Человек в историческом процессе




Проблемы Источники аргументации
· историческая память · народ и власть · революция и эволюция · война и мир · роль личности в истории А.С. Пушкин «Медный всадник», лирика Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: Основная нравственная проблема романа - проблема чести и долга,о чем говорит и эпиграф к произведению, русская пословица: «Береги честь смолоду». Представления о чести и долге не ограничиваются сословными рамками, это, прежде вес го, свойства человеческой натуры. В исторических испытания раскрывается нравственный потенциал человека: такие герои, как Гринев, Маша Миронова, ее родители, Савельич, проявляю лучшие нравственные качества: верность долгу, способность на поступок. Напротив, Швабрин демонстрирует исключительную подлость и низость, становясь законченным негодяем. В своем романе Пушкин показывает, что милосердие оказывается сильнее сословных предрассудков.Несмотря на т что Гринев и Пугачев являются представителями разных сословий, они по-человечески понимают друг друга. В то же время императрица Екатерина II представлена в романе идеально просвещенной государыней: Маша Миронова без церемоний говорит с ней в саду, не узнавая в доброй немолодой даме императрицу. Екатерина оказывается также способной миловать, восстанавливая тем самым справедливость и награждая по заслугам. Авторскую позицию в «Капитанской дочке» очень точно и емко сформулировал Ю.М. Лотман: «Для Пушкина в "Капитанской дочке" правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над "жестоким веком", сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей. В этом для него состоит подлинный путь к народу». Л.Н. Толстой «Война и мир»: «Мысль народная» как выражение внутреннего нравствен­ного идеала народной жизни становится определяющей в рома­не-эпопее. Непосредственно с «мыслью народной» связано изображе­ние войны. Толстой категорически против войны, это, по его словам, противное всему человеческому существу событие, однако Тол­стой не исключает возможности войны оборонительной, спра­ведливой. В народе, защищающем свою землю, проявляется дух всеобщности и единения, поэтому победа в войне зависит не от вооружения и численности войска, а от чувства патриотизма, владеющего сердцами солдат и офицеров. В изображении войны Толстому интересен человек, попав­ший в исключительные обстоятельства. Описывая поведение солдат и офицеров во время боя, Толстой ставит проблему ис­тинного и ложного героизма. Подлинные герои, по мнению Толстого, незаметны, они словно не осознают всей значимости совершенного ими, поступки их естественны, они скромны, вос­принимают происходящее как службу, как долг (капитан Ту­шин и капитан Тимохин). Этому истинному героизму Толстой противопоставляет героизм ложный, «театральный», продикто­ванный жаждой славы или абстрактными целями «спасения че­ловечества» (Болконский в битве при Аустерлице, Пьер, мечта­ющий во имя спасения человечества убить Наполеона). С точки зрения «мысли народной» Толстой изображает Ку­тузова и Наполеона. Эти два образа - основная нравственная антитеза романа-эпопеи. Духовный мир Наполеона, с точки зре­ния Толстого, искусствен, ограничен, пронизан ложными пред­ставлениями о славе и величии. Однако, по словам Толстого, нет величия там, где отсутствуют простота, добро и правда, и образ Кутузова для Толстого является воплощением народной нравственности и истинного величия, так как только он один может угадать так верно значение «народного смысла события». М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Донские рассказы»... М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»: По жанру «Собачье сердце» является повестью, но, рассуждая о ее жанровом своеобразии, следует признать, что это социально-философская сатирическая повесть с элементами фантастики. В основу повести лег рискованный эксперимент. Выбор такого сюжета Булгаковым не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось строительством социализма, восприни­малось автором «Собачьего сердца» именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Скептично Бул­гаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильственными методами нового, свободного человека. Для автора повести это было не­допустимым вмешательством в естественный ход вещей, по­следствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом повесть и предупреждает читателя. В повести социальное содержание тесно переплетается с философскими размышлениями о новом, послереволюционном времени и «новом» человеке, порожденном этим временем. В произведении следует выделить, по крайней мере, две серьез­ные философские проблемы. Первая - проблема ответственности ученого за его откры­тия. Одним из главных героев, выразителем авторских мыслей в повести становится профессор Преображенский. Это крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение образован­ности и высокой культуры. По убеждениям он сторонник ста­рых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при кото­рых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хоро­шо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преобра­женского. Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно людей научить элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладите? дело, исчезнет разруха, будет порядок. Люди станут другими Но и эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: «Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет...» Своим экспериментом Преображенский бросил вызов эволюции, естественному положению вещей в природе. По мнению Булгакова, нарушать законы природы весьма опасно: на свет может появиться монстр, который погубит само го экспериментатора, а заодно с ним и все человечество. Преображенский понял всю опасность своего научного опыта, когда Шариков обворовал его, пытался выжить из квартиры, написал донос о контрреволюционных высказываниях и действиях профессора. Вторая философская проблема - проблема соблюдение людьми законов социального развития. Революционным способом, по мнению автора, нельзя излечить социальные болезни писатель испытывает глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, понимая, что не революция с ее непредсказуемыми взрывами и зигзагами, а великая, неостановимая эволюция действует согласно природе, естественной и человеческой. А.Т. Твардовский «По праву памяти» А.А. Блок «Двенадцать» А.А. Ахматова «Реквием» А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»

Человек и общество

Проблемы Источники аргументации
· конфликт старых идей с передовыми взглядами · личность и государство · прогресс и социальное развитие А.С. Грибоедов «Горе от ума» В комедии нашли отражение многие животрепещущие проблемы той эпохи, главной из которых был общественный конфликт, отражающийся в идеологических столкновениях «века нынешнего»(Чацкий) и «века минувшего» (Фамусов). Чацкий, честный, благородный человек, является носителем того типа ума, который не может принять консервативное московское общество, где умным считается тот, кто умеет приспосабливаться к обстоятельствам, кто раболепием добивается чинов, денег, высокого положения в обществе.. В такой ситуации Чацкий, сторонник просветительских идей, убежденный в силе человеческого разума, оказывается инакомыслящим, а потому изгоем. Заслуга Грибоедова состоит в том, что мы видим не только героев комедии, но и стоящие за ними социальные законы, и понимаем, что в таком обществе обречены на гонения всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Центральной темой романа «Евгений Онегин» явилось изо­бражение русской жизни первой четверти XIX в. Эту тему Пуш­кин раскрывает, задумываясь над проблемой героя времени.Типичными чертами характера молодого человека той поры были недовольство, равнодушие, охлажденность души. В связи с темой героя времени в романе поднимается целый ряд проблем. Прежде всего - это проблема личности и общества.В чем причина душевной опустошенно­сти пушкинского героя: в несовершенстве окружающего обще­ства или в нем самом? Онегин не может найти достойного применения своим спо­собностям в окружающей жизни, так как привычные для дво­рянского круга жизненные цели и идеалы его не устраивают, кажутся недостойными, мелкими. По словам В.Г. Белинского, «Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездея­тельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Так Онегин стано­вится «лишним человеком», потому что найти другую, высокую цель существования он не может, впрочем, и не ищет ее, ведь для этого нужны черты, которых нет в его характере: «воля и рассудка власть». М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (см. выше) И.С. Тургенев «Отцы и дети» (см. выше) А.П. Чехов «Вишневый сад» (см. выше) А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» М.А. Булгаков «Собачье сердце» (см. выше) А.А. Ахматова «Реквием» А.Т. Твардовский «По праву памяти»


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: