Правовое регулирование развития инфраструктуры и форм государственной поддержки семьи, материнства и детства




В настоящее время в Российской Федерации функционирует разветвленная сеть учреждений социальной защиты населения, которые осуществляют социальное обслуживание семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.

Учреждения социального обслуживания: центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, психолого-педагогической помощи населению, экстренной психологической помощи, социальной реабилитации детей-инвалидов, специализированные учреждения для несовершеннолетних и другие учреждения в соответствии с их уставами или положениями:

1) предоставляют социальные услуги семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Деятельность социальных служб регулируется следующими нормативными правовыми документами:

– Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

– Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

– Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы".

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" важным направлением в осуществлении мер государственной поддержки семьи, материнства и детства является предоставление единовременной материальной помощи, которая получила название "материнский капитал".

Материнский капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.

Право на получение материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

а) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;

б) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если они ранее не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

в) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. и заканчивая 31 декабря 2016 г.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал выносится территориальным органом ПФР в месячный срок, отсчитываемый от даты приема заявления.

Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Поданным ПФР, в 2013 г. размер материнского капитала составляет 408 тыс. 960 руб.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для матерей.

Распоряжаться средствами материнского капитала становится возможным по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка. Таким образом, после принятия закона реальные выплаты начались только с 2010 г.

Материнский капитал, помимо материальной поддержки семей, имеющих детей, оказывает и существенную психологическую поддержку, так как предоставляет возможность семье планировать свою жизнедеятельность на определенную перспективу. Само обозначение расходования средств материнского капитала несет в себе воспитательную функцию формирования осознанного родительства, так как конкретизирует задачи семьи в отношении ребенка (получение им образования) или выставляет приоритеты по улучшению жилищных условий, а также дает определенные гарантии матери в отношении накопительной части ее трудовой пенсии. Таким образом, если семья до рождения ребенка нс придавала существенного значения бюджетированию своих доходов и расходов, то возможность получения материнского капитала формирует потребность к учету и рачительному использованию денежных средств.

Перед государством, в свою очередь, встает задача недопущения злоупотреблений в получении и использовании материнского капитала, а также разработка дополнительных норм и правил, регламентирующих своевременность, адресность и полноту гарантированных выплат.

На сегодняшний день потребность развития новых форм социальной работы с населением, семьями, имеющими детей, и молодой семьей возрастает. Такие задачи определены функционалом различных ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В структуре органов исполнительной власти ответственным за реализацию государственной социальной политики в отношении семьи, материнства и детства на федеральном уровне является Минтруд России.

Межведомственный характер задач, стоящих перед государством, по осуществлению поддержки и защиты семьи, материнства и детства предусматривает участие других министерств в соответствии со сферами их ведения. К ним относятся: Минрегион России; Минобрнауки России; Минкультуры России; Минспорт России; МВД России.

Финансово-экономическое обеспечение мер государственной поддержки семьи осуществляют Минфин России, Минэкономразвития России. Вопросы правового обеспечения относятся к сфере деятельности Минюста России. Развитие законодательной базы координируют в установленном порядке Правительство РФ; Федеральное Собрание РФ.

Динамика развития российского общества и задачи по повышению рейтинга России в числе мировых держав оказывают существенное влияние на необходимость уточнения и дальнейшего развития норм семейного права на федеральном и региональном уровнях.

Новых нормативов и регламентов требуют следующие направления в развитии российской семейной политики:

– экономика и планирование семьи;

– разработка индикаторов оценки материального благополучия семьи;

– вариативность форм улучшения жилищных условий семьи, имеющей детей;

– легитимность в отношении новых форм семейной жизни;

– совершенствование форм поддержки и защиты неполных семей;

– развитие системы равных возможностей и адресной поддержки семей с детьми-инвалидами;

– профилактика насилия в семье и криминализации детства;

– правовая и социальная защищенность детства вне зависимости от формы семьи;

– обеспечение равного доступа детей к современным информационным, образовательным ресурсам и программам социального лифта;

– безопасность воспитательной, образовательной и информационной среды, обеспечивающей становление и развитие личности ребенка;

– защита детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях (трудной жизненной ситуации);

– создание образовательно-творческих коллективов семейного типа;

– развитие форм участия родителей в системе самоуправления территорий и учреждений;

– развитие системы частно-государственного партнерства по вопросам семьи, материнства и детства.

Перечисленные направления по совершенствованию работы с семьей помимо нормативного правового обеспечения требуют конкретизации в разработке и принятии новых проектов и программ. Их реализация позволит вывести на качественно новый уровень систему жизнеобеспечения общества со стороны государства, будет способствовать решению социальных проблем в комплексе с динамикой развития экономического потенциала страны и, что немаловажно, окажет содействие активному вовлечению самих граждан и их объединений в решение вопросов дальнейшего социального развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: