержание заключительного раздела вокально-хорового анализа.
План хорового занятия Дата занятия |
№ занятия (порядковый номер занятия выписываете из календарно-тематического планирования) |
Тема занятия(название темы берете из календарно-тематического планирования в соответствии с тематическим планом рабочей программы дисциплины) |
Цели занятия (а) образовательная (формирование знаний, умений, специальных и общеучебных умений); б) развивающая; в) воспитательная) |
Форма проведения - практическая работа. |
Учебно-наглядные пособия и ТСО (здесь перечисляете оборудование, которое планируете использовать на уроке (медиапроектор, компьютер, экран, мультимедиадоску, DVD и т. д.. Разрешается включать в этот раздел описание дидактических материалов и наглядных пособий (учебный материал, тесты, плакаты, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы, презентации, различные электронные пособия и др.). |
Ход занятия (указывают составные части занятия в том порядке, в котором планируется их проведение в зависимости от формы организации учебного процесса, типа занятия, структуры содержания учебного материала, выбора методов обучения).Структура хода занятия зависит от выбранного типа занятия. |
Организационная часть (приветствие, проверка отсутствующих, мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний (актуализация), сообщение темы занятия). |
Основная часть (Основные вопросы темы, последовательность их изложения, методы и способы обучения, использование ТСО и методических материалов по каждому пункту основной части занятия, время, отводимое на каждый вид деятельности) |
1. Распевание хорового коллектива |
2. Работа над хоровым произведением |
Подведение итогов занятия (Выводы по уроку, рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме)), анализ типичных ошибок, задание на самостоятельную работу) |
Самоанализ занятия
|