Определение и условия индивидуальной работы со случаем




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Обзор модели индивидуальной работы со случаем

1.1 Определение и условия индивидуальной работы со случаем

1.2 Общая модель деятельности социального работника

2 Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе

2.1 Ценности

2.2 Этические принципы

Заключение

Библиографический список

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из самых эффективных методов в психосоциальной работе является метод индивидуальной работы (социальная работа со случаем). Здесь социальный работник совместно с клиентом решает личностные и социальные проблемы «один на один». Проблемами в таких обстоятельствах, по преимуществу, являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.

Эта работа важна тем, что социальный работник должен осознавать не только нужды, но и права клиента, эмпантийно относится к личностному внутреннему миру клиента. Главное правило здесь является при призыве «помоги», соблюдать принцип «не навреди», т.к. в аспекте психики вмешательства должны быть крайне осторожны. Результатом такой работы желательно ставить осознание клиентом автономию воли клиента в решении социальных проблем, в принятии им самостоятельных решений, в раскрытии неосознанных резервов жизненных свойств и качеств клиента.

В данной работе будет описана общая модель индивидуальной работы со случаем и деятельность в ней социального работника. Акцент делается на апелляцию к свободе воли клиента, освобождение его жизненных установок от осознанных и неосознанных наклонностей к иждивенчеству, к желанию освободиться от самостоятельных решений в надежде на то, что за него есть кому подумать, с вытекающими отсюда последствиями неудовлетворения в складывающихся жизненных обстоятельствах, конформизме и неустройстве как внутреннего, так и внешнего благосостояния, сегодня необходима, что придает данной работе актуальность. Так же затронуты ценности и этические принципы социальной работы со случаем.

Целью работы является овладение теоретическими знаниями индивидуальной социальной работы и научение пользоваться данной теорией в практической деятельности.


ОБЗОР МОДЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫСО СЛУЧАЕМ

Определение и условия индивидуальной работы со случаем

В процессе развития психосоциальной практики оформляются подходы в индивидуальной социальной работе, получившие определение – социальная индивидуальная работа, или индивидуальная работа со случаем, которую можно определить как деятельность профессиональных социальных работников, основанную на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющую системные ценности, помогающую индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу.

Социальная индивидуальная работа имеет как общие, так и специфические черты. К последним можно отнести особенности работы с клиентом в процессе изменения, интервьюирование, заключение контракта, динамику взаимодействия с клиентом и сами модели работы.

Метод индивидуальной социальной работы, или социальной работы с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник решает личностные и социальные проблемы клиента. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются: эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т. п.

Ситуация «один на один» предполагает определенные специфические отношения между социальным работником и клиентом. В помогающем индивидуальном процессе планируется не только определенная процедура взаимодействий, но выдвигаются требования к ролям социального работника, определенным знаниям о клиенте, необходимым для работы в системе «один на один». Взаимодействие в индивидуальной работе со случаем происходит через систему последовательных действий. После того как между социальным работником и клиентом заключен контракт, начинает осуществляться система последующих действий.

Помощь, которую оказывает социальный работник клиенту, имеет договорной характер, так как стороны вступают в отношения, которые предусматриваются законодательством и имеют финансовую основу. Клиент может иметь право на бесплатное или платное социальное обслуживание, что регламентируется соответствующим законодательством. Таким образом, правовая база деятельности социального работника формирует основания для заключения контракта с клиентом в отношении реализации адекватной помощи в соответствии с функциями социальной службы.

С другой стороны, контракт для клиента несет определенную степень защиты, дает основание для иска в случае нарушения его прав, определяет его место в системе взаимоотношений с социальным работником. В индивидуальной практике социальной работы принято, что клиент, как и социальный работник, несет ответственность за процесс изменения ситуации, что он активный участник терапевтического процесса. Таким образом, социальный контракт в системе взаимодействия социального работника и клиента есть соглашение относительно взаимных обязательств, задач, целей и операциональных процедур, которые должны быть выполнены в процессе терапевтического контакта.

В практике социальной работы выделяют предварительные контракты, функция которых – ознакомить клиента с теми видами помощи, которые ему необходимы, чтобы помочь в дальнейшем решить трудную жизненную ситуацию. Исполнение данного контракта ограничивается определенными временными пределами, соблюдается принятие взаимных обязательств и обязанностей между сторонами.

Первичные и вторичные контракты основаны на оценке плана взаимодействий, связаны с особенностями случая, оценкой действий и планированием процесса интеракций. При заключении контрактов используют следующие принципы:

- потребности клиента имеют приоритетное значение, являются основанием для заключения контракта;

- социальный работник несет ответственность за оказание помощи клиенту. Основанием для оказания помощи и заключения контракта выступают определенные доказательства со стороны клиента, которыми могут быть наличие/отсутствие места жительства, статус, занятость, здоровье, возраст, финансы и т.д.;

- социальный работник несет ответственность за обслуживание, разъяснение возможностей социальных служб в оказании поддержки. Он обязан ознакомить клиента с условиями контракта: относительно задач, которые будут решаться, взаимных обязательств, средств и процедур, времени, необходимого и достаточного для изменения ситуации клиента, а также санкций, которые могут применяться со стороны социальных служб;

- контракт должен быть сформулирован так, чтобы клиент мог получить достаточно большой выбор средств и ресурсов для решения своих целей и задач, и быть ясным для ограничения выбора касательно и тех проблем, не входящих в функции социальных служб;

- при заключении контракта используют принцип последовательного структурирования. Он заключается в таком подходе, при котором клиенты постепенно, по мере решения отдельных задач, расширяют область проблем, требующих вмешательства со стороны социального работника;

- контракт должен отражать не только специфику работы социальных служб, но и быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непредвиденным обстоятельствам клиента или членов его семьи. Некоторые вопросы могут быть сформулированы как гипотетические, требующие исследования в процессе терапевтического контакта.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: