Рекомендации по оформлению карты проекта




Кафедра «Экономическая теория и эконометрика»

Справочный материал по формированию проекта

Методические материалы

по практическим и самостоятельным работам по дисциплинам «Основы инновационной деятельности на предприятии», «Технико-экономическое обоснование проектов развития предприятия», «Бизнес-планирование»

Для студентов всех специальностей и всех форм обучения

 

 

 
Нижний Новгород 2017

Составители: Е.А. Дубик, Н.В. Усов

 

УДК 364 (075.8)

 

 

Справочный материал по формированию проекта: метод.материалы по практическим и самостоятельным работам по дисциплине «Основы инновационной деятельности предприятия», «Технико-экономическое обоснование проектов развития предприятия», «Бизнес-планирование» для студентов всех специальностей и всех форм обучения / НГТУ; сост.: Е.А. Дубик, Н.В. Усов, 2017. – 23 с.

 

 

Редактор Э.Б. Абросимова

 

 

Подписано в печать 05.08.2017. Формат 60х84 1/16.Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 2. Тираж 100 экз. Заказ.

____________________________________________________________

Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева.

Типография НГТУ. 603950, Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

 

 

© Нижегородский государственный

технический университет

 
им. Р.Е. Алексеева, 2017

Основные понятия проекта

 

Термин проект, как известно, происходит от латинского слова projectus, что в буквальном переводе означает «брошенный вперед». Таким образом, объект управления, который можно представить в виде проекта, отличает возможность его перспективного развертывания, т.е. возможность предусмотреть его состояния в будущем. Хотя различные официальные источники трактуют понятие проекта по-разному, во всех определениях четко просматриваются особенности проекта как объекта управления, обусловленные комплексностью задач и работ, четкой ориентацией этого комплекса на достижение определенных целей и ограничениями по времени, бюджету, материальным и трудовым ресурсам.

Проект – это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов.

Проект может существовать в двух формах:

1) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории.

2) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

Эффективность проекта оценивается с целью определения его потенциальной привлекательности для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:

- общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;

- коммерческую эффективность проекта.

Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние» затраты и результаты в смежных секторах экономики – экологические, социальные и иные внешнеэкономические эффекты. Если «внешние» эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния.

Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия осуществления для участника, реализующего проект, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его затратами.

 

При разработке проекта должно быть прописано:

• география проекта;

• краткая аннотация;

• актуальность рассматриваемого проекта;

• описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект;

• основные целевые группы, на которые направлен проект;

• сформулированная цель, а также задачи проекта;

• методы реализации проекта;

• календарный план реализации проекта;

• ожидаемые результаты;

• мультипликативность;

• детализированная смета расходов.

Проект должен быть актуальным, креативным, эффективным, профессиональным, адресным, носить практический характер, масштабным и публичностным (табл. 1).

 

Таблица 1

Характеристики проекта

Актуальность Социально-экономическое значение, соответствие приоритетам, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономическою развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Креативность Производство уникальной продукции, наличие технологических или социальных инноваций в реализуемых проектах
Эффективность Достижение измеримых результатов (получение патента, инвестиций и прибыли, победа в конкурсе, социальные, экономические и политические эффекты) в соответствии с затраченными ресурсами на развитие проекта
Профессиональность Наличие у заявителя опыта работы по реализации аналогичных проектов в соответствующей сфере деятельности
Адресность Ориентация на молодежную аудиторию и решение ее социальных проблем
Практическое применение Возможность распространения положительного опыта реализации проекта на другие муниципальные образования и субъекты Российской Федерации, а также социальные среды
Масштабность Количество молодых людей, вовлеченных в деятельность по реализации проекта
Публичность Наличие информации о проекте в сети Интернет, презентация проекта на всероссийских и межрегиональных молодежных мероприятиях и конкурсах

Карты проектов

Вариант 1

1. Руководитель / автор проекта  
Ф.И.О. руководителя проекта
 
Адрес проживания с индексом
 
Городской (с кодом) и мобильный телефоны
 
Адрес электронной почты
 
Адрес персонального сайта (сайта проекта)
 
Адреса социальных сетей (ЖЖ, Вконтакте и др.)
2. Название проекта на русском
на английском (обязательно)
3. Слоган проекта (не обязательно)  
4. Направленность проекта или отрасль:экономический/ социальный  
5. Основная идея и уникальность проекта  
изложите в чем основная идея вашего проекта, опишите его уникальность и преимущества перед конкурентами (не более 2000 знаков)
6. Текущая стадия проекта  
идея/прототип/промышленныйобразец/серийныйпродукт/проинвестированный проект/ и т.д.
7. Актуальность проекта / Описание проблемы, на решение которой направлен проект  
опишите, актуальность проекта / опишите, какую проблему(ы), вы хотите решить и как она(и) решаются сейчас (не более 2000 знаков)
8. Цель проекта  
сформулируйте одну цель проекта. Цель должна быть конкретная, измеримая, достижимая, близкая автору и ограничена во времени
9. География проекта  
перечислить все населенные пункты (регионы), в которых реализуется проект, обоснуйте географию реализации проекта

 

10. Срок реализации проекта  
напишите дату начала и окончания проекта
11. Целевая аудитория проекта  
опишите ваших целевых потребителей
12. Описание продукта / сервиса и его уникальности  
опишите предлагаемый потребителю продукт / сервис, его уникальность и преимущества перед существующими аналогами
13. Ценностное предложение  
опишите простое и понятное преимущество, которое будет ключевым в вашем инновационном предложении для потребителей
14. Описание решения проблемы  
опишите, каким образом вы планируете решить проблему вашей целевой аудитории с учетом вашего ценностного предложения
15. Деятельность по проекту  
Опишите направления деятельности / виды работ, необходимые для решения обозначенной проблемы и создания продукта / сервиса. Из раздела должно стать ясно,что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие необходимые ресурсы будут привлечены.
16. Календарный план реализации проекта
Необходимые виды работ / мероприятия по проекту сроки начала и окончания ожидаемые итоги
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
17. Информационное сопровождение проекта и продвижение продукта / сервиса  
опишите с помощью каких каналов коммуникации вы планируете добраться до вашей целевой аудитории
18. Команда проекта  
перечислите исполнителей проекта, опишите их квалификацию и ключевые компетенции, функции и роль в проекте.
19. Партнеры проекта  
перечислите существующих партнеров и тех, кого вы планируете привлечь к реализации проекта, в том числе государственные структуры
20. Структура расходов  
опишите расходы в вашем проекте на стадии НИОКР (исследование и запуск) и расходы на стадии действующего производства
21. Модель монетизации  
опишите, каким образом вы планируете зарабатывать (окупать вложения и инвестиции) в вашем инновационном проекте, каков срок окупаемости инвестиций
22. Результаты проекта  
опишите, какие изменения произойдут по итогам реализации проекта, какие результаты будут достигнуты
23. Оценка эффективности проекта  
опишите методы оценки эффективности проекта и ключевые показатели, которые вы будете использовать для оценки эффективности проекта (ключевые метрики)
24. Устойчивость проекта  
опишите эффекты от реализации проекта и его развитие в среднесрочной перспективе
         
25. Расчет (объем) запрашиваемых средств. Оформляется в виде таблицы:  
№ п/п наименование статьи расходов     единица - (чел., мес., шт. и т.п.) кол-во цена (руб.)   стоимость  
 
             
             
             
             
             
Всего запрашиваемых средств    
Представьте комментарии    
укажите объемы запрашиваемых, собственных и привлекаемых из других источников средств, наличие инвесторов  
               

Вариант 2

Дата заполнения:

1. Название проекта:

 

 

 

2. Краткое описание (аннотация) проекта (не более 1 стр., отразить основные цели и суть проекта, его уникальность, конкретное при­менение результатов проекта и их конкурентных преимуществ):

 

 

 

3. Результат (продукт) проекта (объект коммерциализации)- можно отметитьнесколько:

ноу-хау,

изобретение,

полезная модель,

патент,

техническая документация,

прототипы изделий, лабораторный/опытный об­разец,

технология

оборудование,

промышленный образец,

промышленные товары,

сервисные и иные услуги,

другое (указать):

 

Краткая характеристика продукта, основные технико-экономические параметры:

 

 

 

4. Классификация проекта

4.1. Тип проекта- можно отметитьнесколько позиций:

Создание производства,

Расширение/модернизация существующего производства,

Техническое перевооружение производства,

Создание инфраструктурных центров,

Производственная безопасность,

Экологическая безопасность,

Социально-значимый проект,

Обучение и подготовка/переподготовка кадров,

Прочие (указать):

 

 

 

4.2. Направление инвестиций в проект- можно отметитьнесколько позиций:

Строительство предприятий,

Приобретение оборудования,

НИР

НИОКР по заказу предприятий,

НИОКР, капитализируемый как часть проекта создания производства,

НИОКР, капитализируемый как нематериальный актив,

НИОКР по разработке ключевых (перспективных) технологий[1],

Прочие (указать):

 

 

 

4.3. Отрасль внедрения (производства товарной продукции) результатов проекта - можно отметитьнесколько позиций:

Машиностроение,

Химическая промышленность,

Сельское хозяйство,

Легкая промышленность,

Строительство и ЖКХ,

Энергетика,

Транспорт,

Медицина и здравоохранение,

Связь и информатика,

Авиакосмический комплекс,

Прочие (указать):

 

5. Проводилась ли работа по проекту ранее: Да/ Нет

 

6. Ведется ли работа по проекту на данный момент: Да/ Нет

7. Финансировались ли работы заявителя по данному направлению ранее: Да/ Нет;

 

· если «Да», то кем, кгда и в каком объеме (тыс. руб.):

 

1. 2. 3.

8. Какие предприятия могут быть заинтересованы в результатах проекта, очень кратко опишите круг потребителей (областьприменения) и проблему (задачи) потребителей, которую решает Ваш продукт:

 

 

 

Есть ли намерение о приобретении результатов проекта сторонней организацией: Да/ Нет;

Если «Да», поясните:

 

 

 

9. Патентная защита основных технических решений проекта - можно отметить несколько:

имеется патент,

имеется правовая защита,

защита в режиме коммерческой тайны (ноу-хау)

 

10. Степень готовности проекта - можно отметить один пункт:

идея проекта,

незавершенная стадия НИР,

научно-техническая документа­ция,

незавершенная стадия ОКР,

макет,

лабораторный образец, прототип

проектно-сметная документация,

технологическая и конструкторская документация,

готовность к передаче в производство,

подготовлено производство,

ведется серийное производство,

другое (указать).

 

 

11. Проводилась ли ранее экспертиза проекта: Да/ Нет;

Если «Да», то кем, когда и какая:

 

 

 

12. Проводилось ли маркетинговое исследование - можно отметить несколько:

специальное маркетинговое исследование на заказ,

собственное маркетинговое исследование,

другое (указать):

 

13. Формат подготовки проекта - можно отметить несколько:

краткое обоснование инвестиций,

подготовлено пред-ТЭО,

разработано ТЭО,

разработан бизнес-план,

разработано ТЗ,

другое (указать):

Укажите степень готовности бизнес-плана (ТЭО) на текущий момент: %

 

14. Место реализации проекта (город и краткая характеристика территории):

 

 

 

15. Срок реализации проекта

· предполагаемая дата начала (месяц/год):

· длительность инвестиционной стадии (мес.):

· срок возврата инвестиций – от даты начала проекта (мес.):

 

16. Полная стоимость (бюджет) проекта, тыс. рублей:

 

17. Требуемые инвестиции со стороны, тыс. рублей:

 

18. Наличие соинвестора: Да/ Нет;

если есть, то какие это средства - можно отметить несколько:

госбюджетные,

частные,

собст­венное участие,

другое (указать):

 

 

18.1. Основные соинвесторы проекта и объем(тыс. руб.) их участия:

 

1. 2. 3.

19. Данные о производстве - если применимо к проекту

Дайте краткую характеристику текущего производства, перечислите основные технологические этапы (переделы):

 

 

 

20. Прогнозы производства

Прогноз производства (продаж) продукции в рамках проекта по годам с момента начала проекта – если применимо к проекту:

  Объем, в шт./ тыс. руб. по годам
Название продукции 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
           

 

21. Данные по рынкам продукции проекта

21.1. Оценки емкости отечественного и международного рынка (млн. руб.) – если применимо к проекту:

 

 

 

21.2. Основные сегменты отечественного и международного рынков продуктов проекта, тенденции их роста (спада):

 

 

22. Прогнозируемые риски проекта (перечислить основные в порядке уменьшения веса):

 

1…

 

 

23. Уровень инновационности проекта можно отметить несколько строк:

Концептуально новый бизнес-процесс, не имеющий прямого аналога на рынке Да/ Нет
Принципиально новый бизнес-процесс, включающий принципиально новый продукт, принципиально новые материалы и технологию производства, имеющий прямые аналоги на рынке Да/ Нет
Принципиально новый сегмент (новая рыночная ниша) известного продукта Да/ Нет
Принципиально новый продукт, замещающий на рынке использование аналогов Да/ Нет
Принципиально новая технология производства, закрывающая на рынке использование существующих аналогов Да/ Нет
Значительное улучшение качества известного продукта Да/ Нет
Значительное (более чем в 2 раза) снижение себестоимости продукта при сохранении заданного качества за счет повышения эффективности технологии производства Да/ Нет
Значительное улучшение качества или снижение себестоимости за счет применения нового материала, новых компонентов Да/ Нет
Другое (заполнить самостоятельно):

 

24. Отметьте, к каким формам участия инвестора в проекте Вы готовы

Можно отметить несколько форм возможного инвестирования:

грант

участие в уставном капитале, покупка доли

предоставление инвестором займа

приобретения инвестором облигаций и конвертируемых долговых обязательств заявителей

предоставление поручительств по кредитам и другим обязательствам

осуществление лизинговых операций

передача инвестору прав на интеллектуальную собственность

 

Укажите другие (приемлемые для Вас) варианты входа и выхода инвестора из проекта:

 

 

25. Для проектов НИОКР:

Имеется ли план коммерциализации результатов проекта: Да/ Нет;

 

Готовы ли разработчики принять участие в коммерциализации результатов проекта: Да/ Нет,

В какой форме (отметить один пункт):

сопровождение внедрения разработки на производстве,

создание собственной компании-производителя,

создание собственной инжиниринговой компании-разработчика,

другое (указать):

 

26. Предложения заявителя о режиме обращения синформационными материалами по Заявке проекта:

 

 

 

27. Краткая справка об организации-исполнителе(не более 1 стр. – на отдельном листе)

 

 

 

28. Краткая справка об основных организациях - соисполнителях проекта (если есть соисполнители – на отдельном листе, рекомендуется не более 1стр.)

 

Указать полное название организации, город, роль в проекте  

 

Вариант 3

 

Часть 1

Сведения об авторах инновационного проекта

Заполняя анкету, участник дает тем самым согласие на использование его персональных данных, указанных в анкете.

Дата регистрации: Номер проекта:

Не заполняется
Не заполняется

 

 

 

1. Полное название инновационного проекта:

 

 

2. Фамилия, имя, отчество автора (авторов) проекта, год рождения:

 

 

3. Почтовый адрес:

 

4. Руководитель проекта (Ф.И.О., должность)

 

 

 

 

 

 

 

5. Код города: Телефон: Факс: E-mail: Другие виды связи:

 

Часть 2

Сведения о разработке, лежащей в основе проекта

 

1. Название разработки.

 

 

 

2. Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Указать конкретно.

 

 

 

3. Актуальность, целесообразность практического применения проекта. Проблема, на решение которой направлена данная разработка.

 

 

 

4. Суть разработки. Принцип действия, конструкция, достигнутые результаты.

 

 

 

5. Научная, прикладная новизна проекта.

 

 

 

6. Используются ли результаты опытно-конструкторских разработок каких-либо коллективов или организаций?

 

 

 

7. Потребительские, технологические или научные преимущества перед существующими аналогами:

 

 

 

Часть 3

 

Сведения о проекте

 

1. Степень готовности проекта (поставить «+» напротив выбранного ответа):

 

Идея   Подготовлено производство  
Техническая документация   Опытный образец  
Конструкторская документация   Серийное производство  

 

2. Общая стоимость Собственные средства Бюджетные и/или

 

проекта (вложены) внебюджетные средства

 

 

=
+
(потребность /привлечены)

 

 

 

3. Срок окупаемости проекта (мес.)

 

 

4. Наличие эффекта от применения разработки (научного, технического, экономического, или экологического) – пояснить.

 

 

 

5. Краткое описание проекта:

 

 

 


Часть 4

 

Защита интеллектуальной собственности

 

1. Подавались ли заявки на изобретение/полезную модель/промышленный образец?

 

 

2. Имеются ли патенты?

 

 

 

3. Авторы и патентообладатели

 

 

4. Перечень опубликованных материалов, относящихся к данной разработке

 

 

Примечание: Заполнение карты проекта ведется без каких-либо ограничений на количество знаков и меток.

 

Рекомендации по оформлению карты проекта

Рассмотрим оформление карты проекта по варианту 1.

Раздел «География проекта»– предполагаемый уровень охвата территории при реализации проекта. Включает в себя масштаб реализации проекта: федеральный, окружной или региональный, а также указание наименования субъектов Российской Федерации, городов или населённых пунктов, в которых будет реализовываться проект.

Раздел «Краткая аннотация». Аннотация должна содержать исчерпывающую информацию о проекте, это изложение проекта, повторяющее все части полной заявки (по 1–2 предложения на каждую часть). Из аннотации должно быть обязательно видно: кто будет реализовывать проект, проблемы, на решение которых он направлен, задачи, целевая группа, с которой Вы намерены работать, но и это еще не всё. Необходимо отразить, каким образом, и какими методами вы намереваетесь его реализовывать. Какой получите результат. Как будете продолжать реализовывать проект в дальнейшем, когда закончится финансовая поддержка.

Структурно, аннотация должна быть поделена на следующие разделы:

· актуальность рассматриваемого проекта (решаемой проблемы);

· пути решения проблемы (необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы);

· результаты (в данном разделе представляются количественные или качественные результаты реализации проекта);

· вывод (в заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложило новое решение существующей проблемы).

Краткая аннотация не содержит детального описания целей и задач проекта, количественных показателей и сроков реализации проекта. Данные критерии описываются в последующих графах.

Раздел «Описание проблемы». Опишите конкретные проблемы, решению/снижению остроты которых посвящен проект. Каждая проблема должна быть решаема в рамках проекта и носить конкретный не глобальный характер. Дайте обоснование социальной значимости и остроты каждой проблемы в настоящее время, ссылайтесь на факты и статистические данные, мониторинг проблемного поля, результаты опросов (анкетирований), которые Вы провели. Укажите возможные качественные/количественные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта, основываясь на результатах ваших предыдущих проектов и деятельности.

Чтобы раскрыть данные раздел, опирайтесь на описание актуальности проекта для молодёжи, соответствие его «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р), «Стратегии инновационного развития России до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р).

Основные целевые группы, на которые направлен проект – это те, на кого воздействует проектная команда при реализации проекта. Целевая группа – это будущие участники проекта, они же –благополучатели (это те люди, чья жизнь каким-то образом улучшится с помощью проекта), клиенты, получатели услуг, бенефициары и пр.

В данном разделе должно присутствовать описание возрастной категории (или отсутствие возрастных рамок), для которых будет осуществляться проект; социальный статус потенциальных участников проекта. Не менее важно четко указать численность ваших целевых групп. Оценивайте ваши силы – не завышайте и не занижайте чрезмерно размер ваших целевых групп по проекту. Любое число целевой аудитории проекта должно быть обоснованным и реальным.

Как правильно сформулировать цель проекта:

Целями проекта являются:

• продукт, который следует произвести;

• услуга, которую следует оказать;

• результат, которого следует достичь.

Цель проекта – разрешить указанную проблему, она должна быть достижима в принципе, а так же в обозначенные сроки и при тех затратах, которые указаны в бюджете. Цель проекта – это получение ожидаемых изменений ситуации в обществе в результате выполнения проекта.

Приформулировки цели опирайтесь на стандарт постановки целей, который задает требования к эффективно сформулированной цели, т.е. на SMART-анализ.

S – Specific (специфичность – уникальность). Цель нужно описать простыми словами, чтобы была понятна уникальность проекта. Необходима конкретика, чтоб можно было сравнить результат проекта с целью

M – Measurable (измеримость). Цель должна быть измерима количественно. Необходимо в цели задать основополагающие параметры запланированного результата, чтобы в ходе реализации проекта можно было контролировать процесс достижения результата.

A – Appropriate (уместность). Цель должна быть уместной, актуальной в данное время и соответствовать стратегическим задачам и перспективам организации.

R – Realistic (реалистичность). Реалистичность цели означает реальную возможность достижения цели с ресурсами, имеющимися в организации и техническим прогрессом. Например, торговать фейерверками на солнце не реалистично.

T – Timebound (ограниченность во времени). В цели указываются временные рамки проекта, то есть дата начала и окончания проекта.

Что такое задачи проекта?

Задачи – конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описывали в разделе «Описание проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления Вашего проекта. Из правильно поставленных задач достаточно легко сформулировать результаты, подтверждающие достижение цели.

Задачи должны быть логически и эмпирически направлены на достижение этой цели. Что еще более важно, задачи должны быть напрямую связаны с эффективным осуществлением деятельности по проекту.

Раздел по задачам в заявке является первым этапом (уровнем), на котором эксперт уже ожидает увидеть определенную степень точности, ясности и измеряемости. Если формулировка задач нечеткая, выражена общими словами, построена недостаточно логично, и вообще выполнение задачи не может быть никоим образом оценено, эксперт может принять решение вернуть заявку без дальнейшего анализа.

Последовательность задач:

1) выявление и анализ ресурса;

2) создание продукта (услуги);

3) продвижение продукта (услуги);

4) приращение, прибавление стоимости ресурса;

5) накопление, выявление новых ресурсов.

«Методы реализации проекта». В данном разделе описывается то, что именно заявитель планирует сделать, чтобы выполнить задачи. Методы – это пути и способы достижения цели: Кто? Когда? Где? Как? В какой последовательности? Что делает?

Виды деятельности могут включать такие знакомые пункты как:

· разработка образовательной программы;

· поиск партнеров;

· разработка и выпуск печатной продукции;

· проведение конференций;

· разработка сайта, и т.д.

Наиболее важный вопрос – имеют ли предложенные виды деятельности четкую и возможную причинную связь с поставленными задачами. Эксперт должен суметь найти в заявке подтверждение следующему: Если проводится деятельность А, то задача Б будет выполнена.

«Календарный план реализации проекта». Основная цель планирования заключается в разработке плана проекта.

С учетом уточненных целей определяется объем и виды предстоящих работ – тех видов деятельности, которые необходимы для достижения конкретных результатов (конечных продуктов нижнего уровня).

На всех стадиях проектирования производится многократное уточнение планов путем перехода от более укрупненного описания предстоящих работ к более детальному. Затем производится оценка длительности планируемых работ и составляется календарный план-график, содержащий сведения о работах, последовательности и времени их выполнения.

Ожидаемые результаты – в этом разделе должна содержаться конкретная информация (с указанием количественных и качественных показателей) о результатах проекта.

Данный раздел содержит подразделы:

· количественные показатели – описываются все количественные результаты проекта (количество участников семинара, количество выпущенных методических пособий и т.д.).

· качественные показатели – те качественные позитивные изменения, которые прои­зойдут в результате реализации проекта (например, уровень знаний участников проекта).

Так, с помощью ожидаемых результатов можно проверить достижимость и правильность постановки любой цели.

Мультипликативность (мультипликативный– получаемый через умножение, перемноженный, множественный в сущности) в данном разделе необходимо указать как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других регионах, т.е. каким образом можно растиражировать Ваш положительный опыт реализованного проекта. Возможно, рассмотреть эффект международного или межрегионального распространения опыта реализации проекта.

Детализированная смета расходов – заключительным этапом разработки проекта является подготовка бюджета (сметы расходов). Определяющим фактором при бюджетировании является оптимальность финансирования, соответствие заложенных финансовых затрат мероприятиям, запланированным в ходе реализации проекта. Составление бюджета может быть творческим процессом, однако должно основываться на реалистичных предположениях. На данном этапе на основе разработанного реального календарного план-графика рассчитывается стоимость проекта с указанием всех расходов по проекту. В смету включаются не только прямые расходы на закупку необходимых материалов, инвентаря и т.д., но и предполагаемые средства на оказание услуг (изготовление печатной продукции, приобретение канцелярских принадлежностей, услуги привлеченных специалистов, транспортные расходы и т.д. – каждая категория расписывается детально, если канцелярские товары, то прописывается каждая позиция: ручки, карандаши, количество штук и стоимость).

 

 

Дубик Елена Андреевна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: