Сущность,виды фискальной политики.




Бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм - это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

Сис-ма БФ явл. регулируемым гос-вом процессом финансового обмена между структурами самого гос-ва. Специфика этого обмена – гос-во предстает не только как единое целое, а в своей сложной стр-ре.

БФ выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных ср-в между уровнями (органами) гос. власти.

БФ – система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

Основная задача БФ выбор эф­фективной модели бюджетных отношений.

Модели БФ:

1) Америк-я – большая самостоятельность отдельных штатов, отсутствие системы горизонтального долевого распределения доходов, отдельные штаты и местные органы власти имеют право осуществлять собственную налоговую политику.

2) Герм-я (фискальный федерализм) – тенденция к единообразному распределению ресурсов между землями.

3) Канадская – провинции вправе принимать законы по всем региональным и местным вопросам и самостоятельно определяют собственную налоговую политику.

Бюджетный федерализм может эффективно претворяться только при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

1) разграничение доходных (налоговых) полномочий;

2) разграничение расходных полномочий;

3) выравнивание бюджетов.

Вертикальное выравнивание Бюдж сист. – процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды (средства бюджета, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года), бюджетного кредита (-форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств: 1) юридическим лицам; 2) другому бюджету на возвратной и безвозмездной основе.). Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие расчетных минимально необходимых текущих расходов без определения конкретных направлений расходов по их видам, при недостаточности у них собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. По сравнению с дотациями субсидии являются более гибкой формой и могут использоваться в регулировании инвестиционной бюджетной деятельности местных органов власти.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

Горизонтальное выравнивание – пропорциональное распределение налогов между субъектами федерации по опред. формуле для устранения (снижения) неравенства в налоговых возможностях (потенциалах) различных территорий. Российский механизм БФ тяготеет к централизованному типу. виды взаимоотношений в рамках БФ:

- «раздельные» налоги (федеральные, региональные и местные);

- «сквозные» федеральные налоги, кот. делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

- дотации, субсидии и субвенции;

- целевые федеральные программы в их территориальном аспекте;

- взаимные расчеты;

- бюджетные ссуды;

- обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.

Принципы БФ:

Под принципами бюджетного федерализма понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

- самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепл собств. дох. ист, сам. опред направл расход бюдж. ср-в, недоп-ть изъятия излишне получ. доходов, компенс. расходов в связи с принятием решений вышест. органами власти);

- разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;

- соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;

- наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.

Основу системы бюджетного федерализма в России определяет Конституция.

В системе БФ должны функционировать три механизма: механизм распределения расходных полномочий; механизм распределения налоговых полномочий и налоговой базы; механизм бюджетных трансфертов, обеспечивающий итоговую сбалансированность всех уровней бюджетной системы.

Механизм распределения расходных полномочий бюджетов содержится в Бюджетном кодексе, ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете, бюджетах субъектов и местных бюджетах, бюджетной классификации. Механизм распределения налоговых полномочий и налоговой базы определяется Налоговым кодексом, законами о конкретных видах налогов и законами о бюджетах на очередной финансовый год. Предусматривается введение федеральных, региональных и местных налогов и сборов; разграничение на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы. Механизм бюджетных трансфертов формируется законами о бюджетах на предстоящий финансовый год. Система федеральных трансфертов субъектам включает: а) трансферты из пяти федеральных фондов финансовой помощи регионов; б) целевые субвенции на обеспечение финансовой поддержки районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на компенсацию тарифа на электроэнергию территориям Дальнего Востока, оказание дополнительной финансовой помощи высокодотационным регионам, финансирование программ по развитию регионов; в) дотации и субвенции закрытым административно-территориальным образованиям, отдельным городам; г) финансирование программ по развитию регионов; д) трансферты в форме зачета встречных требований; е) бюджетные ссуды; ж) финансовые гарантии за счет средств федерального бюджета; з) средства федерального бюджета, переданные в управление субъектам Российской Федерации. В условиях бюджетных ресурсов, имеющихся у федерального центра, федеральные трансферты регионам предназначены, в основном, для решения задач вертикального и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности и носят характер финансовой помощи. Бюджетная политика - направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство; - деятельность правительства в области государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны. БП включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства. БП РФ основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах. В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу.

Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:

— финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;

— поддержание финансовой стабильности в стране;

— обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

— создание условий для социально-экономического развития.

известны концепций бюджетной политики государства: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован; бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно;государство должно обеспечить сбалансированность экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета.

Сегодня основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и сред­несрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собраниюна 2012-2014 годы. Проблемы РФ:

1. Ресурсозависимость экономики РФ

Необходимо сделать: структурная перестройка экономики, уход от ресурсности бюджетной системы.

Цели: обеспечить макроэкономическую стабильность; провести модернизацию

2. Недофинансированность расходов

Необходимо: выделить структурную и конъюнктурную составляющие бюджета, выделить инновационную часть, нефтегазовую составляющую. Укрепление рубля.

БП виды и формы:

1. По масштабности и долговременности целей и задач различают стратегическую долговременную (от 3 и более лет) и тактическую бюджетную политику;

2. В зависимости от приоритетов бюджетной политики выделяют следующие типы:

- доходный тип - планирование, исполнение и организация бюджетов ведутся от доходов, под их объем подстраиваются бюджетные расходы и основные задачи.

- расходный тип основан на подчинении доходов бюджета его расходам.

- контрольно-регулирующий тип. чрезмерное регулирование экономики, государственных заказов, налоговыми льготами, расширение государственной собственности на сферы деятельности, традиционно занимаемые частным сектором.

- комбинированный тип направлен на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом.

3. стимулирующую(применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Меры: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов)

и сдерживающую(используется при буме, направлена на снижение деловой активности в целях борь­бы с инфляцией. Меры: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; снижение трансфертов.).

4. По территориальному признаку можно выделить федеральную, региональную и местную бюджетную политику.

5. По признаку предметной специализации можно выделить налоговую, социальную, инвестиционную и другие виды бюджетной политики.

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества

Вторая - контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит.

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) (внутренний долг); 3) (внешний долг). 2 мнения о бюджетном дефиците: для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны; хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем.

Сущность,виды фискальной политики.

Фискальная политика является частью финансовой политики государства.

Сенчагов пишет: «Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объёма производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости».

ФискП - совокупность финансовых мероприятий государства в области налогов и расходов для сдерживания колебаний совокупного спроса, воздействия на уровень занятости, инфляции и других макроэкономических показателей экономики. С помощью фискальной политики государство непо­средственно может влиять на развитие экономики, добива­ясь ее устойчивого роста, стабильности цен и полной заня­тости дееспособного населения. Инструменты ФискП: налоги, трансферты, гос. закупки товаров и услуг. ЦелиФискП

1. Устойчивый рост национального дохода.

2. Умеренные темпы инфляции.

3. Полная занятость.

4. Сглаживание циклических колебаний экономики.

Субъект: Фискальную политику проводит правительст­во.

Объект: Ее инструменты воздействуют как на AD (величину совокупных расходов), так и на AS(величину издержек фирм и деловую активность).
Мультипликатор правительственных расходов (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.
увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д.
Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту, умноженному на мультипликатор.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупный спрос.

- мультиплик гос расходов.

Расходы всех потребителей, не зависящие от изменения ВНП называются автономными. Мультипликатор автономных расходовэто коэффициент, который по­казывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при рос­те (уменьшении) автономных расходов (А) на единицу.

Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода.

Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показыва­ет на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход.

mpc - предельная склонность к потреблению

mps - предельная склонность к сбережению

Величина [– mpc/(1 – mpc)] и есть мультипликатор автономных налогов. Мультипликатор налоговэто коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличе­нии) налогов на единицу.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной полити­ки на экономику различают фискальную политику: дискреционную и авто­матическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов.

Выделяют два вида дискреционной политики: стимулирующую и рестриктивную. (сдерживающую). Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование дефицитов;

2) ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством продажи ценных бумаг и эмиссия денег.

Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит. Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию.

Направленность воздействия налогов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен. Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.
Нед-ки:

Направление изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может проходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств. Например, борьба с инфляцией требует сокращения государственных расходов. В то же время необходимость укрепления обороноспособности страны, охраны окружающей среды, финансирования научных исследований может требовать увеличения бюджетных затрат.

При проведении фискальной политики возникает так называемый эффект запаздывания — временной лаг между принятием решения об изменении государственных расходов или налогов и реакцией экономики на эти решения. Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Этот временной лаг включает: время, необходимое для принятия решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера (а эти решения всегда носят законодательный характер), время, необходимое, чтобы экономика отреагировала на предложенные изменения в налогово-бюджетной сфере. К моменту, когда экономика начнет реагировать на фискальные изменения, ситуация может измениться, и меры по расширению производства начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры совпадут с периодом спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: