История Яблочного Спаса в деревне Кудяево




Корни и история Яблочного Спаса

 

Самым главным из трех считается Второй Спас — Яблочный или Праздник первых плодов. Историки утверждают, что Второй Спас пришел на смену дохристианскому празднику сбора яблок. В старинные времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Особенно строго в древние времена относились к запрету родители, потерявшие детей. Считалось, что если отказываться от лакомства плодами, то на том свете умерших деток угощают гостинцами и золотыми яблочками. Лишь после освящения у алтаря сочные фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Верующие люди утверждают, что яблоки в этот день обладают особой волшебной силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье, помогают осуществлять загаданные желания.

Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа — ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение. В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

 

Традиции праздника первых плодов

Празднование Преображения Господнего начинается с утренней церковной службы. Во время богослужения крест выносят в центр храма. В первую очередь совершается обряд поклонения, а затем — Крестный ход и освящение плодов. Во время литургии поют канон о Великом Преображении. Прихожане обязательно одеваются в белоснежные одеяния, белый — главный цвет чудесного праздника.

Традиционно в этот день верующие несли в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими плодами и ягодами, созревшими в саду. Урожай следовало собирать рано утром, чтобы на румяной кожице сохранились капельки росы. Хозяйки пекли на праздник постные пироги и блины с фруктовыми начинками, преимущественно с яблочной. 19 августа разрешалось не только есть яблоки, но и начинать их заготавливать: варить варенье, джемы, сушить.

Самый главный обычай Второго Спаса — угощение малоимущих и голодных людей яблоками. Верующие никогда не скупились в этот день и охотно делились собранным урожаем с теми, кто нуждался в помощи. Особенно в этот день кормили нищих. Следили за тем, чтобы никто не остался голодным.

Также освященные плоды обязательно несли на кладбище, причем угощения оставляли не только на могилах своих родных, но и на холмиках, оставшихся без присмотра.

Яблочный Спас всегда символизировал начало осени, в народе его именовали Осенинами. До этой даты нужно было успеть убрать урожай пшеницы и заготовить лекарственные травы, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. Согласно приметам, ясный день в Преображение Господне предвещает суровую зиму, дождь — к мокрой осени, а сухая погода — к засушливой осени.

 

История Яблочного Спаса в деревне Кудяево

Издавна в деревне Кудяево уделяли должное внимание подготовке к празднику. Священник обходил дома, особенно посещал те дома, где иконы, посвященные данному празднику, находились в центре красного угла. За день, за два проводился молебен в этом доме. На этот молебен собирались, соседи, родственники, гости. Проводилась подготовка и самими жителями. Деревенская улица выметалась, вычищалась, готовилась к празднику. Хозяйки мыли дома, натирали полы, убирали участки. Убирали все сельскохозяйственные орудия из общественной части двора в хозяйственную. Приводили всё в праздничный порядок. Украшали сами иконы расшитыми полотенцами.

В праздничное утро 19 августа кудяевцы, как и жители других окрестных деревень шли на торжественную литургию в церковь во имя Св. Преподобного Симеона Столпника на горе Спасской, где молились о здоровье, благополучии своей деревни, освящали яблоки, плоды и другие фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева. Затем шли на кладбище, поминали родных.

После церковной службы человек, естественно, как принято на Руси – отдыхал. Во второй половине дня устраивалось народное гуляние. С благословения епархиальных властей Преображение Господне праздновался в деревнях Кудяево и Адорье. Празднование делили по дням, иногда даже по полдня. Но удивительно красивые окрестности деревни Кудяево, гостеприимность его жителей всегда привлекали большее число людей. Устраивалась ярмарка, шла торговля различными сельскохозяйственными продуктами, утварью, тем, что производили сами крестьяне. Здесь можно было купить что-то необходимое в хозяйстве.

 

Это был летний праздник, крестьяне данной престольной деревни в складчину накрывали столы на улице и устраивали празднования. В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста. Этот престольный праздник совпадал со временем довольно строгого Успенского поста, но сдержанность в еде не умаляла очарование праздника, который проходил по-особому весело, задорно и, по-народному, ярко. Приглашали батюшку, дьякона и весь причт. В гости приезжали родственники из других деревень. Молодежь гуляла, в полном смысле слова, по деревне. Она ходила из одного конца деревни в другой по праздничной улице. Девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!» Играли на гармониках. Девушки с юношами ходили под ручку. На окраине деревни, как правило, танцевали, плясали русского, пели частушки, русские народные песни. Приходили гармонисты из соседних и даже дальних деревень. Гуляли очень весело. А вечером хоровод молодёжи собирался за околицей - в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали.. Считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание.

К сожалению, с годами народные традиции стали утрачиваться. В деревнях стало меньше народа. Но этот народный праздник всегда был в сердце местных жителей. И в 2002-м году, по инициативе коренного жителя деревни Кудяево Анатолия Васильевича Коротина, работавшего в то время главой сельского поселения, была возрождена и продолжена славная традиция, имеющая глубоко народные корни. Этот праздник стал культурным брендом, привлекая участников и зрителей соседних территорий, постепенно и незаметно перерос из деревенского в волостной. Здесь, в красивейшем месте, среди многочисленных озер, на краю березовой рощи, посаженной в прежние времена школьниками, широко проходит праздник, который стал гордостью и украшением нашей волости.

 

 

Частыми гостями, выступающими на нашей сцене являются народные коллективы из разных районов области. На празднике раскрывается широта русской души в народных песнях, исполняемых народным ансамблем «Новоржевские скобари» под руководством Валерия Петровича Андреева.

На 19 августа, даже если это не выходной день, стараются приехать из ближних и дальних мест, из других областей и городов все, кто связан с нашей малой родиной, у кого живы здесь родственники или похоронены близкие. Наш Яблочный Спас объединяет многие поколения, собирает как местных жителей, так и полюбивших наш праздник гостей, позволяет пообщаться, увидеться с близкими, и в наши дни очень значим среди множества памятных дней.

Не хочется, чтобы забылись замечательные традиции наших предков. Надеемся, что сможем продолжить сбор материала о православной культуре наших деревень, и внесём свой небольшой вклад в дело сохранения её истории.

 

 

ПОСВЯЩЕНИЕ ПРАЗДНИКУ

 

 

Расцветай, любимая деревня! Славим мы Кудяево-деревню

Расцветай, кудяевский наш край! Не дадим деревне умирать.

Дорожи, дружок, своим ты предком Ты крепись, любимая деревня,

И почаще в гости приезжай. Каждый год мы будем приезжать.

 

Приезжай в Кудяево-деревню, Здесь все твое, здесь все родное:

Здесь озерный, милый сердцу край. И лес, озера, и луга,

Ты люби свою родную землю И поколенье молодое.

И никогда ее не забывай! И есть и пашни, и стада.

 

Здесь стоит березовая роща, Так возроди село, Россия!

Слышно пенье звонких соловьев. Приобретешь былую мощь

Здесь родился славный малый парень С деревней молодость и силу

Николай Васильевич Соколов. И красоту свою вернешь.

 

Мы сегодня юбилей справляем.

15 лет – уже немалый срок!

Пусть живет и процветает праздник, Н.В. Тимофеева д. Заречье

Пусть гуляет весь честной народ. 2016

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: