II. Этап актуализации знаний по предложенной теме
- Разные науки занимаются изучением воды, но одну из них особо беспокоит проблема загрязнения природных вод. Назовите ее (экология). Дайте определение данного термина.()
- Сегодня вы познакомитесь с новыми словами, значение которых необходимо запомнить - пестициды, детергенты, сорбент. Одни из них означают загрязнители, другие – способствуют очищению природных вод.
III. Этап выявления затруднения
- Самая грязная река на планете в Индонезии. Местные жители уже забыли, что там когда-то водилась рыба. Собирать мусор в реке и сдавать на переработку — теперь гораздо выгоднее, чем рыбачить.
- Назовите самое глубокое озеро, находящееся в России. Байкал- уникальное озеро, но и ему грозит загрязнение.
IV. Этап разработки плана по выходу из создавшегося затруднения
- Только зная точные ответы на вопрос, почему так происходит, мы можем говорить о возможных путях решения этой глобальной проблемы.
- Для начала нам нужно постараться выявить как можно больше источников загрязнений и классифицировать их по видам.
V. Этап реализации намеченного плана. «Открытие» нового знания.
1. Для этого мы приступаем к знакомству с новым материалом. Работать будем в сменных парах. По принципу – изучил сам – расскажи другому. Сегодня у вас 4 цвета, означающих 4 вида загрязнений природных вод. Работа в сменных парах по карточкам.
Классификация загрязнений природных вод
1. Нефть и нефтепродукты
2. Детергенты, синтетические моющие средства, применяют в промышленности, на транспорте, в ЖКХ
3. Пестициды – хим. и биологич средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорняками
4. Предприятия черной и цветной металлургии, энергетики, целлюлозно - бумажной промышленности – сточные воды с различными вредными примесями
5. Транспорт – продукты сгорания оседают на поверхность водоемов.
1.Механическое загрязнение: мусор, бытовые и промышленные отходы, сбрасываемые в водоёмы; Нефть и нефтепродукты
2.Физическое:
Тепловое (термическое) загрязнение связано с повышением температуры природных вод в результате их смешивания с технологическими водами. Температура сточных вод ТЭС, АЭС выше температуры окружающих водоемов на 10 – 50ºC.. Термическое загрязнение ведет к уменьшению кислорода, а это ведет к размножению бактерий, выделению ядовитых газов. гибели водной растительности и животных.
Радиоактивные элементы попадают в поверхностные водоемы при сбрасывании в них радиоактивных отходов,захоронении отходов и т.д. В подземные воды радиоактивные элементы попадают в результате их выпадения с осадками на поверхность земли и последующего просачивания вглубь земли, либо в результате взаимодействия подземных вод с радиоактивными горными породами.
3.Биологическое
Загрязнение происходит при попадании в воду стоков коммунального хозяйства городов, а также сельскохоз - х стоков. Происходит цветение воды, поражение обитателей водоемов.
продукты гниения древесины при сплаве леса;
4. Химическое
- Детергенты, синтетические моющие средства СМС, ПАВ, применяют в промышленности, на транспорте, в ЖКХ
- Пестициды – хим. и биологич средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорняками.
А вот теперь, изучив источники загрязнений природных вод, мы можем здесь и сейчас определить пути решения проблемы?
- Альтернативные источники электроэнергии
- Биотехнологии по очищению воды…
1. Устанавливать современные очистительные сооружения для очистки производственных и коммунальных сточных вод
2. Очищать водоемов и береговые зоны,
3. Срочно и повсеместно решать проблему переработки мусора и отходов
4. Правдиво освещать в средствах массовой информации факты ч/с, аварий, называть виновных.
5. Разрабатывать и развивать безотходных и безводных технологий,
6. Изобрести замкнутый цикл использования производственных и бытовых сточных вод, когда сточные воды все время находятся в обороте, и попадание их в поверхностные водоемы исключено.
7. Очистка и обеззараживание поверхностных вод, используемых для водоснабжения и других целей.
8. Формировать у каждого человека, начиная с детского возраста, цувство опасности, исходящую от деятельности человека, реальное экологическое мировоззрение
9. Воспитывать общую культуру в области экологической безопасности, умение ценить, оберегать природные воды и окружающий мир.
10. Усилить ответственность (наказание) граждан и исполнительных лиц за поступки преступного характера, нарушения законов и Конституции РФ.
- Готовы? Какой вклад в решение проблемы загрязнения природных вод могут внести ученые? журналисты? педагоги и родители? юристы? Руководители промышленных предприятий?
VI. Этап первичного закрепления нового знания
- Игра «Семь бед – один ответ» Вспомните и назовите семь слов-терминов, обозначающих загрязнители природных вод. Используйте новые понятия - термины».
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
- Как вы видите, в разделе «термины» осталось 1 слово, значение которого мы не знаем. Это слово СОРБЕНТ (поглотитель,собиратель).
- сорбент – это материал, применяемый для сбора нефти и нефтепродуктов с поверхности водоемов
Рефлексия
С приходом воды появилась жизнь. Пропала вода – и жизнь становится невозможной. Но над водой нависла угроза – загрязнение.
Что нового ты открыл для себя на уроке? Что удивило? Где пригодятся знания? Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты?
Домашнее задание.
Внимание – творческое домашнее задание.
Ответить на вопросы письменно.
1. Вы пессимист. Что произойдет с природными водами на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.
2. Вы оптимист. Что произойдет с природными водами на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.