Cведения об авторах музыки и текста




Хора М.Парцхаладзе

«Яблонька»

Слова А.Максаева

Содержание:

1.Историко-стилистический анализ

1.1. Cведения об авторах музыки и текста……………………………3

1.2. Анализ поэтического текста………………………………………5

1.3. Сведения об изучаемом произведении…………………………...6

2.Музыкально-теоретический анализ

2.1.Форма произведения ………………………………………………7

2.2.Анализ мелодии ……………………………………………………7

2.3.Анализ метроритмических особенностей, темп………………….8

2.4.Ладотональный план ………………………………………………9

2.5.Анализ гармонического языка, фактура …………………………10

3.Вокально-хоровой анализ

3.1.Тип и вид хора, диапазон хоровых партий……………………...12

3.2.Тесситурные условия ……………………………………………..12

3.3.Звукообразование …………………………………………………13

3.4.Звуковедение ……………………………………………………...14

3.5.Дыхание…………………………………………………………….14

3.6.Дикция ……………………………………………………………..15

3.7.Строй ………………………………………………………………16

4. Исполнительский анализ ……………………………………………..20

Заключение…………………………………………………………………...23

Литература……………………………………………………………………24

 

Историко-стилистический анализ

Cведения об авторах музыки и текста

Мераб Алексеевич Парцхаладзе (1924-2008) - советский композитор, Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.

Значительное место в творчестве Мераба Парцхаладзе занимает музыка для детей (муз. сказки, хоры a cappella, песни, инструментальные пьесы). Среди других произведений: симфоническая поэма «Нестан» (по поэме «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, оркестровые сюиты «Лесные картины», «Таёжными тропами», «Прощание с Дерсу»; концерт для фортепиано с оркестром; струнный квартет, соната для скрипки и фортепиано; Пандурули № 1 и № 2 (для фортепиано); музыка к спектаклям драм. театра, к кинофильмам.

Творчество М. Парцхаладзе глубоко индивидуально, самобытно и современно. В этом секрет его долгого и радостного общения со слушателями. Огромное воздействие на будущего композитора оказывала природа Батуми и окрестностей. Грузия – богатый край с роскошной флорой, самобытными традициями. С ранних лет будущий композитор впитывал красоту и богатство музыки своего народа, лицезрел роскошь и буйство красок природы Кавказа, общался с замечательными и неординарными людьми. В музыке Мераба Парцхаладзе, любовь композитора к природе сохранилась на всю жизнь.

М. Парцхаладзе не «фотографирует» грузинскую народную музыку, не «занимает» у нее отдельные музыкальные фразы, а наполняет свои сочинения воздухом грузинского фольклора, своеобразной и неповторимой его напевностью. Своеобразна ладовая основа грузинских песен (различные виды диатонических ладов), их голосоведение, сильно отличающееся от традиционного европейского и допускающее параллельное движение голосов: сам состав аккордов, среди которых много нетерцового строения (состоящих из кварт, квинт, секунд). Особенностью грузинской народной музыки является многоголосие: двух-, трех- и четырехголосие. Трехголосие является основой традиционной грузинской музыки: на фоне баса мелодию развивают два верхних голоса в различных сочетаниях.

Из огромных богатств народного песенного творчества композитор отбирает самые характерные, легко запоминаемые и легко воспринимаемые элементы (например, своеобразные «жесткие» вертикали грузинского многоголосия; каденций, в которых все голоса сходятся в унисон; характерные мелизмы).

Хоры М.Парцхаладзе занимают особое место в творчестве. Композитор очень глубоко чувствует природу этого жанра, блестяще сочетая национальный грузинский колорит, черты естественного народного многоголосия с техникой современного хорового письма. Таковы его "Джвари" и "Ночь" (слова М. Квливидзе), "Февраль или май?" (слова Т. Эри-стави), "Озеро" (слова Б. Купаташвили), "Дерево" (слова 3. Молашхиа) и другие произведения для хора.

Большое внимание композитор уделяет детской музыке (склонность к хоровой музыке и пению a'cappella ярко проявилось и в этом жанре). Многие пионерские хоровые коллективы и студии, такие, например, как хор Института художественного воспитания Академии Педагогических наук, детская хоровая студия "Пионерия", хоровая студия "Весна", Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, хор из Болгарии "Бодра смяна" и другие коллективы с успехом исполняют его произведения, среди них — вокализ "У Вечного огня", хор "Море спит" (слова Л. Кондратенко), "Утро Отчизны" (слова В. Татаринова), "Весна" (слова В. Семернина), "Горы" (слова Э. Джгамадзе) и, конечно, «Яблоня» на слова А.Максаева.

Александр Васильевич Максаев (1930 —1991) - русский поэт. Первая книга «Щедрость» вы­шла в 1965 г. в Москве, где А. Максаев провел молодые годы и откуда вернулся в Волгоград в конце 60-х годов. Лирика А,Максаева насыщена многочисленными приметами казачьего быта, знанием психологии и истории коренного населения донской и приволжской степи. Это особенно видно в поэмах «Мать-дубрава», «Федор Подтелков», «Степанида», «Гололед», «Кондрат Булавин», «Степняк», «Старый окоп», «Кони-годы», «Хмель-омут», «Враги». Автор книг «Игрища» (1966), «Солнце в лемехах» (1973), «Новолунье» (1989) и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: