Обучение ориентировке на листе бумаги




Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, например в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.

Во II младшей группе дети знакомятся с плоскостью (фланелеграф, плоскость стола, раздаточный материал на карточке). Начинают понимать, где у листа низ, где верх:

  • На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку.

Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ.

Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально.

2. Понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек-перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок.

Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

Работа с раздаточным материалом:

- Положи треугольник в левый верхний угол.

- Справа от треугольника положи круг.

- Справа от круга положи квадрат.

- Где находится круг относительно квадрата? (Слева)

- В каком углу находится квадрат? (Верхний правый)

В подготовительной группе уделяется время для работы на листе бумаги в клетку.

Последовательность обучения:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

  • Лист состоит из двух страниц.
  • Тетрадь состоит из листов.
  1. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
  2. Изучение клеточного и строчечного микропространства.

Воспитатель рассматривает с детьми лист с размеченными клеточками. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на листе. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции.

Замечание: некоторые дети вначале не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка «нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.

4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

— Продолжи узор.

В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (к безотрывному письму).

5. Рисование фигур по точкам:

Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:

  • Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок. (Аналогично — вертикальный.)

Замечание: дети проводят линии от руки без линейки.

Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.

6. Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно предложить детям нарисовать цифры и знаки, полезно знакомить детей со способами записывать решения арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей.

Замечание: работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы:

«Количество и счет» (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических задач, запись арифметических примеров и др.);

«Величина» (рисование отрезков разной длины, сериационных рядов и др.);

«Форма» (рисование геометрических фигур и др.).

Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать.

Усложнение заданий:

  • Задания по разгадыванию лабиринтов.
  • Моделирование обстановки.
  • Обозначение стрелками на схемах словесные направления движений.
  • Составление планов-схем, используя предметные и пространственные ориентиры.

Несформированность пространственных отношений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности. Сформированность у ребёнка пространственных отношений повышает результативность и качество его учебной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: