Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности.
Культура семейно-брачных отношений
Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития института семьи. Необходимость сравнения социальных представлений в сфере семейно-брачных отношений российской молодежи и молодежи других развитых стран особенно важно в контексте изучения глобальных тенденций развития института семьи с учетом российской специфики на ближайшие 20 - 30 лет, учитывая роль молодежи в замещении уходящих поколений.
Регистрируемый брак во все большем масштабе утрачивает значение терминальной ценности и приобретает черты ценности инструментальной.
Статистика последних лет не оставляет никаких сомнений: число браков уменьшается, а разводов, наоборот, увеличивается. Откладывание браков и рождения детей деформирует традиционную модель жизненного цикла человека и семьи.
|
в современном браке доминирующей ценностной ориентацией является любовь и связанное с ним личное счастье, эмоциональный комфорт в семье. Здесь, казалось бы, есть противоречия между представлениями о важнейших функциях семьи, где на первом месте - рождение и воспитание детей, и оценкой значения семьи для каждого из членов семьи как личности, когда главным они считают любовь.
Культура и субкультура
Субкультура – это часть какой-то большой культуры. Например, культура молодежи – это культура, в рамках которой существует культура студенческой молодежи, т.е. одна из ее субкультур.
очень часто, особенно по телевидению, зрителям показывают под видом культуры антикультуру. Культура – это все то, что способствует развитию и совершенствованию отдельного индивида и, стало быть, всего общества в целом. Ключевые слова здесь – развитие и совершенствование. Антикультурой можно назвать то, что способствует медленной или быстрой деградации индивида, которая в итоге заканчивается разрушением личности. Ключевыми словами здесь являются «деградация» и «разрушение».
С понятием бескультурье разобраться куда проще. Бескультурный в чем-то человек не вредит своему здоровью или личности, но и не развивает их. Это когда индивид поступает не как носитель какой-то культуры, а как животное, т.е. не обременяет себя условностями культуры.
. У Л.Н. Толстого есть три критерия, которые помогают отделить искусство от ремесла, подделок под искусство (что называют китчем) и антиискусства (антикультуры). Критерии эти таковы: первый – произведение искусства должно быть эстетично, т.е. красиво, совершенно, им любуются, наслаждаются, получают удовольствие от его форм; второй – художник, создающий произведение искусства, руководствуется искренним, творческим порывом, а не денежным или каким-то другим материальным расчетом; третий – истинное произведение искусства несет огромный заряд нравственности, т.е. учит добру, отвращает от зла. Произведение искусства должно отвечать всем трем критериям. Если отсутствует хотя бы один из них, то это должно вызвать сомнение у зрителя, читателя, слушателя искусство это или нечто другое.
|
14) Мифология и магия
Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы. Миф не приносил человеку свободы, ибо миф и магия выражали не стремление к свободе, а стремление к выживанию за счет подавлений любых проявлений свободы. Магические обряды и ритуалы упорядочивали жизнь первобытного человека, миф был формой запрета, который освящался именем бога, любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза человека и бога, поэтому от тех, кто не вписывался в тоталитарную структуру, миф, руками вождей и старейшин, избавлялся
|
Магия – способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг к другу, где магическая связь выступает как орудие человеческой воли. Магическое управление природой подменяло собой реальной, практическое овладение ее силами, но одновременно магия обеспечивала склонность к оптимизму человеческого коллектива, внушала веру в победу. Существует концептуальная близость магии и науки: обе исходят из твердой веры в порядок и единообразие природных явлений; обе имеют одну цель: установить повторяющуюся последовательность событий, которая подчиняется действию определенных природных законов.
15) Мифология в современной массовой культуре.
массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Наиболее удачной, на наш взгляд, в этой связи является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:
• индустрия «субкультуры детства»;
• массовая общеобразовательная школа;
• система национальной (государственной) идеологии;
• массовые политические движения;
• массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций;
• индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, различные шоу;
• индустрия оздоровительного досуга;
• система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнология);
• разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности (6).
Итак, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
• кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
• мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
• арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
Проанализируем каждый из этих уровней.
Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Само слово «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. При этом специалисты отмечают (Т.А. Фетисова и др.), что в каждой стране можно четко определить специфические национальные черты кича: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» – французского, экстатическую сентиментальность – итальянского, плоскую примитивность – американского (7). Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. К ее основным характеристикам можно отнести:
• упрощенную подачу проблематики;
• опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;
• ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.
Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта. Кич-культура получила особое распространение в формировании жанра «бульварной прессы», кино и видео продукции; в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве. (8). В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.
Что касается мид-культуры, то, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мидкультура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.
Наиболее высокий уровень массовой культуры – арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арткультуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
Кроме вышеперечисленных уровней некоторые специалисты считают необходимым выделять еще два особых подуровня массовой культуры, а именно – попкультуру и роккультуру.
Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются:
• ориентированность на гомогенную аудиторию;
• опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
• эскейпизм;
• быстродоступность;
• быстрозабываемость;
• традиционность и консерватизм;
• оперирование средней языковой семиотической нормой;
• занимательность.
Остановимся более подробно на некоторых из вышеперечисленных характеристик.
Ориентированность на иррациональное, бессознательное, коллективное. Еще Карл Юнг в своих работах отмечал, что символообразование является основой массовой культуры. Роль символа, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать сублимации энергии бессознательных сфер психики, т.е. направлению ее в объективную реальность. Согласно Юнгу, базовыми в понимании массовой культуры являются следующие компоненты. Во-первых, ее восприятие как компенсаторного явления, восполняющего утраченную целостность человеческой природы. Во-вторых, понимание бессознательной основы массовой культуры. В-третьих, понимание мифотворческого предназначения массовой культуры (9).
Для массовой культуры, как заметили культурологи, очень свойственно повторение сюжетов, идей и образов. А повторяемость – это свойство мифа. Мифология, в свою очередь, фиксирует в концентрированном виде коллективное бессознательное. Следовательно, массовая культура тем или иным образом ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Интересно подметил российский культуролог В.П. Руднев: «Актеры в сознании зрителей отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические боги» (10). Вообще культурологи все чаще и чаще сближают массовую культуру с мифологией. Характерны даже названия монографий. Например – «Мифология XX века» (В.П. Шестаков, 11).
Другая, не менее значимая характеристика массовой культуры - эскейпизм, т.е. бегство от реальности в мир фантазий и грез. Эту черту отмечают многие исследователи. Так, в частности, В.П. Шестаков считает, что именно благодаря эскейпизму массовая культура осуществляет подмену, или выражаясь языком психоанализа, компенсацию реальности миром обманчивых и утешительных иллюзий. Автор книги «Философия художественной истории» Арнольд Хаузер так же полагает, что история современного массового (популярного) искусства начинается с возникновением идеи о том, что искусство означает отвлечение. В нем ищут рассеивание, но не концентрацию, развлечение, но не образование.
Быстродоступность порождений массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся все более совершенными и разнообразными. За последнее десятилетие к таким уже традиционным способам распространения продукции массовой культуры как кино, видео, теле и радиопрограммы, печатные издания прибавились мобильные системы связи (пейджеры, мобильные телефоны), а также Интернет.
Массовая культура является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.
Говоря о недолговечности продукции массовой культуры, следует выделить особую категорию ее так называемых «культовых» произведений. Их главная особенность заключается в том, что они очень глубоко проникают в массовое сознание и приобретают достаточную степень устойчивости.
Например, книга «Двенадцать стульев» (И. Ильф, Е. Петров) – культовое произведение советской социальной сатиры, вплавленное в сознание масс бесчисленным количеством цитат и афоризмов. Тексты песен и музыка рок-группы «Битлз» уже не просто тексты и музыка, а своего рода сакральные символы массовой рок-культуры. Художественный фильм «Семнадцать мгновений весны» (Т. Лиознова, СССР) уже более четверти века является своеобразным видео-гимном советской военной разведки. А исполнитель главной роли (В. Тихонов) в сознании народа до конца своей творческой деятельности останется «Штирлицем».
Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения «массовой культуры» лишены глубокого смысла, они обладают жестким каркасом внутренней структуры. Лучшим средством угодить вкусам публики, считают некоторые культурологи, оказывается не новизна, не новаторство, а банальность. Человек не способен понять и усвоить нечто совершенно новое для него, если это новое не имеет никаких соответствий с чем-либо уже известным. Известное служит путеводной нитью, ведущей через неизведанное пространство. Подсчитано даже, что если произведение содержит более 10% совершенно новой информации контакт с аудиторией теряется (12).
Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво.
В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.
К этой группе можно отнести и авторов Учения Живой Этики (Махатмы, семья Рерихов). Согласно парадигме Живой Этики, массовая культура по своей сути является псевдо-культурой, так как в отличие от истинной (т.е. высокой культуры) в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. Призвание и назначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.
Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:
• она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время (13);
• создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества (14);
• дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры (15).
И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое – черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.
Попытаемся теперь выявить причины популярности мас-культуры и прокомментировать их. Здесь кроме объективной причины (необходимость усредненного языка общения) можно выделить и другие, которые непосредственно связаны с особенностями человеческого сознания. Они выглядят следующим образом.
• Нежелание индивида активно участвовать в социальных явлениях и процессах духовно или интеллектуально. Другими словами, изначальная пассивность сознания большинства членов общества.
• Желание уйти от повседневных проблем, от обыденности и рутины.
• Желание понимания и сопереживания своим проблемам со стороны другого человека и общества.
Кроме того, известный английский писатель О. Хаксли, анализируя специфику массовой культуры как эстетического явления, отмечает и такие причины ее популярности как: узнаваемость и доступность. «Общество нуждается в постоянном подтверждении великих истин, - весьма справедливо замечает он, - хотя делает это массовая культура на низком уровне и безвкусно» (16).
Массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.
В связи с широким распространением массовой культуры появляется вопрос и о ее географическом статусе. Большинство теоретиков и историков культуры склоняются к тому, что массовая культура – явление общечеловеческое, никак не связанное с социальной структурой общества. Массовая культура – космополитична.
Однако, следует учитывать, что массовая культура не может появиться из ниоткуда. Ей, как и любому другому социальному феномену, необходим определенный идейный фундамент. Таким фундаментом для массовой культуры является культура традиционная, из которой она черпает сюжеты и идеи для своих произведений, исторический опыт того или иного социального образования, или другими словами, память народа. Так, например, японская массовая культура порождает свои совершенно оригинальные типы героев. Они отчасти похожи на западные образцы, но вместе с тем сохраняют черты традиционной японской культуры. Японский культуролог Й. Бурума отмечает их своеобразие на примере комиксов для девушек: «Хотя на западе комиксы для девушек полны необычайно красивых юношей с длинными ресницами и звездными глазами, они все же несомненно мужчины…. В Японии они более двойственны по своему виду.… Это андрогинные юные герои называются словом «бисёнен», красивые юноши» (17).
В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация мас-культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Мы полагаем, что решающую роль в такой позитивной трансформации мас-культуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм.
16) Религия и атеизм.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъественное.
Атеизм - в широком смысле — отрицание веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов. По отношению к религии атеизм — мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное. Символ атеистов – стилизованное изображение атома.
17) Христианская культура. Католицизм. Протестантизм. Православие.
Какая вера самая правильная – Православная?
Ответ: Сегодня для многих людей в России слова «православный» и «русский» представляют собой почти один и тот же смысл. И это не случайно. Ведь Православие в основном и сконцентрировано в России. В России и на Украине проживает около 70% всех православных в мире. Но как же быть с остальными людьми в мире?
Ведь в мире существует множество Христиан Католиков, и их в 5,5 раз больше чем Православных Христиан. Также Христиан Протестантов в мире в 2,5 раза больше, чем Православных Христиан. Неужели же мы, Православные, лучше всех остальных Христиан всего мира? Понимаете, о чем я говорю.
Мало заявить, что я Православный, потому что родился в России. Нужно еще разобраться, почему я не Католик или не Протестант. В чем конкретно я с ними не согласен. И почему я уверен, что я прав, а не они? Просто потому что я русский и потому всегда прав?
На самом деле и Православные, и Католики, и Протестанты – все являются Христианами, потому что имеют единую основу своей веры: Библию. И на основании Библии все Христиане верят в Иисуса Христа, Который пострадал на Кресте за наши грехи. Это самое главное в Христианстве. И в этом все Христиане едины, как в общем-то и в большинстве других основных доктринах Христианства.
Различаются Христиане в основном в разных обрядах и традициях, присущих той или иной культуре. Именно поэтому Православие в целом присуще славянской культуре, и оно не нашло поддержки в других народах, где распространилось Католичество или Протестанство.
Ответ: (продолжение) Но ведь мы прекрасно понимаем, что Бог один у всех людей. И поэтому не имеет значения какие обряды или традиции мы соблюдаем. Самое важное – это отношение человека к Богу, его вера в Иисуса Христа. А то, как человек крестится: справа налево или слева направо, или вообще не крестится – это все на самом деле не важно.
Обряды и традиции меняются со временем. К примеру, в 17 веке при Патриархе Никоне Православная церковь в России была реформирована, многие обряды были изменены, что вызвало сильный протест и раскол в Православии. Так появились те, кто продолжили соблюдать старые обряды и не признали реформы 17 века. Эти Православные стали называться Старообрядческой Православной Церковью, и они и сейчас существуют в России.
Так кто же истинный Православный: современная Православная церковь или Старообрядческое Православие? На самом деле это и не важно. Христианство заключается не в соблюдении обрядов, а в вере в Иисуса Христа и следовании Его заповеди любить ближнего своего как самого себя.
Тем не менее, во время проведения реформы 17 века Православные массово убивали друг друга из-за разногласий. То же делали и Католики во времена Инквизиции или Реформации. Разве это вообще можно назвать Христианством? Суть Христианства заключается прежде всего в любви к Богу и к людям а не в отстаивании своих взглядов с помощью силы.
Что касается лично меня: я себя называю просто Христианином. И хотя я русский, тем не менее я не хочу называть себя Православным из-за этого. Также хотя я и посещаю церковь Евангельских Христиан я не хочу называть себя только Протестантом. Я не хочу отделять себя от других Христиан.
Я люблю людей, и все Христиане для меня очень дороги (и нехристиане тоже). И мне больно смотреть, когда кто-то считает себя лучше других и унижает другие христианские конфессии. Такое отношение уже само по себе не соответствует Христианству вообще.
Иисус Христос возлюбил всех людей и пострадал на Кресте за всех. И Он хочет, чтобы мы научились любить друг друга несмотря на то, что мы сильно друг от друга отличаемся. Я посещаю церковь Евангельских Христиан потому что мне она нравится, там много людей, которые как и я понимают, что самое главное это верить в Иисуса Христа и любить Бога и людей.
Но я не считаю, что моя церковь самая лучшая или самая правильная. Церкви как и люди могут очень отличаться друг от друга. И человек должен свободно выбирать какую церковь ему посещать согласно своим предпочтениям.
Главное, чтобы в любой церкви не забывали об основах Христианства: вере в Иисуса Христа и любви к людям. Чтобы в ней учили тому, что говорится в Библии, основе христианской веры. А какие обряды в этой церкви соблюдают, или как она называется – это все на самом деле неважно, и это не должно нас разделять как Христиан верящих в одного Христа.
Историческое формирование православия, католицизма, протестантизма, и выделения в христианстве других ветвлений.
Основой христианства является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, спасителя, воплощение второго лица триединого Бога.
Преображение Верующих к божественной благодати осуществляется через участие в таинствах.
Источник вероучения – Священное Писание (Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета.)
Христианство родилось в первые годы новой эры среди евреев Палестины, и сразу же распространилось в Средиземноморье.
Размежевание в христианстве между восточным христианством и западным христианством достаточно явственно выявилось после раздела Римской империи на Западную Римскую и Восточную Римскую империи (395) и было связано с различием в историческом (социально-экономическом, политическом, культурном) развитии обеих частей империи. Дальнейшее постепенное углубление расхождений между обоими направлениями христианства привело и к формальному разделению общехристианской церкви на западную - римско-католическую и восточную восточно-кафолическую, или греко-православную. Это началось в 1054 и завершилось после захвата в 1204 крестоносцами Константинополя.
С падением Византии (1453) на её территории и в соседних с ней государствах сложились самостоятельные автокефальные церкви. Они сохранили общую систему вероучения и религиозного культа, однако во внутренних порядках этих церквей наметились некоторые различия. Универсальной церковной организации с единым церковным центром (как Ватикан в католицизме) в православии нет.
Проникновение христианства в форме православия на русскую землю началось с середины 9 в., а в 988 оно было объявлено государственной религией Киевской Руси. С утверждением православия на Руси ускорился процесс отмирания остатков патриархально-родового строя, укрепились феодальные отношения, Киевское государство сблизилось с другими странами Европы. Введение Православия в известной мере способствовало развитию культуры на Руси.
С образованием централизованных государств внутри католической церкви возникли тенденции автономии национальных церквей (учение Уиклифа, галликанство и др.); с 14-15 вв. всё шире становилось сопротивление единовластию пап, возникло так называемое соборное движение, требовавшее верховенства Вселенских соборов над папой. В 16 веке в ходе реформы из католицизма, выделился протестантизм.
Протестантизм возник в 16 в. как новая, ветвь христианства - в противоположность средневековому, феодальному в своей основе, католицизму. Название "протестанты" первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 веке от католицизма, также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. Образовалось много маргинальных ответвлений в протестантизме. Сильно обособившиеся от католицизма и православия ответвления не получили пока в религиоведении специального обозначения, и их называют иногда маргинальным католицизмом и маргинальным православием (или, точнее, маргинальными сектами, отколовшимися от католицизма и православия).
Дополнительно в христианстве можно выделить:
1) Из протестантства англиканство.
Англиканство имеет как протестантские, так и католические черты. Но англиканство носит в своей основе протестантский характер: главное значение в спасении человека придается в нем личной вере, Священное Предание отодвигается на второй план по сравнению со Священным Писанием, отвергается почитание святых мощей, существенно упрощается культ и т.д.
2) Из православия в качестве отдельных направлений - монофизитство и несторианство.
Православие, монофизитство и несторианство отличаются друг от друга по доктринальному положению о соотношении божественного и человеческого во втором лице Святой Троицы - Иисусе Христе. В этом вопросе православие даже стоит ближе к католицизму и большинству течений протестантизма, чем к монофизитству и несторианству.
3)Три наиболее значительных направления христианства - православие, католицизм и протестантизм - выделили из своей среды, очень сильно обособившиеся от них маргинальные группы. В маргинальных группах были отвергнуты некоторые фундаментальные положения христианства, например, такие как учение о Божественной Троице и положение о строгом монотеизме, предложены наряду с Библией свои особые канонические книги (а порой Библия и вовсе отвергается ими или кардинально переосмысливается).
Таким образом, в христианстве можно условно выделить пять основных направлений:
1) православие;
2) католицизм;
3) протестантизм;
4) монофизитство и несторианство;
5) три маргинальных направления: маргинальный протестантизм, маргинальный католицизм и маргинальное православие.
На начало третьего тысячелетия христианство - самая многочисленная религия мира. Общее число ее последователей составляет около 2 миллиардов человек и делится на три основных направления христианства: православие, католицизм и протестантизм.
18) Роль православия в формировании русской культуры.
Одну из главных ролей формирования русской национальной культуры история отвела русской православной церкви. Нужно знать, что монголо-татары, сделав значительные разрушения на Руси, не посягнули на вероисповедание русских людей.
Поэтому центрами культурного возрождения в русских землях стали монастыри. Особую известность получил Троице-Сергиев монастырь, основанный великим гуманистом Сергием Радонежским и его бра-том Стефаном.
После освобождения от владычества монголо-татар церковь всячески содействовала распространению просвещения на Руси. При ее непосредственной поддержке в России началось книгопечатание. В 1563 г. в Москве была создана типография, во главе которой стали Иван Федоров и Петр Мстиславец.
1 марта 1564 г. вышел «Апостол» – первая русская датированная печатная книга. При монастырях действовали школы. В 1687 г. в Москве была открыта славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России.
Следует отметить, что церковь боролась с любыми отступлениями от православия. Но несмотря на это, уже в XIV–XV вв. на Руси определились три течения философско-богословской мысли: традиционное православие, исихазм (учение, открывающее верующим возможность прижизненного единения с Богом через восприятие божественных энергий) и ра-ционализм в виде ересей. В конце XIV – начале XV вв. в русской православной церкви оформилось два течения: иосифлян и нестяжателей.
Первое возглавил игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, второе – Нил Сорский – основатель первого скита в России. Иосифляне, продолжая византийскую традицию «цезарепапизма», обожествляли княжескую власть и отстаивали тесный союз церкви и государства. Нил Сорский, наоборот, требовал отделения церкви от государства. По его мнению, пастыри не должны страшиться власти: они обязаны стоять за правду.
Дело духовное есть дело личной совести каждого, а потому нельзя за религиозное мнение наказывать светской властью (как предлагали иосифляне). Церковь должна действовать лишь убеждением и молитвой. В противоположность иосифлянам, искавших богатство ради социальной организации благотворительности, Нил Сорский считал, что монахи должны быть «нестяжателями» (т.е. не обладать имуществом) и «питаться плодами рук своих».
Однако государство поддержало иосифлян, а нестяжатели подверглись преследованиям. В данном случае интересы государства и иосифлян совпали, так как последние способствовали укреплению самодержавия и стремились к национализации русской православной церкви, к ее независимости от константинопольской патриархии, что способствовало целям новой формирующейся державы.
Именно этим интересам отвечала и теория «Москва – Третий Рим». Считается, что сформулирована она была игуменом псковского Елиазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510–1511 гг. По мнению Филофея, мировой центр христианства перешел от Рима ко «второму Риму» – Константинополю, а оттуда в Москву.
Два Рима пали из-за измены «истинному христианству», то есть православию. Рим стал центром католичества, а Византия в 1439 г. заключила с ним Флорентийскую унию (а в дальнейшем была завоевана турками). Москва не признала Флорентийскую унию, а отсюда она – «третий Рим», а «четвертому Риму не бывать».
В 1589 г. на Руси была учреждена собственная патриархия. Однако национализация русской православной церкви не предотвратила ее раскол. Он разразился в середине XVII в. Причины раскола имеют двоякий характер: религиозно-психологический и исторический.
С религиозной точки зрения раскол произошел из-за того, что с начала христианизации Руси в русской православной церкви укоренились определенные ритуалы богослужения (например, креститься двумя пальцами, а не тремя и т.д.) и были изменены записи в религиозных текстах, которые противоречили греческим. Тогда патриарх Никон решил привести их в соответствие с константинопольскими обрядами и текстами.