Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания (взыскания).




ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Предмет и источники административного права. Административно-правовые нормы и отношения.

Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания (взыскания).

7.1. Административное право - это отрасль права, с помощью которой регулируются общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

Предмет административного права составляют:

а) взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями;

б) внутренние управленческие отношения в системе органов исполнительной власти, их компетенция, принципы, формы и методы деятельности.

Источниками административного права выступают:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Кодекс РФ об административных правонарушениях (КОАП);

3) федеральные законы и законы субъектов федерации;

4) указы Президента РФ;

5) постановления Правительства Российской Федерации;

6) подзаконные акты министерств и ведомств;

7) нормативные акты органов местного самоуправления.

Основными способами административно-правового воздействия являются:

а) обязывание — возложение прямой юридической обязанности совершить то или иное действие;

б) запрет— возложение прямой юридической обязанности не совершать то или

иное действие;

в) дозволение — юридическое разрешение совершать или не совершать по усмотрению субъекта те или иные действия (например, обжалование действий должностного лица).

Нормы административного права – это правила поведения, устанавливаемые государством в целях регулирования отношений управления. С их помощью определяются границы управомоченного, должного или запрещенного поведения. Административные правовые нормы регулируют общественные отношения путем определения взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон. Они в основном носят императивный характер.

Классификация административно-правовых норм может проводиться по следующим основаниям:

1. По содержанию различаются нормы материального и процессуального права. Первые определяют объем и содержание прав и обязанностей участников административно-правовых отношений. Вторые — определяют процедуру реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами.

2. По характеру различают нормы запрещающие, обязывающие, управомочивающие.

3. По юридической силе выделяются нормы законов и нормы подзаконных актов.

4. По степени значимости выделяют нормы общие (регулирующие отношения управления в целом) и специальные (регулирующие их в пределах конкретных сфер управления).

5. По времени действия выделяют нормы постоянные и срочные (временные).

Административноправовое отношение - это общественное отношение в сфере государственного управления, урегулированное административно-правовой нормой.

Специфические черты административноправовых отношений:

1) это отношения власти и подчинения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон;

2) их характер предопределен доминирующим положением управляющей стороны;

3) в них всегда присутствует государственный интерес, т. к. они складываются в сфере государственного управления.

Неравенство сторон в административном правовом отношении проявляется в том, что одна из них всегда наделена юридически властными полномочиями по отношению к другой.

Административноправовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, однако в отличие, например, от гражданскоправовых отношений, в которых стороны равноправны, в административном правоотношении согласие второй стороны не является обязательным условием его возникновения. Они могут возникать вопреки желанию одной из сторон, а для органов государственного управления и должностных лиц вступление в такие отношениия - это не только возможность, но и прямая обязанность.

Административные правовые споры между сторонами разрешаются, как правило, в административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения органа управления или должностного лица. За нарушение требований административноправовых норм стороны административноправовых отношений несут ответственность не друг перед другом, а перед государством. Субъектами этих отношений могут быть органы государственного и муниципального управления, государственные и муниципальные служащие, организации независимо от форм собственности, граждане России, иностранцы и лица без гражданства.

7.2. Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

1) это акт поведения, выражающий действие или бездействие;

2) административным правонарушением признается только поведение, нарушающее нормы административного права;

3) виновность, т.е. совершение противоправного деяния умышленно или неосторожно;

4) общественная вредность, что находит выражение в посягательстве (причинение вреда либо создание угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые правовыми нормами. Степень общественной вредности административных правонарушений заметно ниже, чем у уголовных преступлений, что находит выражение в менее строгой ответственности за их совершение;

5) привлечение правонарушителя к административной ответственности.

Состав административного правонарушения образуют следующие основные элементы:

1) объект правонарушения;

2) объективная сторона;

3) субъект правонарушения;

4) субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые законом, то есть то, на что направлено посягательство: государственный и общественный порядок, все виды собственности, права и свободы граждан, установленный порядок управления и т. п..

Объективная сторона проявляется в акте внешнего поведения нарушителя. Сюда включается само деяние (действие или бездействие), время, место, способ совершения правонарушения, обстановка, последствия, причинная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Субъективная сторона состоит в психическом отношении нарушителя к совершенному деянию. Центральным элементом здесь выступает вина, которая может проявляться в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (самонадеянность и небрежность).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Субъектом административного правонарушения может быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, или юридическое лицо.

 

Под административной ответственностью понимается юридическая ответственность, которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки).

Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) норм административного права, а также норм других отраслей права, например, трудового.

Административные взыскания налагаются специально уполномоченными на это органами (например, административными комиссиями) и должностными лицами. Дела об административных правонарушениях могут также рассматриваться мировыми судьями и судами общей юрисдикции.

Для административной ответственности, как правило, характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.

Административной ответственности присущи специфические особенности, позволяющие отличать ее от других видов ответственности, установленных законом:

1. Административная ответственность имеет собственную нормативную базу.

2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

4. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

5. Административные взыскания применяются кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и судьями.

6. Административные взыскания, как правило, налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц.

7. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

8. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, административная ответственность обладает общими и особенными чертами, характеризующими ее как разновидность юридической ответственности.

Существуют следующие особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий нарушителей:

а) к лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, как правило, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних;

б) военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел как правило, несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам;

в) находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об ответственности лиц, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается дипломатическим путем;

г) должностные лица подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного наказания (взыскания).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации

иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация (лишение права занимать руководящие должности);

8) административное приостановление деятельности;

9) обязательные работы (выполнение в свободное время бесплатных общественно полезных работ от 20 до200 часов не более 4 часов в день);

10) административный запрет на посещение мест официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Применение любого из указанных взысканий имеет последствия в течение одного

года, после чего лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности.

Административные наказания делятся на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: