Особенности временной перспективы.




 

  Т-тип Испытуемый Субъективное определение
1. τ = 0,70 с Испытуемая Ц., 37 лет "Я предпочитаю жить будущим. Прошлое уже прошло. Я всегда хочу знать, что будет. А настоящее очень быстро уходит в прошлое."
2. τ = 0,70 с Испытуемый К., 34 года "Больше всего меня привлекает будущее. Я стремлюсь к нему. Прошлое остаётся таким, каким есть. А будущее можно предвидеть".
3. τ = 0,70 с Испытуемая П., 21 год "Живу будущим. Люблю строить прожекты. Будущее влечёт и не пугает. К прошлому отношусь спокойно. Что было, то было. К настоящему отношусь неудовлетворительно. Хочется жить не тем, что сейчас, а скорее приблизить завтрашний день."
4. τ = 0,73 с Испытуемая Ч., 26 лет "Больше всего влечёт будущее, всё время на что-то надеюсь. Немного живу настоящим, но хочется, чтобы будущее быстрее приходило. К прошлому отношусь просто потому, что оно было."
5. τ = 0,74 с Испытуемая Л., 22 года "Из трёх времён для меня наиболее важно будущее. Постоянно хочу видеть себя в нём. Будущее привлекает, а прошлое, наоборот, отталкивает. Настоящее, так себе".
6. τ = 0,76 с Испытуемый С, 32 года "Будущее волнует и привлекает, в нём что-то новое, изменяющееся. Прошлое иногда заставляет вспомнить о себе. Из настоящего, через него стремлюсь в будущее"
7. τ = 0,76 с Испытуемая Ю., 29 лет "Предпочитаю будущее. Очень часто заглядываю в него. К настоящему отношусь терпимо, а вот к прошлому у меня негативное отношение".
8. τ = 0,76с Испытуемая У., 32 года "Будущее влечет, но своей неизвестностью иногда настораживает. Настоящее слишком быстро уходит, иногда я даже гоню его в прошлое побыстрей".
9. τ = 0,78 с Испытуемая Б., 25 лет "Будущее и привлекает и настораживает. Из настоящего рвусь в будущее, авось прорвусь. У меня какая-то полуавантюрная направленность в будущее. Прошлое меня не привлекает, большую часть прошлого хочу вычеркнуть".
10. τ = 0,78 с Испытуемый Г., 29 лет «Из настоящего стремлюсь в будущее, которое привлекает и тревожит. Само по себе прошлое есть и есть, было и было. К прошлому из настоящего возвращаюсь, беру силы, чтобы быть уверенным в будущем".
11. τ = 0,79 с Испытуемый О., 53 года "Сколько я себя помню, я всегда стремился вперёд, в будущее. То, что осталось в прошлом, уже не изменишь. Его я знаю, поэтому зачем к нему возвращаться?".
12. τ = 0,80 с Испытуемая X., 31 год "Прекраснее всего то, что хочется увидеть в будущем: интересные встречи, исполнение желаний. В прошлом тоже много хорошего, но оно уже прожито. Пусть быстрее летит настоящее, оно перенесёт меня в будущее."
13. τ = 0,81с Испытуемый Ж. 23 года "Больше всего меня влечёт моё будущее, я живу им, этим всё сказано".
14. τ = 0,82 с Испытуемая Л., 48 лет "Будущее волнует, заботит, настоящее — это мгновения, прошлое не воротишь".
15. τ = 0,82 с Испытуемый К., 28 лет "Будущее больше всего влечёт и тревожит. Прошлое отталкивает, а я его больше боюсь, чем будущего. Настоящее — почти что будущее".
16. τ = 0,84 с Испытуемая Л., 31 год "Будущему нужны силы и мне интересно оно. Настоящее и есть жизнь. В нём я думаю о будущем. Прошлое? Оно уже моё."
17. τ = 0,85 с Испытуемая Т., 36 лет "Меня привлекает, тревожит, и не пугает будущее. Тревожит вопрос, будет ли таким, как я хочу? Всегда любила строить планы на будущее. Живя в настоящем, всё-таки хочется будущего. Прошлое нежелательно, хотелось бы забыть."
18. τ = 0,86 с Испытуемая П., 14 лет "Живу на пороге от настоящего к будущему. Чувствую настоящее, но думаю о будущем. Прошлое могло бы быть и лучше".
19. τ = 0,87 с Испытуемая К., 30 лет "Предпочитаю настоящее. Иногда строю планы на будущее. С прошлого беру лишь то, что нужно сейчас".
20. τ = 0,87 с Испытуемый Ф., 31 год "Предпочитаю жить настоящим. Будущее иногда притягивает, и беспокоит. К прошлому отношусь спокойно. Оно меня не волнует вообще и совершенно не притягивает потому, что не повторится".
21. τ = 0,88 с Испытуемая К., 26 лет "Живу настоящим. В будущее не заглядываю и не загадываю. Прошлое прошло и всё".
22. τ = 0,88 с Испытуемая П., 27 лет "Больше всего имеет значение настоящее. К будущему и прошлому отношение одинаковое, может, к будущему обращаюсь немного больше, чем к прошлому".
23. τ = 0,88 с Испытуемая Б., 17 лет "Живу настоящим. Будущему и прошлому предпочтения дать не могу".
24. τ = 0,89 с Испытуемая А., 38 лет "Настоящее наиболее значимо, ибо в прошлом не всё приятно, а в будущем не всё известно".
25. τ = 0,90 с Испытуемая П., 32 года "Будущее мне страшно, с прошлым у меня нелады, я не могу прикасаться к воспоминаниям, они болезненны. А настоящим я живу, ведь оно может длиться всё время".
26. т = 0,90 с Испытуемая Ш., 45 лет "Конечно, наиболее значимо настоящее, и я предпочитаю им жить. А прошлое всегда связано с настоящим. О будущем я раньше никогда не задумывалась, а сейчас не хочется".
27. τ = 0,90 с Испытуемый М., 34 года "Жить настоящим, а не будущим и не прошлым, вот моя философия. Настоящее длится всю жизнь".
28. τ = 0,90 с Испытуемая Ч., 40 лет "Настоящее принципиально важно. Работаю, опираясь на настоящее. Это моя философия. Ведь из настоящего можно выйти и в будущее и в прошлое. Из прошлого выбираю наиболее значимые моменты. А большие периоды, которые не интересны, выброшены. К прошлому особого внимания нет".
29. τ = 0,91 с Испытуемая Г., 25 лет "Стараюсь жить настоящим и стремлюсь к нему чувствовала бы себя некомфортно, если бы не жила в настоящем. Я не могу сказать, что я плохо или хорошо отношусь к прошлому или будущему. Но для меня ни прошлое, ни будущее не являются такими важными, как настоящее".
30. τ = 0,92с Испытуемый Н., 33 года "Для меня более всего значимо настоящее. Предпочтения прошлому или будущему отдать не могу".
31. τ = 0,92 с Испытуемая Ш., 18 лет "Наверное, я живу настоящим. Может быть, чуть-чуть будущим. Прошлое редко вспоминаю. Пока для меня главное настоящее".
32. τ = 0,93 с Испытуемая В., 36 лет "Больше ценю настоящее. Хочется, чтобы из будущего в настоящее приходило что-то хорошее. Прошлое привлекает, но иногда вызывает неприятные воспоминания".
33. τ = 0,93 с Испытуемый К., 54 года "Предпочитаю настоящее, оно наиболее близко. На втором месте у меня прошлое — основа настоящего и будущего. Будущее само по себе мало подвластно, поэтому не привлекает".
34. τ = 0,94 с Испытуемая П., 47 лет "Прошлое больше всего нравится. Воспоминания о прошлом доставляют радость. Прошлое даже в юности имело надо мной огромную власть. К настоящему отношение сугубо прагматичное, просто надо делать то, что сейчас требуется. Будущее ирреально, я его не вижу. О нём не хочется думать".
35. τ = 0,97 с Испытуемая С, 41 год "Прошлое для меня наиболее значимо, ведь я на него опираюсь. Настоящее мелкими шагами уходит в прошлое. Будущее тревожит и не привлекает. Что в нём хорошего?"
36. τ = 0,98 с Испытуемая В., 32 года "Прошлое — основа и настоящего и будущего. Будущее меня настораживает и беспокоит, хорошего в нём мало".
37. τ = 0,99 с Испытуемый Г., 22 года "Для меня вчерашний день всегда хорош. Я больше связан с прошлым. На будущее (на месяцы и годы) никогда не планирую. Живу тем, что есть, опираясь на прошлое".
38. τ = 1,0 с Испытуемая Ч., 24 года "Прошлое, хотя и прошло, оно моё и мне приятно быть в нём даже в настоящем. А будущего я боюсь, ведь всегда может что-то случиться".
39. τ = 1,01 с Испытуемая К., 42 года "Я не мечтатель, в будущее заглядывать не люблю, оно туманно. Я всегда возвращаюсь к прошлому, ведь оно надёжно. Настоящее — это вынужденная необходимость и я над ним не задумываюсь".
40. τ = 1,08 с Испытуемый Ш., 33 года "Я предпочитаю прошлое. Часто обращаюсь к прошлому. Ведь оценивая прошлое, можно сделать что-то лучше. Будущее меня не привлекает и не тревожит. Что будет, то и будет".
41. τ = 1,11 с Испытуемая С.,19 лет "Больше всего я ориентирована в прошлое, на 60-70 % больше, чем в настоящее. И меньше всего меня волнует будущее, или вообще не волнует".

 

Результаты опроса хорошо представлены на картинке:

 

(11) <...> не трудно увидеть, что субъекты с экстравертивной тенденцией и стойкие экстраверты ориентированы в будущее, а субъекты с интравертивной тенденцией и стойкие интраверты ориентированы в прошлое. У стабильных индивидов холероидной группы и у стабильных индивидов флегматоидной группы нет тревоги в ориентации к будущему и прошлому. Индивиды с повышенным нейротизмом (конец сангвиноидной и конец меланхолоидной группы), наоборот, проявляют, судя по ответам, беспокойство в ориентации к будущему и прошлому. Имеющееся соответствие даёт основания считать, что природные предпосылки индивидуального отношения к прошлому, настоящему и будущему заложены в функциональных возможностях определённых мозговых структур. Согласно Eysenck (307) и Грею (64) экстра-интравертированность субъекта определяется индивидуальными особенностями взаимодействия таких мозговых структур, как лобная кора и гиппокамп. Симонов (211) в своей концепции о четырёх мозговых структурах индивидуальности показывает, что функциональное доминирование лобной коры в паре "лобная кора — гиппокамп" обеспечивает экстраверсию, а доминирование гиппокампа обеспечивает интраверсию. Ссылаясь на эксперименты Русалова с вероятностным прогнозированием (200) и на свои эксперименты, Симонов (211) выделяет три группы субъектов: субъекты с относительным преобладанием функций лобной коры, субъекты с относительным преобладанием функций гиппокампа и субъекты, у которых функции лобной коры и гиппокампа хорошо сбалансированы. Судя по имеющимся исследованиям, лобная кора и гиппокамп составляют основу в выработке условных рефлексов на время (202). Они являются ведущими структурами, по мнению Мухина (159), причём, на лобную кору при выработке условного рефлекса ложится времен ной прогноз событий, а гиппокамп своей медленной ритмической активностью осуществляет работу некоторого пейсмеккера. Функционально гиппокамп связан с памятью и, в частности, с порядком прошлого (51). Повреждение гиппокампа вызывает длительное исчезновение условных рефлексов на время (149). В работах (159; 236) приводятся ссылки на клинические данные, из которых следует, что характерным симптомом при поражении гиппокампа является неумение больного правильно разместить события прошлого во времени (Корсаковский синдром). Элькин (275) приводит значительное число клинических наблюдений о нарушениях ориентации во времени при поражениях "лобной коры, гиппокампа и гипоталамуса. Лобная кора, согласно А.Р. Лурия (145), К. Прибраму (182), Дж. Уитроу (226) выполняет функцию прогноза и предвидения будущего. Приведенные литературные данные позволяют считать, что мозговые структуры "лобная кора — гиппокамп" по своим функциям противоположно ориентированы во времени. Лобная кора ориентирована в будущее, а гиппокамп в прошлое. Поэтому есть основания полагать, что субъекты с относительным преобладанием функций лобной коры ориентированы в будущее, а субъекты с относительным преобладанием функций гиппокампа ориентированы в прошлое. По мере достижения относительной сбалансированности функций лобной коры и гиппокампа у субъектов убывает ориентация в будущее или в прошлое, а на линии "равновесного" типа она исчезает совсем, уступая место настоящему.

 

Для удобства представлю все это в виде схемы:

 
 

 

 


0,7 Холероидная группа. Представители этой группы являются край­не "спешащими" индивидами и живут в постоянном субъективном дефиците времени. Время для них кажется "летящим" и за ним нужно
успеть. Они устремлены в будущее, поскорее желают достигнуть по­ставленных целей. Недаром Павлов называл их "безудержными" ти­пами.

0,8 Сангвиноидная группа. Её представители — "спешащие" индиви­ды также живут в субъективном дефиците времени. Для них время "бежит", поэтому они боятся "не успеть". Будущее для них желанно,
интересно, его хочется быстрее приблизить, увидеть таким, как хо­чется. По Павлову — это "живые" типы.

0,9 Группа "равновесного" типа. Для представителей этой группы время "идёт не очень быстро", поэтому в жизни его "почти хватает". У них нет ориентации в будущее или прошлое и они предпочитают
жить настоящим.

 

1,0 Меланхолоидная группа. Индивиды этой группы не испытывают субъективного дефицита времени. Время для них "стоит', они как бы заторможены и обездвижены в нём. Они ориентированы в прошлое.
Это "тормозные" типы по Павлову.

1,1 Флегматоидная группа. Представители этой группы не испыты­вают субъективного дефицита времени. У них имеется "избыток вре­мени" потому, что идёт оно "медленно и равномерно". Они привяза­ны к прошлому. Павлов назвал их "спокойными" типами. Хотелось бы обратить внимание на удивительную точность пав­ловских названий, данных для обозначения представителей четырёх классических типов. Каждое название чётко отражает особенности отношения к переживаемому времени у этих типов.

 

На основании всего выше приведенного становится очевидным, что СЕВ определяет отношение ко времени и формирует темперамент.

Нужно еще учесть, что

(12) Известно, что эмоциональные состояния влияют на оценку скорости течения времени. Н. Марин показал, что промежутки времени, заполненные ударами часов, кажутся более продолжительными, чем такие же промежутки, заполненные музыкальными звуками. Промежутки времени, заполненные положительными эмоциями, кажутся короче, а заполненные отрицательными эмоциями кажутся длиннее. По мнению Фресса, в состоянии удовольствия внимание сосредоточено на процессе переживания, поэтому время кажется летящим. Наоборот, в состоянии неудовольствия внимание сосредотачивается на течении времени, поэтому ход его замедляется.

Элькин предлагал одним и тем же испытуемым перед экзаменом (отрицательные эмоции) и на выпускном вечере (положительные эмоции) оценивать промежутки времени. В первом случае испытуемые переоценивали длительность, т. е. субъективно она казалась длиннее, а во втором, недооценивали её, т. е. длительность казалась короче.

<…>

Ряд исследований показал, что фармакологические вещества и алкоголь влияют на субъективную скорость течения времени.Согласно Пономарёву, кофеин ускоряет субъективное те­чение времени, а бром, наоборот, замедляет, что сказывается на осо­бенностях реакции на движущийся объект (РДО).

(с. 104)

И,
(13) Несколько иную интерпретацию могут получить факты об ускоренном течении времени с усилением мотивации. Как считает Симонов, способностью четко выделять сигналы объектов, удовлетворяющих потребность (сильная мотивация), обладают холерики и сангвиники, т.е. "спешащие" субъекты. Естественно, что такой сильно мотивированный, согласно Бинэ, субъект будет спешить достигнуть результата и переживает время, как "летящее". Аналогичную точку зрения, основанную на высокой корреляции между скоростными метафорами времени и потребностью в достижении высказывают и другие исследователи. (с. 118)

А также,

(14) Закономерности воспроизводства "τ-типов" в человеческой попу­ляции показывают, что каждый индивид рождается со своим цент­ральным часовым механизмом. Так как качество хода собственных
часов зависит от врожденных возможностей индивидуального моз­га, то вполне вероятно допустить, что в человеческой популяции су­ществуют индивиды с аналогом "хороших" часов и индивиды с раз­личными отклонениями от них.

(15) Рассматривая представленные данные во всех группах, можно сказать следующее. Самый высокий уровень способности к обучению и овладению закономерностями окружающей действительности при прочих равных условиях наблюдается у тех индивидов, субъективный ход времени которых максимально соответствует ходу "хороших" часов. Согласно полученным данным, к группе с высокими интеллектуальными задатками относятся те индивиды, у которых о ‹ 0,05 с. Эти задатки в течение жизни могут превращаться в те или иные интеллектуальные способности.

 

Проще говоря прослеживается корреляция с эмоциональным состоянием, волевым намерением, биолого-химического состоянием организма и уровнем интеллекта индивидуума.

Можно сказать, что есть взаимосвязь между эмоциями, волей, физическим состоянием и интеллектом.

Все 4 показателя влияют и одновременно обусловлены внутренними часами психики, которые формируют в человеке 5 темпераментов.

Выше было сказано, что эмоции могут субъективное течение времени заставить «убыстряться-замедляться», такое влияние показывает, что эмоции способствуют расшатывают «ход часов», что приводит к снижению интеллектуальных способностей.
Здесь мы впервые, на мой взгляд, видим обоснованное экспериментально утверждение К.Г. Юнга о противоположности мышления и чувствования.

Из этого можно заключить, что

1. Соционическая «интуиция времени» не может быть связана с временем, т.к. положение белой интуиции в ТИМе не определяет темперамент человека.

2. Положение ПЙ Воли связано с темпераментом человека и её экстра/интровертностью. Где высокая Воля соответствует склонности к экстраверсии, а низкая воля склонности к интроверсии.

3. Положение ПЙ Эмоции должно влиять на положение ПЙ Логики, ставя их в диаметрально противоположные позиции.

4. Так как существует физиологическая взаимосвязь с темпераментом, то возможно обнаружить физические признаки экстраверсии / интроверсии и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: