Разные цели, задачи и возможности дошкольных образовательных учреждений требуют раскрытия вариантов организации службы ППМС-сопровождения.
Представляется целесообразным выделить, что основной формой этой организации, в ДОУ является Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) – наиболее распространенная форма индивидуального сопровождения развития ребенка.
Основные направления организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ ПМПК следующие:
- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей),
- разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения,
- обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком,
Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии "команды" каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
В состав службы входят:
Основная задача службы - способствовать полному и гармоничному развитию детей. Важно обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход, учитывать его возможности и склонности, а для этого необходимо изучение его индивидуальных особенностей. Служба сопровождения занимается исследованием проблем и затруднений, возникающих у ребенка, помогает в их преодолении, укрепляет физическое и психическое здоровье детей.
|
Служба сопровождения представлена в ГБДОУ следующими специалистами:
- педагогом-психологом;
- учителями-логопедами;
- старшим воспитателем;
- медицинской сестрой;
- инструктором по физической культуре;
- музыкальными руководителями;
- воспитателями групп;
- педагогами дополнительного образования.
Специалисты службы сопровождения осуществляют наблюдение за детьми в группах и на занятиях, а также проводят диагностику по рекомендованным методикам (психологическое, врачебный осмотр, тестирование).
Создавая условия результативной работы службы, делаем ставку на педагога, так как он является проводником усилий всех специалистов службы сопровождения и залогом их успешности. А результаты длительной психологической работы с ребенком и его семьей невозможны без согласованных действий педагога, педагога - психолога, учителя -логопеда.
Поэтому все специалисты должны быть равноправными коллегами, отношение которых строятся на принципах сотрудничества, взаимопомощи и взаимо-дополнения, но не дублировании друг друга.
Разрабатывая годовой план деятельности ДОУ в соответствии со всеми структурными частями учреждения, определяем содержание образования с включением новых программ, технологий, которые помогают более эффективно координировать работу педагогов и специалистов.
Медико - социально - педагогическая служба в условиях ДОУ - это та работа, которая направлена на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
|
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет.
Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:
- частотой контактов с ребенком;
- эмоциональной насыщенностью контактов;
- информативностью.
На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.
Второй уровень - занимают воспитатели ДОУ - максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.
Третий уровень - взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.
Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встречался: жители других городов, стран и т.п.
Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, выполняющему следующие функции:
- диагностическую;
- когнитивную;
- профилактическую;
- коррекционную;
- прогностическую.
Служба сопровождения связана с усилением контактов ДОУ с микро - и макросоциумом и имеет ряд программ взаимодействия с детьми, родителями, общественностью.
|
Таким образом, она представляет собой емкий системный блок, связанный многочисленными взаимодействиями с другими блоками. При этом важно, чтобы каждый педагог и специалист координировал содержание своей работы с содержанием деятельности других сотрудников детского сада: музыкальным руководителем, педагогом - психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, педагогами дополнительного образования.
Деятельность специалистов строится на основе концептуального положения: "Развитие свободного ребенка, активного к творчеству в разных видах деятельности, основанных на сотрудничестве" в следующих системах:
"Ребенок - ребенок; ребенок - родитель; ребенок - воспитатель; ребенок - специалист; ребенок - администрация".
"Воспитатель - ребенок; воспитатель - воспитатель; воспитатель - специалист; воспитатель - педагог дополнительного образования; воспитатель - родитель; воспитатель - администрация учреждения".
"Специалист - ребенок; специалист - воспитатель; специалист - специалист; специалист - родитель".
"Родитель - ребенок; родитель - воспитатель; родитель - педагог дополнительного образования; родитель - специалист; родитель - администрация учреждения; родитель - родитель".
"Администрация учреждения - ребенок; администрация учреждения - воспитатель; администрация учреждения - специалист; администрация учреждения - общественность; администрация учреждения - родитель".