Музыкально-теоретический анализ




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В. Г. БЕЛИНСКОГО

Факультет педагогики, психологии и социальных наук

Кафедра «Музыка и методика преподавания музыки»

 

 

Реферат на тему «Аннотация хорового произведения»

«Ангел» сл. М.Ю. Лермонтова, муз. С. В. Рахманинова

 

 

Выполнил: студент 4-го курса группы 16НПК1

Кокорин Михаил Михайлович

 

Проверил: ст. пр.

Гуляева Елена Аскарбиевна

 

 

Пенза, 2020 г.

Содержание

Оглавление

Введение. 3

1. Историко-стилистический анализ. 4

2. Музыкально-теоретический анализ. 5

3. Вокально-хоровой анализ. 7

4. Дирижерско-исполнительский анализ. 8

Заключение. 9

 

 

 

Введение

Целью выполнения письменной аннотации на хоровое произведение является подготовка студента к самостоятельной хормейстерской деятельности, для чего необходим навык всестороннего изучения партитуры. Главными задачами, стоящими перед студентом при разборе хорового произведения, являются: максимальное приближение к верной исполнительской трактовке и выбор хормейстерских приемов по преодолению вокально-хоровых трудностей.

В ходе анализа произведения я хочу познакомить студентов с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова и С. В. Рахманинова. Постараюсь выявить музыкально-теоретические особенности изучаемого произведения, затронув вокально-хоровые и дирижерско-исполнительские факторы.

 

Историко-стилистический анализ

Автором слов «Ангела» является один из величайших русских поэтов – Михаил Юрьевич Лермонтов. Точнее будет сказать, что композитор написал музыку на стихотворение, созданное писателем.

Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт, прозаик, драматург. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества ознаменовало собой новый рассвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в музыке, театре, живописи. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества.

 

Сергей Васильевич Рахманинов - автор музыки данного хорового произведения. Сергей Васильевич – русский композитор, пианист, дирижер. Синтезировал в своем творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейских школ), и благодаря этому создал свой собственный стиль.

С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга на отделение фортепиано. Кроме того, он обучался в Московской консерватории.

После окончания обучения Рахманинов преподавал в Мариинском училище, и был дирижером в русской опере.

В начале своей музыкальной деятельности он потерпел неудачу, а подлинное признание наступило в 1901 году.

Большую часть своей жизни Рахманинов прожил в США, где добился внушительных успехов.

 

Музыкально-теоретический анализ

Произведение написано Сергеем Васильевичем Рахманиновым для женского хора с сопровождением, в гомофонно-гармоническом складе письма. Женский состав выбран композитором не случайно. Высокий и светлый тембр голосов напоминает песнопенья ангелов.

Хор написан в простой трехчастной форме. Рассмотрим первую часть. Ей предшествует небольшое инструментальное вступление, которое не только дает хорошую настройку слушателям на восприятие, но и подготавливает вступление хора.

Эта часть имеет структуру периода, который состоит из двух предложений – и в мелодическом, и в ритмическом отношениях различных друг другу. Период квадратного строения, так как оба предложения включают одинаковое количество тактов. Период неповторного строения, - первое и второе предложения различны между собой.

Основная тема проходит у сопрано. Мелодия по своему диапазону довольно обширна; включает широкие ходы на интервалы.

К концу первого предложения мелодия буквально за один такт поднимается вверх. Благодаря такому динамичному «ритму» мелодии, обширному диапазону создается ощущение пространства. Во втором предложении мелодия достигает своего максимума. Диапазон еще больше увеличивается. Мелодическая линия практически лишена поступенного движения.

Вторая фраза второго предложения в мелодическом плане напоминает последнюю фразу первого предложения. Эту фразу можно считать кульминацией первой части. Завершается она на самом высоком звуке у сопрано при динамике ff.

Основная тональность произведения E-dur. Первая часть не полностью выдержана в тональности E-dur, во второй фразе есть отклонение в As-dur. Композитор не случайно вводит отклонение в тональность, не родственную E-dur-у. Тем самым он подчеркивает значимость слов, на которые приходится отклонение.

Во всем произведении важную роль играют метроритмические особенности. Размер постоянно меняется – 12/8, 9/8, 4/4, 2/4. Чередование двухдольных и трехдольных размеров составит особую трудность при исполнении. Основные длительности, присутствующие в первой части и играют своеобразную роль метронома, не позволяя «смазывать» сильную и относительно сильную доли текста.

Паузы, которые довольно часто встречаются здесь, отделяют предложения, а то и фразы друг от друга и дают возможность подготовиться к восторженным репликам хора. Особое место занимает в хоре динамика. Она помогает почувствовать слушателям восторженную хвалу, прославление Бога, которыми насыщена не только первая часть, но и все произведение.

Вторая часть продолжает развивать основную мысль, характер первой части и всего произведения в целом.

Она состоит также из двух предложений неквадратного строения. Предложения различны как в мелодическом, так и в ритмическом отношениях. В первом предложении мелодию исполняют и сопрано, и альты в октаву. Она имеет довольно широкий диапазон, благодаря этому получает должное развитие.

Несомненно, огромную роль играет сопровождение. В нем слышны отголоски основной темы первой части. Оно не только выполняет функцию гармонической поддержки, но и имеет важное смысловое значение.

Рассмотрим третью часть. Она повествует о том, что душа, живущая на свете, полна желания вновь услышать песню ангела, но ее заменяют лишь скучные песни земли. Реприза сокращена и состоит из восьми тактов. Ей предшествуют два такта сопровождения, настраивающие на спокойную, повествовательную третью часть. Состоит она из двух предложений, которые тесно взаимодействуют друг с другом, дополняя одно другое. Основная тема первого предложения без изменения повторяет тему первой части, но не полностью, а лишь первую фразу.

Во втором предложении звучит тема из второго предложения первой части.

Вся часть написана в основной тональности – E-dur. Динамика соответствующим образом передает и подчеркивает характер финала. В первом предложении говорится о томлениях души и о ее желании услышать небесную песню – композитор использует динамику – pp. Сожаление, охватывающее душу по поводу неуслышанной более песни вестника Бога отмечено динамикой – mf и f. В последнем такте следует сделать diminuendo на выдержанном звуке.

Заканчивается произведение инструментальным сопровождением, состоящим из четырех тактов. Этот инструментальный эпизод представляет собой в динамическом плане «волну». Начиная с p, динамика развивается на crescendo и подводит к последним тактам на fff.
В своем произведении Рахманинов широко использует тембральные возможности женского хора. На протяжении всей миниатюры партии сопрано и альтов звучат, в основном, в высокой тесситуре, что придает звучанию полётность.

 

 

Вокально-хоровой анализ

Произведение написано для женского хора. Основная тема проходит у сопрано (альты вторят в терцию). Мелодия по своему диапазону довольно обширна, включает широкие ходы на интервалы.

Диапазоны партий:

· 1 сопрано – от си малой октавы до ля-бемоля второй октавы;

· 2 сопрано – от си малой октавы до фа-диеза второй октавы;

· 1 альт – от си малой октавы до до второй октавы;

· 2 альт – от ля малой октавы до до второй октавы.

Исполнение партий плавное, без толчков.

В мелодии встречаются несколько довольно трудных скачков: от до-бекара первой октавы до ля-бекара первой октавы (б.6); от ми-бемоля первой октавы до ля-бемоля первой октавы (ч. 4).

Дыхание можно брать с указания дирижера, либо после окончания каждой фразы. Смену дыхания нужно делать незаметно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: