Финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.
Финансы – это комплексная система, которая включает составляющие блоки: централизованные финансы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты органов местного самоуправления (муниципалитетов), бюджеты внебюджетных государственных и муниципальных фондов, государственный кредит)
децентрализованные финансы (финансы предприятий различных форм собственности, финансы кредитных организаций, финансы небанковских специализированных финансово-кредитных институтов, финансы имущественного и личного страхования, финансы населения)
Структура государственных финансов включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, бюджеты местных (муниципальных) органов управления, государственные внебюджетные фонды и аналогичные фонды субъектов федерации.
Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие?: за счет кого или чего тот или иной хоз-ий субъект, гражданин, гос-во, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств
Сенчагов: Сущность финансов проявляется в их функциях, 3 основные функции: распределительную, стимулирующую и контрольную.
Распределительная функция. Распределение НД заключается в создании т.н. основных, первичных доходов. Их сумма = НД, Они делятся на 2 группы:
а) з/пл рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере матер-го произв-ва; б) доходы предприятий сферы матер-го произв-ва. Однако распределение НД не ограничивается лишь его распределением среди участников матер. произв-ва. Гос-во имеет и непроизв-ные сферы и отрасли, где НД не создается, однако оно обязано выделять для этого денеж-е средства. Гос-во с помощью финансов изымает часть созд-х в сфере матер. произв-ва доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспред-е НД.
|
Контрольная функция. Заключается в контроле за распределением ВВП, НД по соответств-м фондам и расходованием их по целевому назначению. Стимулирующая функция. Гос-во с помощью системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей Способы и рычаги воздействия:1)бюджет. Средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить;2)цены, тарифы. Гос-во вмешивается в процесс ценообразования3) налоги. 4)экспортно-импортные пошлины, тарифы.
Государственный бюджет – разл. т.зр. В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Как экономическая категория – бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления. Социально- политическое сод-ие – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.
|
Бюджет утверждается законодательным органом власти – Парламентом, а в РФ Федеральным собранием. Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях:
1. Накопительная (фискальная) функция означает аккумуляцию налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты трех уровней (доходы бюджетов), с помощью которых государственные власти получают финансовые ресурсы для выполнения государством возложенных на него функций.
2. Распределительная функция проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
3. Регулирующая функция - с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.
4. Контрольная функция - проверка исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение правовых норм межбюджетных отношений. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
|
Доходы явл. невозвратными поступлениями в бюджет независимо от того, относятся ли они к возмездным или безвозмездным
Агрегированная схема доходов и официальных трансфертов:
I Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII)
II Общие доходы (III + VI) III Текущие доходы (IV +V) IV Налоговые поступления V Неналоговые поступления
VI Доходы от операций с капиталом
VII Полученные официальные трансферты
Увеличение доходов м.б. получено за счет установления новых источников поступлений, увеличения ставок налогов или расширения действующей базы налогообложения. Необходимо учит. действие нал. мульт-ра - коэффициент, показывающий, насколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) нал.платежей.MT = ΔY / ΔT = MRC / 1 – MRC
В соответствии со ст. 41 БК РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые (обязательные платежи физических и юридических лиц) и неналоговые доходы (платежи за пользование государственным имуществом и общегосударственными ресурсами), а также безвозмездные перечисления. Обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К налоговым доходам относятся: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени, возникшие в результате налоговых правоотношений. Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков. Ненал. поступл. – доходы от использования имущества, находящегося в собственности государства или муниципального образования; арендная плата за сдачу во временное пользование государственного или муниципального имущества; дивиденды по акциям, находящимся в собственности государства или муниципального образования и др. К безвозмездным поступлениям относятся дотации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов. Класс. доходов по др. признакам: 1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные (непосредственно поступают в определенный бюджет) и регулирующие (налоги распределяются в соответствии с бюджетным законодательством различные бюджеты в определенной пропорции).
2. По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
3. В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;
4. По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС и т.д.).
6. В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местного бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).
Путями укрепления доходной базы бюджетов всех уровней являются: экономическая и финансовая стабилизация (при динамично развивающихся главных отраслях хозяйственно-экономического комплекса в целом, в масштабах всей страны и каждого региона в отдельности); стимулирование инвестиционной активности (При направлении инвестиций в больших объемах с участием зарубежных и российских инвесторов в дотационные регионы); увеличение доли накопления в валовом региональном продукте (ВРП) и в валовом внутреннем продукте (ВВП) в целом, проведение активной работы контролирующих органов налоговой службы по выявлению юридических и физических лиц, укрывающих истинные размеры доходов от налогообложения.
Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Экономическая классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Данная классификация предполагает дифференциацию расходов по хоз. признакам или произв. элементам: 1. текущие (обеспечение текущих потребностей): расходы на товары и услуги, выплаты процентов, субсидии и текущие трансфертные платежи. 2. капитальные – бюджетные средства, направляемые на капитальные вложения в основные средства, создание государственных (муниципальных) запасов, приобретение земли, нематериальных активов и др.(ст. 22 Бюджетного кодекса РФ). Экон. классификация состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.
I. Общие расходы и кредитование минус погашение (II + V)
II. Общие расходы (III + IV)
III. Текущие расходы (Расходы на товары и услуги Выплаты процентов Субсидии и др. текущие трансф.платежи)
IV. Капитальные расходы (Приобр. осн. капитала Приобр.т. для созд. запасов Приобр. земли и нма Капитальные трансферты)
V. Кредитование минус погашение (внутр. и внеш. займы)
Функциональная классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций гос-ва:
По своему функциональному назначению государственные расходы могут быть объединены в четыре группы:
1. общегосударственные расходы: расходы на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка и т. п.;
2. расходы на общественные и социальные услуги: расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, СМИ, культуру и т. п.;
3. расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью: расходы на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, затраты на государственную поддержку сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты и др.;
4. расходы на прочие функции: выплаты процентов и расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, трансферты общего характера, передаваемые другим государственным органам.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в рамках Ведомственной структуры расходов федерального бюджета, устанавливающей распределение расходов федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета. (ст. 24 БК РФ). Перечень ведомств - министерств, иных ведомств РФ (государственных комитетов, государственных служб, государственных надзоров и др.) устанавливается специальным ФЗ.
Основными направлениями сокращения бюджетных расходов являются следующие: сокращение затрат на оборону; снижение расходов на содержание аппарата органов государственного управления; повышение эффективности и определение приоритетности направлений расходования бюджетных средств; уменьшение непроизводительных расходов на дотации отдельным отраслям; сокращение количества государственных программ и их рассредоточение во времени; снижение расходов по обслуживанию государственного долга; налаживание контроля за расходованием бюджетных средств.
Предоставление региональным и местным органам власти реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами, должно основываться на следующих условиях:
1) четком разграничении на основе количественного анализа и единых принципов, расходных полномочий между органами власти и управления разных уровней, в максимально возможной степени сократив сферу совместных (пересекающихся) полномочий;
2) обеспечении самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами соответствующих бюджетов;
3) сокращении, а в перспективе — полной ликвидации «нефинансируемых федеральных мандатов» (когда точно не указано и полномочие, и уровень его реализации, и источник финансирования)
Дефицит – сложная финансово-экономическая категория, отражающая пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства.
БД – превышение расходов над доходами и соответствующую потребность в дополнительных источниках финансирования расходов государства.
Причины БД могут носить различный характер (финансовый, экономический, политический):
•спад в реальном и финансовом секторах экономики;
•нестабильность денежно-кредитной системы;
•нестабильность цен мирового рынка;
•неэффективность реформ и проводимой политики;
•чрезвычайные расходы;
•раздутые военные и социальные расходы;
•необеспеченный выпуск денег;
•значительный оборот в теневой экономике и т.д.
Источники финансирования дефицита ФБ.
Внутренние:• рублевые кредиты банков;• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;• поступления от продажи имущества, находящегося в госсобственности;• сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;• изменение остатков на счетах по учету средств федерального бюджета.
Внешние:• госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.