Роль и место военной истории в системе подготовки офицера и в его последующей деятельности.





Изучать подвиги прошлого не имеет смысла без твердой веры в будущее. В этом, отнюдь не новом изречении, заключена истина, во многом обусловливающая необходимость изучения военной истории в учебных заведениях, готовящих офицерские кадры для Вооруженных Сил нашего Отечества.

История государства Российского - это вместе с тем и история его вооруженной защиты. Общеизвестно, что значение военной истории в учебном процессе военно-исторических заведений определяется прежде всего ее огромными познавательными возможностями. Для офицера знание военной истории составляет существенную сторону его общей и профессиональной подготовленности, неотъемлемую часть общекультурного развития. Необходимость изучения военной истории вытекает из той роли, которую исторический опыт играет в развитии всех областей современного военного дела.

Военно-исторические знания занимают особое место в формировании личностных, прежде всего, морально-боевых качеств будущих офицеров. Они активно помогают курсантам утвердиться в убеждении, что избранный ими путь самоотверженного ратного служения своему народу - путь единственно верный и необходимый Отечеству.

Изучение опыта военного строительства России, организации и осуществления ее вооруженной защиты может и должен стать неисчерпаемым источником исторического оптимизма будущих офицеров. Военная история свидетельствует, что в лучшие для духовного взлета Отечества времена и в наиболее мрачные для него годы самые благородные силы нации собирались в армии. Понимание этого позволяет формировать у будущих руководителей воинских коллективов тот мужественный идеализм в служении Отечеству, который традиционно был присущ лучшим представителям офицерского корпуса нашей страны на всех этапах ее истории. Именно это качество, базирующееся на знании военной истории, позволит офицеру успешно противостоять любым попыткам дезориентации, дезинформации, шантажа и шельмования в целях деформации сознания и измены воинскому долгу, как это происходило сравнительно недавно вокруг нашей армии.

В повседневной творческой деятельности военного руководителя все более важное значение приобретает его умение правильно ориентироваться в основных направлениях развития военного дела и умело использовать все возможности новейших средств борьбы для успешного выполнения поставленных боевых задач.

Практика свидетельствует, что сложные и ответственные задачи по обучению и воспитанию подчиненных, по поддержанию высокой боевой готовности и боеспособности войск требуют от офицера правильного понимания законов общественного развития, знания сущности и содержания войн современной эпохи, умения глубоко разбираться в диалектике форм и способов вооруженной борьбы.

Сложность и специфичность функциональных обязанностей, выполняемых офицерским ВС в мирное время, как и особая ответственность, возлагаемая на военных руководителей в ходе выполнения боевых задач, предъявляют повышенные требования к их морально-боевым и профессиональным качествам. Формирование этих качеств может быть успешным только при наличии у обучаемых прочной мировоззренческой основы, в создании которой военно-историческая подготовка представляет особенно благоприятные возможности. В частности, активным способом влияния на формирование научного мировоззрения обучаемых является раскрытие перед ними содержания основных методологических проблем военной истории. К таким проблемам прежде всего следует отнести определение объекта и предмета, структуры, функций и границ военной истории, анализ общих свойств ее предмета, ее соотношение с другими общественными и специальными науками, характеристику принципов взаимных связей отдельных частей и сторон военно-исторической науки, рассмотрение их субординации и координации, раскрытие содержания, закономерностей и общих положений военной истории, а также их роли по отношению к ее особенным и частным положениям.

Раскрывая в процессе преподавания военной истории содержание ее предмета, преподаватели показывают, что при изучении специфических сторон войны эта наука базируется на общефилософских положениях и выводах. Они учат курсантов рассматривать вооруженную борьбу, вооруженные силы как инструмент политики. В свою очередь, этот принцип ориентирует обучаемых на безусловное отстаивание интересов своего государства, на подход к решению любых вопросов военного строительства с точки зрения интересов защиты Отечества.

Раскрытие структуры военно-исторической науки в сочетании с историей гражданской защиты также может быть использовано в интересах формирования научного мировоззрения слушателей. В частности, закрепляемое ею разграничение двух областей исторических знаний и выяснение при этом их взаимосвязи и соотношения способствуют глубокому раскрытию характера, содержания не только вооруженной борьбы, но и войны в целом, помогают правильно понять ее законы и отдельные специфические стороны, уяснить принципы, категории и понятийный аппарат.

Таким образом, уже на первых занятиях по истории войн, военного искусства слушатели получают большие возможности для раскрытия и углубленного понимания соответствия законов материалистической диалектики реальным причинно-следственным связям природы и общества. Этим самым уже при первом знакомстве с предметом военно-исторической подготовки у обучаемых происходит закрепление и развитие тех основополагающих принципов мировоззрения вооруженного защитника Родины, содержание которых им излагалось в процессе изучения общественных дисциплин еще на первой ступени обучения в ввузах.

Военная история в целом позволяет раскрывать все конкретные формы, в которых могут проявляться основные законы материалистической диалектики, выступающие универсальной всеобщей связью в войне или в любой чрезвычайной ситуации, связанной с войной. Она дает возможность категории материалистической диалектики, являющиеся понятиями предельной степени общности, наполнить конкретным содержанием – знанием о развитии военных явлений и возникновении связанных с ними чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, при достаточно высокой познавательной активности слушателей и необходимой глубине изучения ими дисциплины стремление преподавателей к реализации ее мировоззренческих функций приводит к формированию в сознании обучаемых единой категориальной системы научного мышления военного специалиста. Это позволяет развивать творческие способности курсантов, учить их правильному подходу к анализу внутренней структуры войн, военных действий, чрезвычайных ситуаций военного времени, к выявлению специфики форм и способов вооруженной борьбы в конкретных исторических условиях.

Опыт показывает, что использование возможностей истории военного искусства для формирования научного мировоззрения будущих офицеров, начавшись с первой лекции, может быть успешно продолжено до завершения изучения дисциплины. На первом, начальном этапе, это проявляется в упорядочении, систематизации имеющихся у обучаемых отдельных понятий и представлений, носящих мировоззренческий характер. Постепенно, в ходе учебных занятий и самостоятельной работы, происходит количественное накопление сведений, образующих основу военного мышления офицера. В конечном счете под непосредственным активным воздействием преподавателей формируются именно те интеллектуальные умения и навыки, которые свидетельствуют о зрелости и прочности мировоззренческих позиций военного руководителя.

Исключительно важную роль военно-историческая подготовка играет в формировании политического мышления офицера. Прошлое, запечатленное на страницах истории, по существу является важным элементом нашего мировоззрения, позволяющего определить правильную позицию по самым жгучим проблемам современности. Передовые умы человечества во все времена отмечали, что знание истории не отягощает память, а делает человека более мудрым, способным, опираясь на опыт минувшего, решать проблемы сегодняшнего дня, приподнимать завесу над грядущим. Особенно плодотворной в этом отношении является военная история. Ее знание дает каждому возможность задуматься в частности над такими фактами: была Первая мировая война, была Вторая. Удастся ли предотвратить третью – самую немыслимую? Ведь если не поставить надежные барьеры на пути ее подготовки и развязывания, то вероятной альтернативой может быть отсутствие будущего для миллиардов людей на земле. Одним из важных факторов предотвращения возможности развязывания новой мировой войны является, как известно, упрочение оборонного могущества государства и повышение готовности Вооруженных Сил к предотвращению, а при необходимости и пресечению агрессии. Таким образом, понимание законов исторического развития, умение на основе анализа хода и исхода прошлых войн делать правильные выводы на будущее приводит курсанта к осознанному восприятию важности для сохранения мира той деятельности, которая ожидает его в войсках. Именно знание военной истории позволяет курсанту до конца оценить значение и взаимосвязь таких понятий, как мир, бдительность и боевая готовность. Основываясь на историческом опыте, они увереннее ориентируются и в современной обстановке, понимая, что если где-то полыхает война, тлеют очаги военных конфликтов, попираются законные права народов, то это грозит не только региональному, но и всеобщему миру чрезвычайными ситуациями глобальных масштабов. Именно военная история многократно свидетельствует: в случае обострения международной обстановки грани между политической борьбой и военным столкновением могут становиться очень тонкими, хрупкими, неустойчивыми, и в этом случае лишь чрезвычайная бдительность и высочайшая боеготовность смогут уберечь мир от катастрофы.

Повышая методологическую вооруженность будущих офицеров, военно-исторические знания вместе с тем активно помогают формированию у них высоких морально-боевых и политических качеств, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Раскрывая героическое прошлое нашего народа, особенно его боевые традиции, военно-историческая наука способствует повышению морального духа воинов, воспитанию у них патриотизма, она активно участвует в формировании морально-политического фактора – важнейшей составной части оборонной мощи страны.

В современных условиях особенно важно подчеркнуть роль военно-исторических знаний в патриотическом воспитании личного состава. Для того, чтобы неназойливо и действенно влиять на формирование сознания армейской молодежи, чтобы правильно и эффективно направлять ее военно-патриотическое воспитание, каждый офицер должен помнить, что наиболее уверенно гражданское становление человека происходит тогда, когда оно начинается с истории, с памяти о героическом прошлом Родины. И воспитатель, стремящийся к успеху в своем деле, должен уметь правдиво и честно раскрыть славную историю Вооруженных Сил Отечества, показывать и истоки мужества и героизма защитников Родины, не обходя трудностей и драматических страниц их деятельности в области гражданской защиты. При этом он должен умело, с позиций научной объективности показать, сколь дорогой ценой приходилось расплачиваться за волюнтаристские ошибки, догматизм в мышлении, за инерцию в практических действиях. Совершенно ясно, что в этом нелегком деле нельзя рассчитывать на успех, если у самого офицера-воспитателя будет отсутствовать четкая нравственная позиция, которая единственно может служить надежным компасом, обеспечивающим выбор методов и аргументов для анализа, объяснения и правильной политической оценки событий и фактов отечественной истории. Естественно считать, что формирование такой позиции должно происходить в ввузе. И военно-историческая подготовка курсантов в существенной мере призвана обеспечить этот процесс.

Опыт истории учит, если в мире возникают трудности, кризисные или предкризисные явления, ухудшение экономического положения, ослабление боеспособности вооруженных сил – сторонники агрессии становятся более жесткими и наглыми. И сегодня, в условиях напряженной внешнеполитической борьбы за поддержание военно-стратегического паритета на постепенно понижающемся уровне, политика предотвращения войны немыслима без поддержания высокой боевой готовности Вооруженных Сил России, их способности к пресечению любых посягательств извне на безопасность государства.

Таким образом, изучение опыта военной истории нашей страны позволяет офицерским кадрам уверенно находить свое место как в процессе реализации новых концепций внешней политики, так и воплощая в жизнь положения современной военной доктрины государства. Опираясь на опыт, каждый офицер будет в состоянии понять: пока в международных отношениях гарантии необходимости начатых позитивных процессов еще не сложились, все оборонное строительство в нашей стране должно быть ориентировано на качественные параметры – как в отношении техники, военной науки, так и командного состава ВС РФ.

Из сказанного следует, что роль и функции военно-исторической подготовки весьма широки и многообразны. Конкретно, в своей основе они сводятся к следующим:

- изучать и осмысливать ту часть общеисторического процесса, которая связана с войнами и чрезвычайными ситуациями военного и мирного времени;

- усвоить общественный военный опыт, имеющий теоретическое и практическое значение для обороны нашего государства, для развития современного военного искусства, теории и практики гражданской защиты;

- воспитывать новые поколения офицеров, а через них и всех воинов на героических, патриотических традициях защиты Родины;

- активно помогать офицерским кадрам в борьбе против всякого рода антинаучных домыслов, версий и лжетеорий в области военной истории, против ее использования в качестве средства идеологической борьбы;

- обеспечивать офицерскому составу возможность правильно понимать современную политику в области военного строительства и делать из нее правильные выводы для своей практической работы в Вооруженных Силах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, хочу привести слова известного военного теоретика Александра Андреевича Свечина: «В ряду военных наук история военного искусства…представляет собой тот фундамент, на котором создаются прочие военные дисциплины. Не уделяя достаточно внимания военно-историческому изучению, можно подготовить только ремесленников военного дела, не способных ни к сознательному творчеству, ни к приспособлению и опознанию переживаемой быстрой эволюции военного дела».

     

 

 

Список используемой литературы

1.Мудрагеля А.С. Научно-методологические основы военно-исторической подготовки слушателей и курсантов АГЗ. АГЗ МЧС, 2000.

2. Кургузов В.П., Мудрагеля А.С. Методические указания по изучению истории военного искусства. ВА им. Дзержинского, 1981.

3. Мудрагеля А.С., Федоренко В.Н. Основные категории и понятия истории военного искусства. АГЗ МЧС, 1998.

 

 





Читайте также:
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.018 с.