Сценарная разработка урока литературы А.И. Дьяконовой




Сюжетно-деятельностные технологии орагназации понимания текста на уроках литературы.

Сценарная разработка урока литературы А.И. Дьяконовой

(на примере сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка»)

После такой проработки уже составляется сам сценарий с точным определением структуры, целей, системы заданий, способов организации коммуникации, модели исследования, и, самое главное, тактов сборки и рефлексии.

В качестве целей, в соответствии с ФГОС ООО, были выделены следующие:

Предметные: прояснить жанровые особенности сказки; определить роль метафоры для понимания литературного произведения; разрушить стереотипное представление о литературных сказках, как произведениях исключительно для младшего школьного возраста; вписать «Русалочку» Г.Х. Андерсена в рамки литературной традиции (фольклор, литература XIX века, мультипликация XX века);

Метапредметные: создать условия для формирования таких мыследеятельностных способностей как способности понимания, рефлексии, схематизации, диалога; коммуникации.

Личностные: инициировать прояснение картины мира на основе ее исследования; сформировать ценность нестереотипного отношения к литературным произведениям и проектного и деятельностного способа познания и преобразования мира

· Схема этапов работы

1.Формирование цели и смысла деятельности исследования и разработка мотивации к нему. Пятиклассникам предлагается открыть тайну произведения «Русалочки», о которой мало кто знает, на основании вдумчивого чтения сказки и сравнительного исследования текстов и знакового оформления картины мира основных персонажей, а также поиска ключа к пониманию внутреннего мира Русалочки.

2. Продумывание способов организации коммуникации в группах (разделение на мини-группы) и нормировка работы в группах.

3. Воссоздание образа русалок на основе отрывков из двух художественных текстов. 1 группа – М.Ю. Лермонтов «Русалка»; 2 группа – А.Н. Толстой «Русалка» из цикла «Русалочьи сказки». В процессе общего обсуждения найти ответ на вопрос: «Как заданы в культуре русалки?»

4. Схематизация картины мира персонажей сказки «Русалочка» Задача: нарисовать подводный и надводный мир глазами русалок и других жителей моря. 1 группа – подводный мир; 2 группа - надводный мир. В процессе общего обсуждения ответ на вопрос: «В чем схожесть и в чем различие этих миров?»

5. Раскрытие взгляда Русалочки на устройство мира посредством сопоставительного анализа цензурированного и полного вариантов текста диалога Русалочки с бабушкой. Исследование различий.

6. Открытие «тайны» Русалочки. Задача по группам: зарисовать, каким видит мир Русалочка, и выделить принципиальное отличие ее видения мира. В процессе общего обсуждения искать ответы на вопросы: «Что поняли сестры, почему они плачут? Известна ли сестрам «тайна» Русалочки?»

7. Сюжетно-коммуникативная ситуация - личностное осмысление сделанного открытия в собственном творческом действии. Задание по группам: на основе вашей схемы картины мира Русалочки, создайте знак и постройте диалог, в котором вы сможете открыть сестрам истину о Русалочке. В процессе диалога (роль сестер берет на себя учитель) дети пытаются переубедить русалочек в том, что их сестра не погибла, и что жертвы их не напрасны, так как она обрела ценность, большую чем известная им жизнь.

8. Рефлексия. Общее обсуждение ответа на вопрос: «Удалось ли вам переубедить сестер Русалочки?».

9. Домашнее задание. Написать эссе на одну из тем: 1. В чем тайна «Русалочки»? 2. Понял ли Уолт Дисней смысл сказки Г.Х. Андерсена? 3. Что отличает сказку Г.Х. Андерсена от других сказок про русалок?

Что удалось в результате сделать на основе так построенного сценария?

С точки зрения предметной удалось обеспечить а)развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; б)формирование навыков проведения лексического анализа слова и многоаспектного анализа текста; в) создать условия для обогащения активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения в процессе совместного обсуждения текстов.

В метапредметной сфере занятие позволило инициировать развитие навыков осмысленного чтения; аргументированного высказывания, осознанного использования речевых средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. У учащихся появился опыт создания, применения и преобразования знаков, символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач; освоения норм сотрудничества, а также опыт исследовательской и творческой деятельности.

Наибольшей эффект в соответствии с основной целью занятия удалось получить именно в личностной сфере: как с точки зрения развития способности самоопределения и формирования целостного мировоззрения, так и с точки зрения развития и компетентности в решении этических проблем на основе личностного выбора, формирования осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развития эстетического сознания на основе исследования художественных текстов в пространстве живого диалога.

Сравнительный анализ ответов учащихся, которые просто прочитали сказку, и учащихся, которые участвовали в исследовании старого текста в коммуникативной ситуации, показывает, что последние преодолели стереотипное отношение к сказке как к развлечению. Более того, они научились аргументировать свое понимание смысла сказки в опоре на художественные детали. Приведем небольшой фрагмент дискуссии, в которой учащиеся спорят, отвечая на вопросы педагога. Соответственно, Катя - одна из активных участниц коммуникативной ситуации; и Володя, который прочел сказку дома с мамой.

- Почему, потерпев неудачу с принцем, Русалочка не соглашается вернуться в подводный мир? Что она выбирает? (Учитель).

- Русалочка бестолковая, она слишком влюблена в принца и не может трезво оценить ситуацию. Ей нужно было пойти с сестрами (Володя)

- Русалочке очень нравился принц, но она еще больше хотела стать человеком и обрести бессмертную душу, поэтому она не соглашается на призыв сестер, хотя она их очень любит (Катя)

- Чем заканчивается сказка? Что хотел сказать Андерсен такой концовкой? Как вы поняли, что произошло с Русалочкой?

-Вообще ничего не понятно, конец трагический, сказки не должны так заканчиваться (Володя).

-Получается, что Русалочка не стала пеной, а превратилась в воздушное существо. Г.Х Андерсен хотел сказать, что она получила человеческую душу, потому что поступила как настоящий человек. Конец вовсе не трагический, он даже счастливый, потому что Русалочка получила то, что больше всего хотела (Катя).

С нашей точки зрения, высказывания Кати свидетельствуют об освоении новых ценностных ориентиров; возможностей понимания художественного текста и позиции героя.

Таким образом, можно видеть, что сюжетно-деятельностные технологии сценирования ситуаций понимания сказки и поступков его героев на занятиях литературой (знаково-символическое действие, прорисовка мира, проектирование диалога с героями) позволяют распознать глубинные смысловые пласты произведения и замысла автора о нем и создать условия для прояснения собственной картины мира. Важную роль в таком сценарии играет выстраивание герменевтического контекста или культурного ряда, задающего более яркие возможности прочтения авторской позиции и раскрытия художественных особенностей текста.

1. Литература.

2. Пропп В.Я.. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа.) Комментарии Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой. Составление, научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. -- Издательство "Лабиринт", М., 1998. -- 512 с.

3. Ганс Христиан Андерсен. Полное собрание сказок и историй в одном томе. М.: Альфа-книга, 2014. -1056 С.

4. Брауде Л. Ю., Шиллегодский С. П. Сказки Г. Х. Андерсена в России.- В кн.: Ученые записки Лен. roc. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1959, т. 198, с. 280; Блюм А. В. "Новое платье короля" и царская цензура.- Детская литература, 1971, №2, с. 61.

5. Нестерова И. Из сказки слов не выкинешь: https://old.ekklesiast.ru/arhiv/2003/12_2003/04.htm

6. Ковалева Н.Б. Сценарный подход в обновлении содержания образования. // «Образовательные технологии XXI века. ОТ´11» 2011г. С. 131-135.

7. Ковалева Н.Б. Метапредметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. №11-12. С. 75-79.

8. Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.120-123.

9. Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования). М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 167 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: