Месяц | Тема | Задачи | Формы работы с детьми | Взаимодействие с родителями | ||
Сентябрь | «Встреча с былиной» | 1.Сформировать у детей представление о былине, ее происхождении, авторстве, содержании. 2. Рассказать детям о том, чем отличаются былины от других литературных жанров, например, сказки. 3.Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам. | v Беседа «Что такое былина» v Чтение книги И.В. Карноуховой «Русские Богатыри» v Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей в книге. v Просмотр видеозаписи былины в исполнении гусляра. v Игра-имитация «Представим себя богатырями» v Рисование иллюстрации к понравившемуся эпизоду книги. v Д/и «Было, не было» | v Консультация для родителей «Как знакомить детей с былинами» | ||
Октябрь | «Былинные богатыри - славные защитники родной земли» | 1.Сформировать понятие о том, кто такой богатырь; кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали. 2. Воспитывать любовь к Родине; на примере былинных героев формировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности. | v Чтение былин “Болезнь и исцеление Ильи Муромца”, “Добрыня”, “Добрыня и змей”, “Алеша”, “Алеша Попович и Тугарин “ v Беседа по содержанию прочитанных былин. v Знакомство с пословицами и поговорками о богатырях. v Просмотр видеоролика “Богатырская сила”. v Рисование «Богатыри земли Русской»» v Лепка «Богатыри» v С/р игры «Три богатыря» v Прослушивание отрывка из музыкального произведения «Сражение Ильи Муромца с соловьём разбойником». | v Информационный стенд «Былину прочитаем, слепим, поиграем». | ||
Ноябрь | «Одежда русских богатырей» | 1.Познакомить детей с главным предметом одежды богатыря- рубахой, дать представление о символьном значении вышивки. 2. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание защищать тех, кто нуждается в защите и помощи. 3.Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей. | v Беседа с детьми на тему «Одежда русских богатырей» v Рассматривание иллюстраций с изображение одежды богатырей. v Рассматривание иллюстраций отдельных элементов вышивки. v Сл.игра «Скажи, чем отличается» v Сл.игра «Скажи, где находится узор» v Рисование «Богатырская рубаха» v Рисование символов- оберегов «Символ солнца», «Символ плодородия земли», «Символ воды» v Аппликация «Украшаем богатырскую рубаху узорами вышивки» v Конструирование из бумаги «Плащ» | v Создание словаря пословиц, поговорок и крылатых выражений | ||
Декабрь | «Доспехи и вооружение богатырей» | 1.Познакомить детей с доспехами и оружием богатырей, с их назначением. 2. Познакомить со значение новых слов. 3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. | v Беседа с детьми «Доспехи и вооружение богатырей» v Рассматривание иллюстраций с изображением снаряжения и доспехов богатырей. v Отгадывание загадок v Рисование, лепка: «Богатырское оружие» «Богатырь в доспехах» v Конструирование из бумаги «Щит и меч» v Игра-инсценировка с использованием атрибутов богатырей «Мы богатыри» v Д/ и «Что нужно богатырю», «Собери богатыря в дорогу». | v Изготовление макета «Богатыри», по сюжету современного мультфильма «Три богатыря» | ||
Январь | «Герои былин» | 1.Учить детей внимательно слушать былины, давать краткую характеристику героям былин (богатырям и их врагам). 2.Воспитывать желание быть похожими на русских богатырей. | v Познавательное занятие «Герои былин» v Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Садко в подводном царстве». и т.д. v Заучивание отрывков из былин. v Составление творческого рассказа на тему «Если бы я был богатырём» v Придумывание сказок о богатырях v Заучивание стихотворений «Герои былин» v Сл.игра «Какой» v Отгадывание и составление загадок о богатырях. v Аппликация «Портрет богатыря» v Беседа «Былинные кони» v Лепка «Богатырский конь» v Пальчиковая игра «Мы теперь богатыри» | v Совместное изготовление родителями и детьми объёмного богатыря «Мой богатырь» | ||
Февраль | «Отрицательные герои и их роль в сюжете былин» | 1.Охарактеризовать отрицательных героев, которые встречаются в сюжетах былин. 2.Воспитывать желание у мальчиков быть сильными, смелыми защитниками. | v Чтение былин, беседа об отрицательных героях. v Д/ и «Узнай по описанию» v Сл.игра «Скажи, какой герой» v С/р игра «Богатыри охраняют русскую землю» v Рисование «Змей Горыныч», «Соловей Разбойник», «Тугарин Змей» v Лепка «Змей Горыныч» v Конструирование из бумаги: «Змей Горыныч» | v Открытое занятие для родителей: «Русские богатыри». | ||
Март | Мир русских былин в картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1.Обобщить и упорядочить знания детей о былинных героях, через рассматривание картин художников. 2.Активизировать и обогащать словарь путем уместного употребления в речи фольклорного богатства родного языка. 3.Учить детей последовательно излагать свои мысли, при работе с картиной. | v Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова “Богатыри”. v Работа по картине: Как одет Илья Муромец? Как вооружён Илья Муромец? Какой конь под богатырем? и т.д. v Сл.игра «Продолжи предложение»-работа по картине. v Рассматривание картин: «Витязь на распутье», «Битва на Калиновом мосту» «Илья Муромец» -Рерих «Настасия Микулишна» Васильев (женщина богатырь) v Рисование «Мы художники»-рисуем свою картину с изображением богатырей. v Игра малой подвижности «Богатыри» v Прослушивание песни А.Н.Пахмутовой «Богатырская сила». v Игра-имитация под песню А.Н.Пахмутовой. | v Совместное творчество родителей и детей «Новая концовка былины» | ||
Апрель | «Богатыри в современных мультфильмах» | 1.Провести сравнительную характеристику между былинными богатырями и богатырями, изображаемыми в современных мультфильмах. 2.Закрепить знания детей о русских богатырях, через просмотр современных мультфильмов. | v Просмотр современных мультфильмов про богатырей. v Беседа по содержанию. v Игра с макетом «Богатыри» v Оформление коллекций из открыток, иллюстраций о русских богатырях. v Раскрашивание контурных изображений былинных героев. v Рисуем иллюстрации к понравившемуся эпизоду мультфильма | v Изготовление эмблем к предстоящей познавательной игре. | ||
Май | «Былина в гости к нам пришла». | 1. Обобщить знания детей об образе русских богатырей в былинах; 2. Учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей; 3.Воспитывать желание детей быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. | v Д/и «Узнай,о ком говорю» v Игра «Назови пословицы о богатырях и дружбе». v Конкурс рассказов на тему «Былинные герои» Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций. v Отгадывание загадок про богатырей. v Выполнение физических упражнений под музыку М.Мусоргского «Богатырские ворота» | v Познавательная игра для родителей и детей «Что? Где? Когда?» | ||