Основные цели Федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008г №294-ФЗ
В конце прошлого года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ). Ключевые новшества этого закона уже неоднократно обсуждались в средствах массовой информации. Заинтересованным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям оставалось лишь дождаться 1 июля 2009 года, когда должны были вступить в силу основные положения Закона № 294-ФЗ.
Однако неожиданно для многих законодатели решили ввести Закон № 294-ФЗ в действие досрочно. С этой целью в исключительно сжатые сроки был принят Федеральный закон от 28.04.2009 № 60-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 60-ФЗ), согласно которому основная часть Закона № 294-ФЗ вступила в силу с 1 мая 2009 года.
Большинство средств массовой информации расценило этот шаг как подарок законодателей бизнесу. Не пытаясь оспаривать эту точку зрения, обратим внимание на все существенные моменты Закона № 60-ФЗ, в том числе и те из них, позитивный характер которых для бизнеса не вполне очевиден.
Поправки, внесенные в часть 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, дополняют перечень видов контроля, на которые не распространяются положения данного Закона, контролем за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В первоначальной редакции Закона № 294-ФЗ этот вид контроля подпадал под установленные данным законом ограничения. Теперь же Росфинмониторинг и его территориальные органы выведены из сферы действия Закона № 294-ФЗ. Впрочем, данная поправка актуальна не для всех участников предпринимательской деятельности, а только тех из них, чья деятельность подлежит контролю в соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
|
Часть 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ определяет перечень видов контроля, особенности проведения которых (в том числе в части оснований проверок и сроков их проведения) могут устанавливаться другими федеральными законами. С 1 мая 2009 года к таким видам контроля дополнительно отнесены:
· государственный контроль регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним;
· контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
· контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса.
Указанные выше поправки не слишком осложнят жизнь большинства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, совершенно очевидно, что они направлены на защиту интересов контролирующих органов, а не бизнеса.
|
Следует также отметить, что в отношении целого ряда положений Закона № 294-ФЗ сохранен прежний срок вступления в силу - с 1 июля 2009 года. К ним, прежде всего, относятся положения, так или иначе связанные с представлением уведомлений о начале предпринимательской деятельности, предусмотренным статьей 8 Закона № 294-ФЗ. В их числе:
· пункт 6 статьи 3, провозглашающий принцип недопустимости требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Законом № 294-ФЗ отдельных видов работ/услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
· статья 8, определяющая правовой статус уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
· пункт 3 части 8 статьи 9, согласно которому основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-х лет со дня начала осуществления юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления);
· пункт 1 части 3 статьи 12, согласно которому выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица/индивидуального предпринимателя.
|
В остальной части поправок в Закон № 294-ФЗ (проведение плановых проверок не чаще одного раза в три года, ограничения на проведение внеплановых проверок и прочее) Федеральный закон от 28.04.2009 № 60-ФЗ, несомненно, соответствует интересам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые избавились от избыточного внимания огромной армии проверяющих всех мастей на целых два месяца раньше, чем рассчитывали.
Особенности организации АСДНР в зонах стихийных бедствий, радиоактивного и химического заражения.
Особенности организации и выполнения асднр при радиоактивном заражении
Радиоактивное заражение может являться следствием аварий на радиационно-опасных объектах, транспортных средствах, имеющих ядерные энергетические установки или перевозящих радиоактивные вещества.
В зависимости от условий и характера развития аварийных ситуаций, связанных с выбросом радиоактивных веществ, загрязнения территории или природной среды могут быть локальными (местными), массовыми и глобальными. Локальными (местными) называются загрязнения, распространяющиеся в пределах отдельного цеха (здания) или территории в пределах промышленного предприятия. Эти загрязнения представляют опасность преимущественно для персонала объекта.
Массовые и глобальные возникают при общей аварии с разрушением активной зоны. При этой аварии радиоактивные загрязнения распространяются на большие расстояния и затрагивают не только производственный персонал, но и население и животный мир на значительном удалении от места нахождения источника загрязнений (за счет переноса радиоактивных частиц и аэрозолей радиоактивными облаками по ветру).
С целью обеспечения безопасности работы личного состава при радиоактивным загрязнением территории, определяются границы следующих опасных зон:
- зона жесткого контроля с уровнем радиации 3-5 мР/ч и годовой дозой 5-10 бэр;
- зона временного отселения с уровнями 5-20 мР/ч и дозой 10-40 бэр в год;
- зона отчуждения с уровнями свыше 20 мР/ч и дозой более 40 бэр в год.
В зонах радиоактивного загрязнения выполняются мероприятия по радиационной защите:
- дозиметрический контроль людей и загрязненности объектов;
- защита водоисточников, пищевого сырья и продовольствия;
- защита сельскохозяйственных животных;
- ограничение допуска на загрязненную территорию;
- дезактивация территории дорог, сооружений, техники;
- санитарная обработка людей;
- сбор, вывод и захоронение радиоактивных отходов и загрязненных предметов.
При радиоактивном загрязнении необходимо:
- привести в готовность к работе необходимые технику, приборы, средства защиты;
- изучить (повторить) с личным составом сигналы оповещения и действия по ним;
- изучить порядок работы с приборами и использования средств защиты;
- следовать мерам безопасности.
Особенности организации и выполнения асднр при авариях на химически опасных объектах
К химическим авариям относятся техногенные происшествия на химически опасных объектах, сопровождаемые проливом или выбросом опасных химических веществ, способные привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья, кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или к химическому заражению окружающей природной среды.
Отличительной особенностью аварий и катастроф на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ является то, что при высоких концентрациях этих веществ поражение людей происходит в малые сроки.
Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ при авариях на химически опасных объектах является спасение в короткие сроки людей на аварийном объекте и в зоне заражения, локализация источника заражения, подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия факторов, опасных для жизни и здоровья людей, экологии и препятствующих ведению спасательных и других неотложных работ.
Основными требованиями к организации и технологиям ведения АСДНР в этих условиях являются:
- организация и проведение работ в короткие сроки, обеспечивающие розыск, оказание помощи и выживание пострадавших;
- применение способов и технологий, соответствующих сложившейся обстановке, обеспечивающих быструю локализацию источника заражения и снижение на этой основе масштабов заражения, количества пострадавших и экологического ущерба;
- достаточная надежность и эффективность работ по обеззараживанию местности, проливов и парогазовой фазы АХОВ;
- безопасность применяемых способов и технологий для спасателей и окружающей среды.
Аварийно-спасательные работы при авариях на химически опасных объектах включают:
поиск пострадавших, извлечение их из поврежденных, горящих, загазованных, зараженных АХОВ сооружений и зданий;
оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в медицинские учреждения;
вывод (вывоз) населения из зоны заражения в безопасное место;
локализацию источника заражения;
локализацию, подавление или снижение до минимально возможного уровня возникших поражающих факторов, препятствующих ведению аварийно-спасательных работ;
обеззараживание территории, зданий, сооружений и техники;
санитарную обработку населения, попавшего в зону заражения, а также личного состава подразделений и формирований, действовавших в зоне заражения.
Неотложные работы при ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте проводятся с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания помощи пострадавшему населению, создания минимально необходимых условий для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
АСДНР при авариях на химически опасных объектах должны проводиться круглосуточно, посменно до полного завершения.
Непрерывность работы достигается рациональной их организацией, твердым управлением, своевременным маневром силами и средствами, полным обеспечением необходимыми средствами индивидуальной защиты, а также обеззараживающими веществами и другими необходимыми материально-техническими средствами, своевременной заменой подразделений и спасателей с учетом установленных режимов работы в условиях заражения АХОВ.