Модели МакКинси (McKinsey). Основные критерии для анализа в модели МакКинси.
Модель Маккинси 7С (авторы Том Питерс и Роберт Уотерман) представляет собой удобный инструмент анализа внутренней организационной структуры и принципов работы компании. Модель анализирует 7 ключевых элементов микросреды организации:
Наиболее распространенные направления использования модели: помощь в улучшении внутренних бизнес процессов компании, увеличение производительности предприятия, прогнозирование возможных последствия планируемых изменений оргструктуры, правильное объединение отделов и проведение слияний компаний, определение лучшего способа реализации стратегии развития компании.
Все элементы (на рисунке) связаны между собой и разделены на 2 большие области «мягкие С» и «жесткие С». «Жесткие» элементы проще всего описать, оценить, и поэтому ими проще управлять. «Мягкие элементы» сложнее поддаются управлению и оценке, но зато часто являются ключевыми составляющими компании.
Выделяют 6 шагов использования модели на практике:
1) Сбор информации (кратко описывается каждый элемент модели);
2) анализ противоречий (есть ли противоречия между отдельными элементами, максимально ли они коррелируют между собой?);
3) составление идеальной модели (в которой будут сочетаться все 7 элементов);
4) определение ключевых изменений (сравнение фактической и идеальной моделей между собой и определение изменений, которые необходимо сделать, чтобы все элементы модели поддерживали и дополняли друг друга и исключались противоречия);
5) внедрение изменений;
6) повторный анализ модели (контроль) (отслеживается работа каждого из 7 элементов микросреды).
Матрица GE/McKinsey (для анализа хозяйственного портфеля)
Матрица GE, или матрица Мак-Кинзи используется при оценке привлекательности отдельных стратегических хозяйственных единиц на основе двух координат: ось Х характеризует силу позиции стратегической хозяйственной единицы в отрасли, ось Y — привлекательность отрасли. Показатели по оси Y — практически неподконтрольны фирме, по оси Х — наоборот, могут быть изменены.
GE и McKinsey разработали список критериев оценки привлекательности отрасли и устойчивости предприятия:
Характеристики сильных сторон (конкурентные преимущества) бизнес-единицы (ось Х) | Характеристика привлекательности отрасли (ось Y) |
Относительная доля рынка Рост доли рынка Охват дистрибьюторской сети Эффективность дистрибьюторской сети Квалификация персонала Преданность потребителя продукции компании Технологические преимущества Маркетинговые преимущества Гибкость | Темпы роста рынка Дифференциация продукции Особенности конкуренции Норма прибыли в отрасли Ценность потребителя Преданность потребителя торговой марке |
Для оси Х — конкурентные преимущества бизнес-области.
1. Определим ключевые факторы успеха для каждой бизнес-области.
2. Удельный вес (относительная значимость) каждого фактора.
3. Ставим оценку по каждому фактору. 5 — если продукт имеет очень сильную конкурентную позицию в аналогичной отрасли, 1 — если очень слабая конкурентная позиция.
Для оси Y — привлекательность бизнес-области как отрасли. Алгоритм аналогичен.
Анализируемые бизнес-единицы отражаются в виде кружков в матрице в зависимости от их расположения на осях устойчивости предприятия и привлекательности отрасли.
Образуются три области:
§ победители;
§ проигравшие;
§ средняя область (по диагонали).
Для победителей — дополнительные инвестиции, получим прибыль, защиту преимуществ. Для проигравших — ограничить инвестиции вплоть до остановки, дополнительные инвестиции не принесут прибыли. Для пограничных областей — либо расти, либо сокращаться вплоть до ликвидации.
14. Направления анализа сильных и слабых сторон конкурента.
Для сравнения и анализа сильных и слабых сторон фирмы и конкурентов можно пользоваться табличной формой, где определяются направления анализа сильных и слабых сторон конкурентов:
Критерий (разбиваются на подгруппы) | Конкурент 1 | Конкурент 2 | ||
Преимущества | Недостатки | Преимущества | Недостатки | |
Технические нововведения | ||||
Производство | ||||
Финансы | ||||
Менеджмент | ||||
Маркетинг | ||||
Сбыт | ||||
Кадры |
Затем конкурентоспособность фирмы сравнивается с ведущими конкурентами, где каждый критерий получает оценку от 0 (наиболее слабые позиции) до 5 (доминирующие позиции):
Факторы конкурентоспособности | Фирма | Конкурент | |||
Преимущества | Недостатки | Оценка (0-5) | А (оценка) | Б (оценка) | |
Каждая оценка отмечается точкой на графике, а затем эти точки соединяются ломаной линией. Анализ этих линий — своего предприятия и фирм-конкурентов — позволяет сделать объективные выводы и разработать основные мероприятия по устранению слабых и развитию сильных сторон поведения собственной фирмы на рынке.