КГБУСО «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА»




ПРОЕКТ «НОВЫЙ ДРУГ»

ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА БАЗЕ

КГБУСО «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА»

 

В Филиале Центрального района КГБУСО «Комплексного центра социального обслуживания населения города Барнаула» работа с молодыми людьми с ограниченными возможностями началась более 10 лет назад с создания группы «Дружные ребята».

Для того чтобы инвалид чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Самооценка - ценность, которая припи­сывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Инвалиды с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся с людьми. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны людям с заниженной самооценкой. У таких инвалидов очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидной необхо­димость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории людей.

В настоящее время в центре ведется работа проекта «Дружные ребята» - на занятия еженедельно приходит 35 молодых людей с ограниченными возможностями, они разделены на 5 групп, которые сформированы по уровню психического развития ребят и психологической совместимости.

Работа с молодыми людьми строится из двух больших блоков (учебный год и летний период).

В учебном году занятия групп проходят один раз в неделю, по следующей схеме:

Занятие в творческой мастерской (30-60 минут) по программе «Разноцветная жизнь».

Помимо традиционных видов творческой деятельности, таких как рисование и лепка из пластилина, ребята мастерят кукол из кусочков ткани, создают цветы из ватных дисков и собирают бусы из макарон.

Цель занятий – за работой обсудить тревожащие их проблемы, обменяться новостями, пообщаться в дружеской компании.

В феврале 2015 года началось освоение новой техники работы – рисование цветным песком!

 

 

Новым направлением в работе с молодыми людьми с ОВ является занятия на игровой приставке «X-Box».

На этих занятиях у ребят развивается внимание, координация движений, чувство ритма и умение владеть своим телом.

В настоящее время среди ребят проводится турнир по игре «Kinect Adventures ». Цель турнира: набрать наибольшее количество очков в каждой номинации.

 

После активных занятий следует посещение сенсорной комнаты, что способствует снятию физического и эмоционального напряжения.

К памятным датам календаря

проводятся мероприятия: «Я-джентльмен», «А ну-ка девушки», «Новый год идет!». Особо хочется отметить дискотеки «Взрыв эмоций», проходящие раз в квартал. Ребята танцуют под знаменитые хиты, показывают свое мастерство в современном и бальном танце.

 

 

С целью социализации ребят в современном обществе, приобщение их к культурной жизни города организуется посещение театров, кинотеатров, музеев и выставок.

В летний период проходит реализация проекта «Социальный туризм», что включает в себя организацию 5-7 выездных мероприятий за сезон. Выезды однодневные в другие города:

- Новосибирск 2013 год – посещение Кондитерской фабрики и Ботанического сада

- Новосибирск 2014 год – экскурсия в Краеведческий музей, Центр русско-японской культуры «Хоккайдо» и Новосибирского метрополитена

- Город-Курорт Белокуриха – экскурсия на гору Церковка, посещение аквапарка «Беловодье».

Выезды на природу с целью расслабиться, отдохнуть от шумной суеты города, пообщаться с друзьями, посетить экскурсии, получить заряд хорошего настроения на целый год! Некоторые места ребятам настолько понравились, что их посещение стало обязательным в разработке летней программы!

Самое ответственное в реализации проекта «Социальный туризм» - это организация трехдневных выездов. Для каждого такого мероприятия составляется отдельная программа на всю поездку, которая включает в себя творческие занятия, зарядку по утрам, экскурсии, психологическую разгрузку, дискотеку и многое другое.

За последние три года группа «Дружные ребята» совершили путешествия в Горный Алтай (Чемал, Манжерок, Горная Катунь), на Телецкое озеро (экскурсии на водопад Корбу, Серебряный источник), в Горную Колывань (экскурсии на озера Белое, Колыванское, Моховое).

 

 

В рамках патриотического воспитания в конце апреля 2015г. состоялась акция «Спасибо за Победу!». Ребята, совместно с волонтерами-кинологами, провели субботник около площади Победы, чтобы подготовить наш родной город к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

В марте 2015 года началась реализация проекта «Новый друг», направленного на повышение самооценки и снижения уровня тревожности у молодых людей с ограниченными возможностями методом канистерапии.

Вид анималотерапии с использованием собак получил название канистерапии. Главной причиной, почему именно собака оказывает такое благотворное действие, является ее отличительная черта - преданность. Часто именно собака должна заполнить существующий в жизни человека вакуум общения. Животное выполняет функцию психологического замещения, восполняя собой отсутствие близкого человека. Кроме того, она всегда рада общению с человеком. Ей не важно, какая у него внешность, психологическое здоровье, наличие инвалидности, ее приводит в восторг сам факт его существования и возможность находиться рядом с ним. Это выгодно отличает собаку от отношения людей, которые всегда оценивают друг друга. Ее тяга к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой.

И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети, и молодые люди с ограниченными возможностями, испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлению эмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, в ней видится только то, что хочется видеть, - сопереживание. Кроме того, собаки используются в терапии чаще других животных, так как они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются. Например, 95 процентов животных, используемых в психотерапии в США, составляют именно они. Такая популярность объясняется также и тем, что собаки лучше выражают свои эмоции, чем другие животные, хотя и не всегда являются более эмоциональными. Терапевты говорят, что больному человеку зачастую легче сначала наладить контакт с собакой, существом дружелюбным, привязчивым и благодарным, принимающим человека таким, каков он есть. Затем постепенно возникает и доверие к терапевту, а без такого доверия лечение неэффективно.

 

Цель проекта – формирование у инвалидов адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей.

 

Задачами проекта являются:

1. Повышение самооценки;

2. Снижение уровня тревожности;

3. Формирование благоприятного психологического климата в группе;

4. Сплочение группы.

 

Проект рассчитан на 10 занятий по 60 минут. В группе 10 молодых людей с ограниченными возможностями, с заболеваниями, такими как: шизофрения, олигофрения, задержка психического развития.

Занятия проводятся педагогом – психологом совместно с волонтерами-кинологами Консультационного центра «Друг».

 

Каждое занятие строится по следующим блокам:

- ознакомительно-организационный блок: настройка ребят на занятие;

- коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы;

- аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.

 

Перед началом занятий для диагностики были использованы следующие методики:

- Методика «Лесенка» предназначалась для выявления системы представлений о том, как инвалид оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

- Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко использовалась для оценки успешности адаптации молодого человека с ограниченными возможностями в начале реабилитационных занятий, позволила достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы;

- Цветовой тест Люшера использовался для измерения психофизиологического состояния инвалида, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способностей.

Обязательными элементами каждого занятия являются ритуалы приветствия и прощания с собаками.

 

Подводя предварительные итоги нашего проекта, можно отметить положительные результаты.

У ребят повысилась самооценка, все реже в речи стали употребляться такие выражения как «Я не смогу», «Это сложно», которые заменились «Я попробую это сделать». Появились новые друзья – кинологи, которых ребята приняли в свою закрытую группу, научились доверять новым людям. Участники проекта расширили свои знания пород собак, их предназначение и особенности.

И, конечно же, непосредственное общение с собаками, которого ребята с нетерпением ждут каждую неделю! Хорошее настроение появляется еще до начала занятия. С энтузиазмом включаются в каждое упражнение, прорабатывают его полностью (по мере физических сил), стремятся к успешному его завершению.

Проект «Новый друг» позволил молодым людям с ограниченными возможностями открыть новый, удивительный мир крепкой дружбы и легкого общения с собаками и кинологами, мир, в котором тебя принимают таким, какой ты есть и любят тебя за это!

Список литературы:

1. Авторский проект «Город Солнца» / Н. Станишевская, Е. Паутова; ООО «Косультационный Центр «ДРУГ». - Барнаул, 2011.

2. Свободная энциклопедия – wikipedia.

3. Методика «Лесенка» https://testoteka.narod.ru.

4. Методика «Дерево» https://testmind.ru.

5. Цветовой тест Люшера https://psycabi.net.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: