Сущность социального конфликта. Социальный конфликт – это социальное явление, содержанием которого является процесс развития и разрешения противоречивости отношений и действий людей, детерминируемый, прежде всего объективными закономерностями развития общества.
Если конфликт игнорировать или разрешать его словесно, он будет развертываться стихийно объединяясь с другими конфликтами и завершится разрушением. Под управлением понимается подавление конфликта, в интересах общества в целом или отдельного субъекта. В широком смысле управление конфликтом, связано с воздействиями на конфликт.
1) Предупреждение конфликта, т.е., не допустить его развертывание;
2) Профилактика, т.е. преодоление противоречий;
3) Предотвращение, устранение причин противостояний. Если не удается «задушить конфликт», то задача сводится к локализации противоборства;
4) Регулирование динамики конфликта, т.е., устранение и разрешение конфликта.
Устранение предполагает:
- победу одной стороны, и уничтожение другой;
- уничтожение обеих сторон;
- перерастание одного конфликта в другой.
Методы разрешения:
сглаживание (убеждение); быстрое разрешение, за короткие сроки; метод скрытых действий; метод компромисса (путем переговоров); сотрудничество; метод насилия (навязывание одной из сторон своей позиции).
Массовое социальное поведение – это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят: массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).
|
В соответствии с уровнем организованности массовых действий можно выделить следующие разновидности массового социального поведения: социальные движения (субъект – массы), коллективное поведение (субъекты – толпа и публика) и социальное поведение личности (субъект – личность).
Способы управления социальными движениями. Первый способ состоит в применении репрессий в отношении лидеров и участников движений, под прессом которых движение перестает существовать. Второй способ, наиболее действенный, заключается в официальном признании социального движения. Как только власть признает социальное движение и начинает сотрудничать с ним, это движение теряет размах и практически
4. Государственное управление: сущность, виды, система.
Государственное управление - это целенаправленное воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей или разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.
1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий - государство. Государство как мозговой центр дает импульсы - приказы государственному управлению - своего рода "нервной системе" общественного организма.
2. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью - общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.
|
3. Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) - решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.
4. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеет правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации - силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения.
Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3). Граждане РФ, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени Российской Федерации.