Слияние буддизма с брахманизмом




Как было замечено в одной работе, «буддизм исчез из Индии, чтобы вновь возродиться в обновленном брахманизме» [109А]. Говоря простым языком, можно сказать, что еще одной серьезной причиной упадка буддизма в Индии было его поглощение индуизмом. Индуизм присвоил себе или перенял у буддизма многие важнейшие его основные положения. Прочие же особенности буддизма, похоже, просто исчезли, что уменьшило возможности для его существования в качестве отдельного учения.

Большинство властителей древней Индии проявляли заметную религиозную терпимость. Правители из династии Гуптов, большинство которых были последователями вайшнавизма (парама-бхагаваты, parama-bhāgavata), известны тем, что покровительствовали буддийским ученым и поддерживали буддийские монашеские организации. Правители династии Майтраков (Maitraka), с полуострова Катхиавар (Kāṭhiāwār), хотя и были, в основном, шиваитами, оказывали щедрую помощь буддийским монастырям и тоже покровительствовали буддийским ученым. Правитель Кумара (Kumāra) из Камарупы (Kāmarūpa) не был буддистом, однако c почтением относился к Будде и совершенным шраманам. Бхаума-кары (Bhauma-kāras) из Ориссы были последователями брахманизма, но при этом поддерживали буддийские организации. Правитель Харша [49П] (Harṣa), знаменитый покровитель Махаяны, наряду с почитанием Будды сумел разделить свою религиозную преданность между Шивой (Śiva) и Сурьей [50П] (Sūrya). Его родители были поклонниками Шивы и Солнца, тогда как Раджьявардхана [51П] (Rājyavardhana) был парама-саугатой [52П] (parama-saugata).

Руины монсатырского комплекса Сомапура Махавихара (Somapūra Mahāvihāra), построенного в годы правления Дхармапалы (ок. 781–821 гг. н.э.) из династии Палов.
Источник: www.wikipedia.org

Палы (Pāla), бенгальские правители, известные как преданные покровители буддийского учения, никогда не теряли своего расположения к брахманизму. Во время их правления брахманская культура в Бенгалии не переставала быть живой силой [110А]. Они строили не только вихары для буддийских монахов тантрического направлений и тибетских «лоцава» [53П], но и индуистские монастыри. Таранатха [54П] (Tārānātha) сообщает, что наиболее высокопоставленные министры при их дворе были, в основном, брахманами, и что они пытались размещать в буддийских храмах небуддийские изображения [111А].

Правители из династии Каракотов (Kārakoṭa) в Кашмире были последователями брахманизма, но и сами они, и их жены, а также министры при их дворе продолжали поддерживать буддизм.

Должно быть, подобные примеры покровительства одновременно буддизму и индуизму со стороны правителей и их чиновников, известные нам из истории, сделали возможными значительные обоюдные заимствования между буддизмом и индуизмом. В Синхапуре Сюань Цзану встретились последователи небуддийских учений, которые подражали обычаям буддистов; в Гае же он видел священные для буддистов места, где обитали исключительно брахманы. Непальские буддисты верят как в истинное (т.е. буддийское), так и в неистинные (т.е. небуддийские) учения, тогда как храмы, посвященные божествам, буквально примыкают к буддийским монастырям.

Руины монсатырского комплекса Викрамасила Махавихара (Vikramaśīla Mahāvihāra), основанного правителем Дхармапалой (ок. 781–821 гг. н.э.) из династии Палов.
Источник: www.wikipedia.org

На горе Поталака [55П] (Potalaka), Авалокита (Avalokita) начал являться как Пашупата (Pāśupata), т.е. Шива; народ Сатадру (Śatadru) хотя и был буддийским по вере, но среди этих людей, все же, сохранялось общественное неравенство. Дхармадаса (Dharamadāsa), написавший комментарий к трактату «Чандравьякарана» (Cāndravyākaraṇa), гордился иметь Рудру своим «профессиональным» божеством, а Будду в качестве украшения на родовом гербе [112А]. Не отставали и брахманские писатели.

Будда глубоко проник в сознание индийцев; его изображениями были покрыты тысячи колонн, стен и ворот многочисленных монастырей по всей стране; его учение распространялось и возвещалось за счет буквально неисчерпаемого кладезя санскритской и палийской литературы; служению его гуманистической и рационалистической миссии посвящали себя многие правители и утонченные мыслители; хвалы ему пели многие представители индийских народов; он был слишком велик, чтобы им пренебречь. В плеяде аватар (avatāra) он стал буквально самым возвышенным среди ее членов. Образ Будды как очередного воплощения окончательно сложился, вероятно, к шестому веку н.э., что отражено в «Матсья пуране» (Matsyapurāṇa). На монументах Паллавы в Махабалипураме (Mahābalipuram) найдены строки из этого произведения, высеченные приблизительно в 700 г. н.э., где Будда упоминается как 9-я аватара Вишну [113А]. В ранних средневековых брахманских текстах часто ссылаются на десять аватар. В «Матсья пуране», 285.6-7, сказано следующее:

matsyaḥ kūrmo varāhaśca nārasiṃho’tha vāmanaḥ |
rāmo rāmaśca kṛṣṇaśca buddhaḥ kalkī iti ca kramāt ||

Почти в точности эти же строки обнаруживаются в «Вараха пуране» (Varāhapurāṇa), IV.2. Эти строки воспроизводятся Апараркой [56П] (Aparārka) в его комментарии на «Яджнявалкья смрити» (Yājñavalkyasmṛti), изд. «Анандашрама» (Ānandāśrama), стр. 338. В пещерных храмах Эллоры (Ellora) есть пещера десяти аватар (daśāvatāra). Варахамихира [57П] (Varāhamihira) в «Брихата самхите» (Bṛhatsaṃhitā), 57.4, перечисляет отличительные черты Будды и предписывает следовать определенным иконографическим особенностям при его изображении. Кшемендра [58П] (Kṣemendra) в своей работе «Дашаватара чарита» (Daśāvatāracarita), I.2, включает Будду, называемого Сугатамуни (Sugatamuni), в число десяти воплощений. Будда как аватара так же был известен Магхе [59П] (Māgha), судя по его работе «Шишупала вадха» (Śiśupālavadha), XV. 58. В «Шантипарване» [60П] (Śāntiparvan) из «Махабхараты» (Mahābhārata) упоминается десять аватар, но среди них нет Будды. «Бхагавата пурана» (Bhāgavatapurāṇa) упоминает Будду как божество, а так же как бога, который обманул демонов. Такое же объяснение приводится и в «Вишну пуране» (Viṣṇupurāṇa), III. 17-18. В «Бхагавата пуране» говорится следующее:

tataḥ kalau sampravṛtte saṃmohāya suradviṣāṃ |
buddho nāmnā'janasutaḥ kīkaṭeṣu bhaviṣyati ||

В «Бхагавата пуране», X. 40.22 Будда также появляется в качестве бога. Десять аватар, включая Будду, упомянуты в «Меру тантре» (Merutantra), гл. XXVI, Будде посвящены строки 1314-1328. Гимн Наммалвара (Nammalwar), святого 9-го столетия, также указывает на то, что в южной Индии Будда был известен как аватара [114А]. В многочисленных брахманских пуранах, сложенных в период после Гуптов, Будда упоминается как аватара Бога [115А]. П.В. Кане (P.V. Kane) собрал внушительную подборку ссылок по десяти аватарам, начиная с брахманских текстов раннего средневековья.

Пещерный комплекс Эллора.
Источник: www.scriptures.ru

Так Будда вошел в индуистское богословие и стал одним из творцов современного индуизма [116А]. Гая (Gayā) теперь является первейшим местом паломничества для Индусов. Шанкара установил для своих последователей институт монашества, взяв за образец буддийскую монашескую общину – сангху [117А] (saṃgha). Язык его философского учения, понятие иллюзии-майи (māyā) и «недвойственности» очень напоминают некоторые положения Мадхьямаки (Mādhyamika); хорошо известна так же и попытка учителя его гуру [61П] синтезировать веданту и буддизм. И, наконец, тантрические практики позволили почти полностью согласовать между собой эти два учения, что могло сделать независимое существование буддизма ненужным или даже невозможным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: