Организация деятельности службы сопровождения




 

Разные цели, задачи и возможности дошкольных образовательных учреждений требуют раскрытия вариантов организации службы ППМС-сопровождения.

Представляется целесообразным выделить, что основной формой этой организации, в ДОУ является Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) – наиболее распространенная форма индивидуального сопровождения развития ребенка.

Основные направления организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ ПМПК следующие:

- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей),

- разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения,

- обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком,

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии "команды" каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

В состав службы входят:

Основная задача службы - способствовать полному и гармоничному развитию детей. Важно обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход, учитывать его возможности и склонности, а для этого необходимо изучение его индивидуальных особенностей. Служба сопровождения занимается исследованием проблем и затруднений, возникающих у ребенка, помогает в их преодолении, укрепляет физическое и психическое здоровье детей.

Служба сопровождения представлена в ГБДОУ следующими специалистами:

  • педагогом-психологом;
  • учителями-логопедами;
  • старшим воспитателем;
  • медицинской сестрой;
  • инструктором по физической культуре;
  • музыкальными руководителями;
  • воспитателями групп;
  • педагогами дополнительного образования.

Специалисты службы сопровождения осуществляют наблюдение за детьми в группах и на занятиях, а также проводят диагностику по рекомендованным методикам (психологическое, врачебный осмотр, тестирование).

Создавая условия результативной работы службы, делаем ставку на педагога, так как он является проводником усилий всех специалистов службы сопровождения и залогом их успешности. А результаты длительной психологической работы с ребенком и его семьей невозможны без согласованных действий педагога, педагога - психолога, учителя -логопеда.

Поэтому все специалисты должны быть равноправными коллегами, отношение которых строятся на принципах сотрудничества, взаимопомощи и взаимо-дополнения, но не дублировании друг друга.

Разрабатывая годовой план деятельности ДОУ в соответствии со всеми структурными частями учреждения, определяем содержание образования с включением новых программ, технологий, которые помогают более эффективно координировать работу педагогов и специалистов.

Медико - социально - педагогическая служба в условиях ДОУ - это та работа, которая направлена на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

  • частотой контактов с ребенком;
  • эмоциональной насыщенностью контактов;
  • информативностью.

На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень - занимают воспитатели ДОУ - максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень - взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встречался: жители других городов, стран и т.п.

Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, выполняющему следующие функции:

  • диагностическую;
  • когнитивную;
  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • прогностическую.

Служба сопровождения связана с усилением контактов ДОУ с микро - и макросоциумом и имеет ряд программ взаимодействия с детьми, родителями, общественностью.

Таким образом, она представляет собой емкий системный блок, связанный многочисленными взаимодействиями с другими блоками. При этом важно, чтобы каждый педагог и специалист координировал содержание своей работы с содержанием деятельности других сотрудников детского сада: музыкальным руководителем, педагогом - психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, педагогами дополнительного образования.

Деятельность специалистов строится на основе концептуального положения: "Развитие свободного ребенка, активного к творчеству в разных видах деятельности, основанных на сотрудничестве" в следующих системах:

"Ребенок - ребенок; ребенок - родитель; ребенок - воспитатель; ребенок - специалист; ребенок - администрация".

"Воспитатель - ребенок; воспитатель - воспитатель; воспитатель - специалист; воспитатель - педагог дополнительного образования; воспитатель - родитель; воспитатель - администрация учреждения".

"Специалист - ребенок; специалист - воспитатель; специалист - специалист; специалист - родитель".

"Родитель - ребенок; родитель - воспитатель; родитель - педагог дополнительного образования; родитель - специалист; родитель - администрация учреждения; родитель - родитель".

"Администрация учреждения - ребенок; администрация учреждения - воспитатель; администрация учреждения - специалист; администрация учреждения - общественность; администрация учреждения - родитель".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: