Человек в историческом процессе
Проблемы
| Источники аргументации
| · историческая память
· народ и власть
· революция и эволюция
· война и мир
· роль личности в истории
| А.С. Пушкин «Медный всадник», лирика
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»:
Основная нравственная проблема романа - проблема чести и долга,о чем говорит и эпиграф к произведению, русская пословица: «Береги честь смолоду». Представления о чести и долге не ограничиваются сословными рамками, это, прежде вес го, свойства человеческой натуры. В исторических испытания раскрывается нравственный потенциал человека: такие герои, как Гринев, Маша Миронова, ее родители, Савельич, проявляю лучшие нравственные качества: верность долгу, способность на поступок. Напротив, Швабрин демонстрирует исключительную подлость и низость, становясь законченным негодяем.
В своем романе Пушкин показывает, что милосердие оказывается сильнее сословных предрассудков.Несмотря на т что Гринев и Пугачев являются представителями разных сословий, они по-человечески понимают друг друга. В то же время императрица Екатерина II представлена в романе идеально просвещенной государыней: Маша Миронова без церемоний говорит с ней в саду, не узнавая в доброй немолодой даме императрицу. Екатерина оказывается также способной миловать, восстанавливая тем самым справедливость и награждая по заслугам.
Авторскую позицию в «Капитанской дочке» очень точно и емко сформулировал Ю.М. Лотман: «Для Пушкина в "Капитанской дочке" правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над "жестоким веком", сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей. В этом для него состоит подлинный путь к народу».
Л.Н. Толстой «Война и мир»:
«Мысль народная» как выражение внутреннего нравственного идеала народной жизни становится определяющей в романе-эпопее. Непосредственно с «мыслью народной» связано изображение войны. Толстой категорически против войны, это, по его словам, противное всему человеческому существу событие, однако Толстой не исключает возможности войны оборонительной, справедливой. В народе, защищающем свою землю, проявляется дух всеобщности и единения, поэтому победа в войне зависит не от вооружения и численности войска, а от чувства патриотизма, владеющего сердцами солдат и офицеров.
В изображении войны Толстому интересен человек, попавший в исключительные обстоятельства. Описывая поведение солдат и офицеров во время боя, Толстой ставит проблему истинного и ложного героизма. Подлинные герои, по мнению Толстого, незаметны, они словно не осознают всей значимости совершенного ими, поступки их естественны, они скромны, воспринимают происходящее как службу, как долг (капитан Тушин и капитан Тимохин). Этому истинному героизму Толстой противопоставляет героизм ложный, «театральный», продиктованный жаждой славы или абстрактными целями «спасения человечества» (Болконский в битве при Аустерлице, Пьер, мечтающий во имя спасения человечества убить Наполеона).
С точки зрения «мысли народной» Толстой изображает Кутузова и Наполеона. Эти два образа - основная нравственная антитеза романа-эпопеи. Духовный мир Наполеона, с точки зрения Толстого, искусствен, ограничен, пронизан ложными представлениями о славе и величии. Однако, по словам Толстого, нет величия там, где отсутствуют простота, добро и правда, и образ Кутузова для Толстого является воплощением народной нравственности и истинного величия, так как только он один может угадать так верно значение «народного смысла события».
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Донские рассказы»...
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»:
По жанру «Собачье сердце» является повестью, но, рассуждая о ее жанровом своеобразии, следует признать, что это социально-философская сатирическая повесть с элементами фантастики.
В основу повести лег рискованный эксперимент. Выбор такого сюжета Булгаковым не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось строительством социализма, воспринималось автором «Собачьего сердца» именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Скептично Булгаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильственными методами нового, свободного человека. Для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом повесть и предупреждает читателя.
В повести социальное содержание тесно переплетается с философскими размышлениями о новом, послереволюционном времени и «новом» человеке, порожденном этим временем. В произведении следует выделить, по крайней мере, две серьезные философские проблемы.
Первая - проблема ответственности ученого за его открытия. Одним из главных героев, выразителем авторских мыслей в повести становится профессор Преображенский. Это крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и высокой культуры. По убеждениям он сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно людей научить элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладите? дело, исчезнет разруха, будет порядок. Люди станут другими Но и эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: «Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет...»
Своим экспериментом Преображенский бросил вызов эволюции, естественному положению вещей в природе.
По мнению Булгакова, нарушать законы природы весьма опасно: на свет может появиться монстр, который погубит само го экспериментатора, а заодно с ним и все человечество. Преображенский понял всю опасность своего научного опыта, когда Шариков обворовал его, пытался выжить из квартиры, написал донос о контрреволюционных высказываниях и действиях профессора.
Вторая философская проблема - проблема соблюдение людьми законов социального развития. Революционным способом, по мнению автора, нельзя излечить социальные болезни писатель испытывает глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, понимая, что не революция с ее непредсказуемыми взрывами и зигзагами, а великая, неостановимая эволюция действует согласно природе, естественной и человеческой.
А.Т. Твардовский «По праву памяти»
А.А. Блок «Двенадцать»
А.А. Ахматова «Реквием»
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
|
Человек и общество
Проблемы
| Источники аргументации
| · конфликт старых идей с передовыми взглядами
· личность и государство
· прогресс и социальное развитие
| А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В комедии нашли отражение многие животрепещущие проблемы той эпохи, главной из которых был общественный конфликт, отражающийся в идеологических столкновениях «века нынешнего»(Чацкий) и «века минувшего» (Фамусов). Чацкий, честный, благородный человек, является носителем того типа ума, который не может принять консервативное московское общество, где умным считается тот, кто умеет приспосабливаться к обстоятельствам, кто раболепием добивается чинов, денег, высокого положения в обществе.. В такой ситуации Чацкий, сторонник просветительских идей, убежденный в силе человеческого разума, оказывается инакомыслящим, а потому изгоем. Заслуга Грибоедова состоит в том, что мы видим не только героев комедии, но и стоящие за ними социальные законы, и понимаем, что в таком обществе обречены на гонения всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Центральной темой романа «Евгений Онегин» явилось изображение русской жизни первой четверти XIX в. Эту тему Пушкин раскрывает, задумываясь над проблемой героя времени.Типичными чертами характера молодого человека той поры были недовольство, равнодушие, охлажденность души. В связи с темой героя времени в романе поднимается целый ряд проблем. Прежде всего - это проблема личности и общества.В чем причина душевной опустошенности пушкинского героя: в несовершенстве окружающего общества или в нем самом?
Онегин не может найти достойного применения своим способностям в окружающей жизни, так как привычные для дворянского круга жизненные цели и идеалы его не устраивают, кажутся недостойными, мелкими. По словам В.Г. Белинского, «Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Так Онегин становится «лишним человеком», потому что найти другую, высокую цель существования он не может, впрочем, и не ищет ее, ведь для этого нужны черты, которых нет в его характере: «воля и рассудка власть».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (см. выше)
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (см. выше)
А.П. Чехов «Вишневый сад» (см. выше)
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
М.А. Булгаков «Собачье сердце» (см. выше)
А.А. Ахматова «Реквием»
А.Т. Твардовский «По праву памяти»
|
|
Поиск по сайту:
|