Тема 2. Технология углубленного психологического обследования




Тема 1. Тактика проведения углубленного психологического обследования

Вне зависимости от возраста и особенностей ребенка, прежде чем приступить непосредственно к его обследованию, психолог должен ознакомиться с имеющимися заключениями специалистов на ребенка (педагогическим, логопедическим, медицинским). Необходимо также отметить, что углубленное психологическое обследование (первичное обследование) желательно провести со всеми детьми, направляемыми в дошкольное учреждение компенсирующего типа или школу соответствующего вида. В тех случаях, когда психолог по тем или иным причинам не в состоянии провести такое обследование всех детей данного учреждения, имеет смысл ориентироваться на следующие показания:

• запрос педагогов или воспитателей, в том числе воспитателей ГПД;

• запрос родителей относительно особенностей не только обучения, но и поведения ребенка;

• анализ результатов наблюдения психологом, выявляющих наиболее проблемных по различным критериям детей.

Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются:

• присутствие (или письменное согласие) родителей на проведение обследования;

• помещение, оборудованное для индивидуальной работы;

• ознакомление ребенка с помещением, где проводится обследование;

Перед обследованием желательно выяснить, как ребенок хочет, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теплоты.

При проведении обследования лучше, если ребенок находится не через стол от психолога (принцип избегания позиции «глаза в глаза»), а рядом или сбоку. В этом случае контакт устанавливается быстрее, а общение становится более продуктивным.

В процессе работы с ребенком не допускаются какие-либо комментарии или оценки со стороны психолога, обращенные не только родителям, но и к коллегам, присутствующим на обследовании. Более того, психолог должен корректно пресекать все оценочные высказывания родителей, обращенные к ребенку.

В процессе обследования необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком. В случае любого выполнения задания нужно давать подкрепления короткими фразами: «Молодец», «У тебя получается».

 

Особенности проведения обследования детей разного возраста

Следует иметь в виду, что для организации продуктивной деятельности ребенка в процессе диагностики, определенным категориям детей (а таких детей, как уже отмечалось, немало в коррекционных учреждениях, даже в среднем звене школы) нужен постоянный внешний контроль и программирование деятельности со стороны специалиста.

В возрасте 7 лет (и старше) нормативно развивающиеся дети, как правило, принимают ситуацию экспертизы и при правильном проведении обследования не нуждаются в каких-либо дополнительных приемах работы. Как уже говорилось, дети, которых направляют в систему специального образования, часто нуждаются в использовании при обследовании дополнительных организационных приемов.

Ребенку, начиная с 8—9-летнего возраста, можно предложить самостоятельно выбрать стиль и меру сложности заданий (с более трудного или, наоборот, легкого задания хотел бы он начать работу, будет ли он доделывать задание до конца или прервется на трудном этапе и т.п.), а также учесть его желание работать наедине со специалистом или, наоборот, в присутствии родителей.

Такая демонстрация доверия со стороны специалиста позволяет быстрее и надежнее сформировать те необходимые доверительные отношения, без которых результаты выполнения тех или иных заданий (в особенности при исследовании аффективно-эмоциональной сферы) нельзя считать полностью достоверными и надежными. Помимо этого такой доверительный стиль отношений, лишенный неискренности, позволяет преодолеть, а часто и предупредить нарастающий негативизм «препубертата».

Тема 2. Технология углубленного психологического обследования

Даже при соблюдении всех условий проведения психологического обследования начинать совместную работу с ребенком лучше всего с эмоционально нейтральной, малозначащей беседы, во время которой можно не только установить контакт с ребенком, но и выявить знания ребенка о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире. Можно просто попросить ребенка нарисовать рисунок. Рисунки позволяют выявить не только особенности эмоциональности, специфику внутрисемейных и эмоциональных взаимоотношений, но и уровень

сформированности самой графической деятельности, соответствие его возрастным параметрам, характер зрительных образов, а также наличие специфических особенностей графики, в том числе таких, как инертность рисунка, макро- или микрография и т.п.

На следующем этапе обследования наиболее целесообразно оценить объем слухоречевой памяти, темп и другие характеристики слухоречевого запоминания, мнестическую деятельность в целом.

Возможно также использование сенсибилизированных проб для исследования специфики слухоречевого запоминания (влияние гомогенной или гетерогенной интерференции на процесс запоминания, возможность и объем удержания коротких текстов).

Выявив особенности запоминания, на следующем этапе работы целесообразно оценить уровень развития понятийного мышления.

После этого целесообразно сменить деятельность и предложить ребенку задания совершенно иного, например перцептивно-действенного плана (сложить картинку или узор).

Необходимо учитывать, что параметры внимания могут значительно колебаться в зависимости от степени утомления ребенка, заинтересованности в самом задании (мотивационный компонент), отношения к взрослому (эмоционально-личностный компонент).

В промежутки между сложными трудоемкими методами исследования целесообразно включать методы исследования особенностей моторики - как мелкой, так и общей, а также выявления моторных и сенсорных латеральных предпочтений.

При выборе методов обследования аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей и межличностных отношений необходимо помнить, что методы, построенные по принципу опросников, не рекомендуется использовать для детей, по крайней мере, младшего школьного возраста в силу, как правило, недостаточной сформированности навыков самостоятельного осмысленного чтения.

Такая технология построения психологического обследования позволяет динамично, с большой «плотностью контакта» провести диагностику, максимально и эффективно использовать имеющийся потенциал ребенка, в том числе и энергетический.

Длительность подобного углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30 минут в зависимости от темпа деятельности ребенка, его возраста, других условий.

Цель исследования Метод исследования
Особенности запоминания   Методики: Предметная классификация, Исключение предметов, Исключение понятий, Выделение существенных признаков
Особенности перцептивно-действенного плана   Методики: Кооса, куб Линка
Выявить знания ребенка о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире   Рисуночные методики (по типу «Кинетический рисунок семьи», методика «Автопортрет»)
Дополнительное данные для сбора психологического анамнеза   Выявления и уточнения жалоб родителей (удобно также параллельно просматривать домашние рисунки или школьные тетради)
Исследование знания ребенком схемы собственного тела, о взаиморасположении объектов в пространстве   Оценка правильности употребления предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, сформированность представлений ребенка о временных соотношениях.
Исследуется исследование лингвистическогопространства   Оценка правильности понимания сложных лексико-грамматических конструкций и возможности их самостоятельного формирования.
Исследование особенностей речемыслительной деятельности Методики: опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву (для детей до 7-9-летнего возраста) и методика Пиктограмма (для детей с достаточно сформированной графической деятельностью после 8-9 лет)  
Исследование речемыслительной деятельности   Методики: Исключение предметов и Исключение понятий можно использовать методики Сравнение понятий, Ассоциативный (словесный) эксперимент
Исследование аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей и межличностных отношений   Тест Цветовых Выборов М. Люшера

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: