Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»
С детьми подготовительной группы.
Автор: Никитюк Ольга Витальевна, воспитатель1 кв.к.
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине.
Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Форма проведения: нетрадиционное, обобщающее.
Тип занятия: интегрированное
Программное содержание: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений соблюдая композицию рассказа, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально; развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение картины, переданное художником в пейзаже, совершенствовать монологическую и диалогическую речь; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изобразительному творчеству.
Активизация словаря: пейзаж, синквейн, речная гладь, багряная.
Оборудование к занятию: репродукция картины «Золотая осень», ММУ, фонограмма музыкального произведения (П.И. Чайковский «Времена года. Осень»), трафареты листьев, разные по цвету и форме.
Предварительная работа: беседы о художнике И. Левитана, рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень», разучивание стихотворений об осени,обсуждение картины «Золотая осень» дома с родителями.
Интеграция образовательных областей:
О.О. «Социально - коммуникативное развитие» - общение в ходе занятия, создание ситуации успеха и эмоционального комфорта с включением аудиозаписи.
О.О. «Познавательное развитие» - игра «Листопад» (цвет, от какого дерева листочек)
О.О. «Физическое развитие» - динамическая пауза в форме подвижной игры «Листопад»»
О.О. «Художественно-эстетическое развитие» - слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осень».
Технологическая карта занятия.
Этапы занятия, методы и приёмы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I этап - Подготовительный | ||
Организационный момент мотивация к деятельности | Воспитатель задает детям вопрос: - Я вам сейчас расскажу синквейн, а вы послушаете и скажете, о чём будет идти разговор на нашем занятии: Осень. Золотая, великолепная, волшебная. Наряжает, изумляет, радует. Поражает своей дивной красотой. Картина. Правильно, сегодня мы с вами снова встретимся с картиной И. Левитана «Золотая осень». Будем учиться составлять рассказ по картине. | Дети слушают и определяют тему занятия по предложенному синквейну. |
II этап - Основной этап | ||
Наглядный метод через применение ММУ Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень» (на слайде) | Презентация (демонстрируются слайд с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень»). - Что такое синквейн? (это маленький рассказ, или загадка) - мы с вами на занятиях уже рассматривали картину и беседовали по ее содержанию. Вы сегодня должны сами составить рассказ по картине. Чтоб составить свой рассказ, вы можете использовать такие слова: золотая, берёзовая роща, водная гладь, отражается, пригорок, пожухлая. | Дети рассматривают картину и участвуют в диалоге. |
Музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года. Осень» | - А сейчас, я вам включу музыку, которая поможет составить вам рассказ по картине. | Дети слушают музыку и составляют свой рассказ. |
Практическая деятельность | Оказывает индивидальную помощь, подсказывает, направляет. | Рассказы детей по содержанию картины (2-3 ребёнка) |
Динамическая игровая пауза «Листопад» | Игра «Листопад» Цифра 1 – поднять красный лист, Цифра 2 поднять жёлтый лист. При поднимании дети называют с какого дерева листочек. (на каждого ребёнка приготовлен листочек.) | Дети двигаются по музыку, по окончанию музыки поднимают листок и называют с какогоон дерева. |
Сюрпризный момент | - Ребята, а я для вас приготовила сюрприз. Стёпа очень хотел попасть на занятие и рассказать свой рассказ по картине, который он придумал вместе с мамой. Но так как он не смог быть на занятии, этот рассказ я записала на предлагаю вам послушать. | Дети слушают запись. Высказывают свои суждения о прослушанном. |
III этап - Заключительный | ||
Составление синквейна по 1 объекту из картины Включение муз. сопровождения Вывести на экран поверх картины. | - Ребята, вы молодцы! Вы составили очень интересные рассказы. Они нам очень понравились. Сегодня наше занятие началось с синквейна, который я вам приготовила. А теперь вы должны составить свойсинквейн самостоятельно, выбрав один объект картины, но главное слово не называете. Это будут отгадывать дети группы. Для помощи, я вам включу музыку, которая поможет вам в составлении, придумывании. Помогаю придумать синквейн детям. | Дети придумывают синквейн-загадку. Определяют, о чем составлен синквейн. |
Анализ занятия, домашнее задание. | - Молодцы, а дома, вы покажете листочки с рисунком родителям, и вместе с ними придумаете синквейн к этому рисунку. | Дети берут домашнее задание и уходят в группу |