Задачи:
· Дать представления о предложении (без грамматического определения).
· Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
· Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша Маша, малина, береза) на части.
· Учить составлять слова из слогов (устно).
· Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Месяц | Деятельность с воспитанниками с применением современных образовательных технологий | ||||||
Совместная и самостоятельная деятельность с применением современных образовательных технологий | |||||||
Информационно-коммуникационные технологии (компьютерные игры, игры-презентации, и т.п.) | Проектный метод | ТРИЗ-технология | Кейс-технологии (наглядное моделирование, и.т.п.) | Досуговая деятельность | Игровые технологии (LEGO-технология, и т.п.) | ||
Сентябрь | |||||||
Гласные звуки | Интерактивные игры «Маркировка» «Звуковой домик» Презентация «Изучаем гласные звуки» Цель: умение отгадывать слова с гласными буквами, тренировать детей в выборе слов с заданным звуком. | «Изучаем гласные буквы» Цель: знакомство детей с графической моделью гласных букв, умение находить их в словах, придумывать слова с заданной буквой. | Игра «Теремок» Цель: умение отгадывать слова на определенный звук, тренировать в выборе слов с заданным звуком. Игры «Узнай меня», «На что похожа»-закрепляем графический образ гласных букв. | Игра «Звуковой компьютер» Цель: знакомство с графическим способом предоставления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования. | Дидактические игры: «Цепочка слов»-упражнять в определении первого и последнего звука «Кто в домике живет»-подбор слов с определенным звуком «Самый внимательный»-различать гласные и согласные звуки Игры со счетными палочками, с кубиками на тему «Буквы» | «Построй букву» из Лего-конструктора Цель: для закрепления и автоматизации соответствующего гласного звука. Конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (у-гудит паровоз, ы-рычит медведь и т.д.) | |
Октябрь | |||||||
Согласные звуки | Интерактивные игры «Звуковая карусель», «Воздушные шары» Просмотр мультфильмов тетушки Совы «Согласные буквы» Цель: закрепляем в речи согласные звуки, знакомство с их характеристикой, умение находить в словах согласные звуки. | «Хитрые половинки» Цель: автоматизация звукопроизношения и работа над фонематическим слухом, чтение двусложных слов, повторение слов на «трудные «звуки. | Игра «Теремок» (вариант2) Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове, тренировать в определении места звука в слове. Игры «Узнай меня», «На что похожа»-закрепляем графический образ согласных букв. | Кейс-пособие «Светофор», «Гусеница» Цель: умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине и концу. | Дидактические игры: «Кто быстрее соберет вещи» -дифференциация согласных звуков(р-л, с-ш) «Рыбалка», «собери букет»-упражнять в различении заданного звука в словах. Настольные игры «Лото», мозаика, пазлы «Собери букву». Рассматривание иллюстраций к сказкам Игра «Составь рассказ» | Игра «Твердый-мягкий» (конструирование синего и зеленого роботов.) Цель: дифференциация согласных звуков по твердости –мягкости. | |
Ноябрь | |||||||
Гласные и согласные звуки | Интерактивные игры «Цепочка слов», «Чудо гусеница» Презентация –игра «Найди верную букву» Цель: закреплять в речи выученные звуки, придумывать слова на определенную букву. | «Играем- звуки закрепляем» Цель: совершенствовать умение детей в нахождении места звука в словах, деление слов на слоги. | Игры «Я беру тебя с собой», «Витрина» Цель: умение задавать вопросы по теме(сколько слогов, на какой звук начинается загаданное слово) | Пособия «Кораблики», «Букет», «Строитель» (с использованием наглядного моделирования) Цель: умение определять количества слогов в слове. | Дидактические игры: «От бочки до точки»- закреплять знания о согласных звуках. «Садоводы–любители» -упражнять детей в делении слов на слоги. «Кто больше назовет слов» Самостоятельное моделирование букв, слов из природного материала. | Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики (лопатка, чашечка, грибок и т.д.) | |
Декабрь | |||||||
Понятие «Слово» | Интерактивный тренажер «Вылечи словечко вместе с Машей» Цель: закрепление навыков чтения слов из двух слогов, дифференциация пар звонких и глухих звуков: Б-П, Г-К, Ж-Ш, З-С и сонорных звуков Р-Л. Просмотр мультфильмов из серии «Учим буквы с тетушкой Совой» | «Игры со словом» Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят. | Мозговой штурм Игры: «Замена буквы», «Любопытный», «Шифровальщики», «Цепочка слов» Цель: развитие логического мышления, учить выделять последовательность звуков в простых словах. | Разучивание коротких стихотворений, чистоговорок, используя наглядные модели (са-са-са-бежит хитрая лиса…) | Дидактические игры: «Наоборот» - закреплять знания детей о звуковом анализе слова. «Животные заблудились» -упражнять в определении количества слогов в словах. Работа в прописях, раскраски на тему «Найди спрятанные буквы» | Моделирование из Лего звуков, слогов, и схемы слов. Цель: формирование у детей звукового анализа и синтеза. | |
Январь | |||||||
Звуковой и слоговой анализ слов | Презентация «Путешествие в мир звуков и букв» Цель: закреплять общие представления в звуковой системе языка, развитие словотворчества. | «Игры со словом» (продолжение проекта) Цель: умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов. | Пособия по ТРИЗ «Наш поезд», «Волшебные цветы или Слогоцветик» Цель: подготовка детей к звукобуквенному анализу слов. | Кейс проект «Зачем нам нужны буквы» (с использованием проблемных иллюстраций) Цель: расширение словаря детей, умение высказывать свою точку зрения, развитие логического мышления. | Дидактические игры: «Умный дождик» -формировать навык сознательного плавного чтения, развитие внимания, мышления. «Найди ошибку»- закреплять знания детей о звуковом анализе слова. Настольные игры:лото, мозаика, кубики Никитина «Составь букву» Чтение Букваря Н.С. Жуковой. | «Угадай-ка» -строим из Лего схемы слов. Цель: умение проводить звуковой и слоговой анализ слов. | |
Февраль | |||||||
Понятие «Предложение» | Интерактивная игра «В стране ребусов» Презентация «Веселые игры» Цель: формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. | «Чудо-азбука» Цель: расширять знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках, развивать навыки звукового анализа и синтеза слов, развивать слоговой анализ и синтез. | Пособие «Круги Луллия» Игры «Цветное колесо», «Звуковое колесо» Цель: расширение словаря детей, умение составлять простые предложения. | Игра «Живые слова» Цель: учить детей в составлении предложений по структурированной схеме. | Дидактические игры: «Куда спрятался» -правильно составлять словосочетания. «Исправь ошибку»-правильный подбор предлогов в словосочетаниях. Игры со счетными палочками, природным материалом. Магнитная доска с буквами. Магнитная Азбука Н.С. Жуковой. | Составление из Лего схемы предложений в виде паровозика с длинными и короткими вагончиками (предлогами). | |
Март | |||||||
Схема предложения | Интерактивная игра «Поле чудес» Цель: продолжать закреплять умение по слогового чтения, развитие фонематического слуха. | «Чудо – азбука» (продолжение проекта) Цель: Развивать фонематические представления, и речевой слух, формировать интерес и потребность в чтении. | Знакомство с акростихами (стихи-загадки, где первые буквы каждой строчки складываются в какое-либо слово) Игры «Телеграмма» «Узнай меня» Цель: развитие словотворчества, умение составлять простые предложения. | Кейс-пособие «Кто какую пользу приносит» Цель: учить составлять простое распространенное предложение, используя схемы. | Дидактические игры: «По волнам звуков и букв»-развитие основ звукового анализа слов. «Телевизор»- расширять словарный запас, составлять предложения. Самостоятельное составление рассказов и предложений по картинам. Сюжетно-ролевые игры «Дочки –матери», «Школа»- развитие диалогической речи, умение общаться в коллективе. Игры с буквами Н.А. Зайцева «Паровоз», «Братики», «Задуманное слово» | Продолжать составлять с помощью конструктора схемы предложений. Игра «Кто больше придумает», «Смоделируй сам» | |
Апрель | |||||||
Работа с предложением | Отгадывание интерактивных кроссвордов «Признаки весны», «Загадки Чиполлино» Цель: формировать интерес и потребность в чтении. | Проект «По дороге к Азбуке» Цель: закреплять знание детей о звуке, букве, слове и предложении, закреплять навыки деления слов на слоги, производить звуковой анализ слова. | Игры «Хорошо - плохо» «Да-нет» «Цепочка слов» Цель: развитие логического мышления, речевого слуха. | Моделирование букв, слов, предложений с помощью монет, бус, пуговиц, пластилина, игры «Геоконт» Цель: закрепляем графический образ букв, формируем навык самостоятельного моделирования. | Дидактические игры: «Какое слово написал художник?»- упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции. «Сестрички»- упражнять детей в назывании слов на заданную букву, самостоятельно составлять рассказ. Работа в тетрадях Е.В. Колесниковой «Я начинаю читать», прописях «От звука к букве» | С помощью Лего конструктора строим сказочных героев, придумываем сюжет сказок. Цель: развитие словотворчества, умение употреблять в речи простые распространенные предложения. | |
Май | |||||||
Чтение по слогам | Просмотр обучающих мультфильмов из серии «Азбука для детей», «Учимся читать по слогам» Интерактивный тест «Проверяем готовность к школе» (автор Д. Смирнов) | «По дороге к Азбуке» (продолжение проекта) Цель: закреплять умения детей составлять предложения с заданными словами, указывать количество слов в предложении, закреплять навыки чтения предложений из 3-4 слов. | Мозговой штурм Игры «Замена буквы», «Любопытный», «Шифровальщики», «Цепочка слов» Цель: развитие фонематического слуха, закрепляем знания в звуковой системе языка. | «Звуковой компьютер» Цель: использование на практике графического способа предоставления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования. | Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко»- упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание. Настольные игры: лото, мозаика «Геоконт», кубики Никитина, рисование букв на манки или песке. | Конструирование фигурок разных предметов или живых существ. Игры «Составь предложение», «Сочини рассказ» Цель: обогащение словаря, активизация фразовой речи, развитие вербального творчества. | |
|