Паспорт программы.
Цель программы | Воспитание интереса и любви у детей к культуре и традициям русского народа. |
Задачи программы | Развивать у старших дошкольников интерес к культуре и традициям русского народа его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Обогащать знания старших дошкольников о культуре и традициях народа. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством нашего народа, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё. Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному селу. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родное село красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к традициям нашего народа, села. |
Участники программы | Воспитанники, воспитатели, родители. |
Направления реализации программы | Работа с дошкольниками, родителями, педагогами и работа над предметно-развивающей средой. |
Принципы реализации | 1. Принцип энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции, культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности. |
Ожидаемые результаты | Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к русским традициям, к традициям своей семьи. Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности. Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села. Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников. |
Актуальность программы.
|
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
|
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Взаимосвязь программы с целями и задачами ДОУ.
Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к селу, где он родился, чувство восхищения родным селом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Одной из задач нашего детского сада является развитие у дошкольников представлений о человеке в истории культуры, любви семье, к родному селу, родному краю, окружающей природе.
Цель обобщения опыта: создание целостной системы работы педагога в группе, направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения в контексте воспитательно-образовательной работы.
Новизна, актуальность, оригинальность идеи.
|
Методами сбора информации для создания программы являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анализ проведенной работы.
Новизна идеи состоит в том, что программа «Краеведческая» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, к культуре и традициям народа. Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Объектом обобщения опыта, представленного в программе, система работы по формированию у детей представлений у детей о человеке в истории и культуре старшего дошкольного возраста. Предметом обобщения является организация краеведческого работы воспитателя в группе.
Работа по воспитанию любви к малой родине в рамках данной программы осуществлялась по четырём направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами и работа над развитием предметно-развивающей среды.