В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ.
Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, а также Положением 0 Федеральной таможенной службе.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, при этом органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться и деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — сейчас это ФТС России;
2) региональные таможенные управления (в настоящее время их семь);
3) таможни;
4) таможенные посты.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются ФТС России.
|
В соответствии с Таможенным кодексам Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств) от 27 ноября 2009 г. № 17 — далье тк ТС) таможенные органы обеспечивают на таможенной территории Таможенного союза решение следующих Основных задач:
1) содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза;
2) обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
3) совершение таможенных операций д проведение таможенного контроля, в том числе в рамка> оказания взаимной административной помощи;
4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза — мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
|
8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции;
10) ведение таможенной статистики (ст. 6 ТК ТС).
Таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов. Помимо этого, таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.
|
Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности (ст. 7 ТК ТС). Таможенным кодексом ТС на таможенные органы возлагается также консультирование заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства Таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (ст. 11 ТК ТС).
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте государственную политику в области обеспечения безопасности и субъектов ее реализации.
2. Что составляет правовую основу обеспечения безопасности?
3. Раскройте принципы обеспечения безопасности.
4. Дайте определение государственной безопасности и перечислите ее основные объекты.
5. Что включает в себя деятельность по обеспечению безопасности?
6. Каковы назначение, основные задачи, структура и принципы деятельности ФСБ России, ФСКН России, ФТС России?
7. Перечислите основные направления деятельности ФСБ России.
8. Каковы полномочия ФТС России и ФСО России?
9. Какое место занимает ФСКН России в системе правоохранительных органов РФ?
10. Каковы основные задачи и функции ФСКН России?
11. Каковы порядок назначения на должность директора ФСКН России и его полномочия?
12. Расскажите о структуре и системе органов ФСКН России.
13. Какова подследственность органов ФСКН России?
14. Опишите структуру и систему ФТС России.
15. Перечислите задачи и функции ФТС России.
Рекомендуемая литература
1. Агапов, П. В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: монография / П. В. Агапов, К. В. Михайлов. — Саратов: Юридический институт МВД России, 2007.
2. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011.
3. Григорьев, В. В. Комментарий к Федеральному закону «О безопасности» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011.
4. Кисловский, Ю. Г. История Таможни Государства Российского. 1907-1995.-М., 1995.
5. Карпович, О. Г. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов в России. — М.: Юрист, 2009.
6. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии терроризму» (постатейный) / С. И. Гирько [и др.]. — М.: Юстицин- форм, 2007.
7. Комментарий к Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» / под ред. И. К. Киселева (постатейный) (Подготовлен для СПС КонсультантПлюс, 2009).
8. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (постатейный) / А. Н. Королев, О. В. Плешакова. — М.: Юстицинформ, 2005.
9. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сб. документов. Том. 1, кн. 1: Накануне. М., 1995; кн. 2: Накануне. М., 1995. Том 2, кн. 1: Начало. М., 2000; кн. 2: Начало. М., 2000. Том 3, кн. 1: Крушение «Блицкрига». М., 2003; кн. 2: От обороны к наступлению. М., 2003. Том 4, кн. 1: Секреты операции «Цитадель». М., 2008; кн. 2: Великий перелом. М., 2008.
10 Соболева, Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (постатейный) / Ю. В. Соболева, Е. В. Холодная (Подготовлен для CIIC КонсультантПлюс, 2009).
11. Степашин, С. В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы): монография. — СПб.: Санкт-Петербургский юрид. институт МВД России, 1994.
12. Степашин, С. В. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации / С. В. Степашин, В. Л. Шульц. — СПб., 1994.