Ораторское мастерство педагога




АНО ВО РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и педагогики

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

РЕЖИССУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

на тему:

«Ораторское мастерство педагога. Признаки хорошей речи, риторический инструментарий

(перечислить, проанализировать параметры)».

(экзаменационный вопрос № 53)

выполнила: студентка 4 курса группы 544-Н

очной формы обучения

Шитова Екатерина Александровна

Работа над рефератом оценена – «ОТЛИЧНО» ( почти ) 25.10.17. Обоснование данной оценки:

- своевременно найденный (очень хороший!) материал верно структурирован, оформлен почти по условленному образцу (из-за возникшего уважения и симпатии - я подправила), исчерпывающе раскрыта тема;

- однако, на ст. 6 СЛЕДУЕТ НЕПРЕМЕННО(!!!) РАСШИФРОВАТЬ, ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЖДОМУ ПОНЯТИЮ – «…строгое выполнение основных законов логики (тождества, не противоречия, исключённого третьего, достаточного основания)», - ДОРАБОТАН РЕФЕРАТ;

- !!!! ПРОПИСАТЬ ДАННЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, т.е. ДОРАБОТАТЬ РЕФЕРАТ до твёрдой «ОТЛИЧНО».

НАСТОЯТЕЛЬНО ПРОШУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

Грамотное изложение текста (использование «Ё», логичное построение фраз и т.д.), соблюдение стилистической этики – наиважнейший показатель уровня культуры, интеллекта человека, основная прерогатива специалиста с высшим образованием (привыкайте соответствовать!).

Рекомендации для получения ПОИСТИНЕ ТВЁРДОЙ «ОТЛИЧНО»:

ПОДГОТОВИТЬ УБЕДИТЕЛЬНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ на выправленном мной тексте вашего реферата, учтя мои рекомендации, т.е. ДОРАБОТАТЬ РЕФЕРАТ до твёрдой «ОТЛИЧНО». С уважением, Курсевич Н.И.

Москва

2017 г.

Введение.

Ораторская деятельность педагога — это завершённое развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определённой педагогической цели и логическом обосновании.

 

Современные тенденции развития образования требуют от преподавателя не только эффективных педагогических знаний, умений и навыков в деятельности, но и способности ярко выражать свои чувства, умело сочетать в своём мышлении и поведении логическое и образное, красноречиво и убедительно говорить, привлекать и удерживать внимание аудитории, владеть навыками невербальной коммуникации. Все это тесно связано с ораторским мастерством, без овладения которым не может состояться высококвалифицированный преподаватель.

Термин “ораторское искусство” (лат. oratoria ) - античного происхождения;

его синонимами являются слова “риторика” (гр. rhetorike), “красноречие” (рус.).

Риторика - ораторское искусство, теория красноречия.

Красноречие - способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант. Искусная речь, построенная на ораторских приёмах, ораторское искусство.

 

Выражение “ ораторское искусство ” имеет также несколько значений.

Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

 

Ораторское искусство — это искусство построения и публичного

произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

 

Ораторское искусство (педагогическая риторика) - это наука и искусство общения учителя, преподавателя и педагогического коллектива со школьниками, студентами.

 

Ораторское мастерство педагога

Педагогическая риторика рассматривает вопросы, связанные с развитием мотивации обучаемых, с творческим характером их деятельности. Она обеспечивает эмоциональный климат обучения и при помощи речевых средств управляет педагогическим процессом, в том числе решает задачи педагогического общения.

Предметом педагогической риторики является речевое мастерство преподавателя, являющееся средством как передачи учебной информации, так и общения с обучаемыми.

Речь преподавателя не только обслуживает обучение, но и является средством достижения его цели - развития речи учеников, студентов.

Ведь в теории педагогики и практике школьного и вузовского образования сложилось так, что никого - ни школьников, ни студентов - не учат специально речевой деятельности. В результате человек не может в словах и предложениях чётко выразить свои мысли. Об этом свидетельствуют контрольные и курсовые работы студентов, которые, кроме того, изобилуют синтаксическими и орфографическими ошибками. Об этом знают все преподаватели, но не обращают на это внимания, ибо считается, что на успеваемость, например, по физике или химии ошибки в правописании не влияют.

Чем объясняется такое положение? Почему многие люди не владеют культу-

рой речи? Все, очевидно, зависит от качества школьного обучения, в котором на это явно не хватает времени. В системе же высшего образования студентов не учат выступать публично. Студенты не любят (не умеют) выступать на семинарах, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственное мнение, стесняются говорить публично.

 

Задача преподавателя любой специальности - научить школьника, студента не только грамотно и правильно выражать свои мысли, но и делать это ярко, убедительно и красиво. Речь преподавателя призвана пробудить не только информационную любознательность, но и дать новое представление о предмете во всех его разновидностях – от научной логики до теоретического определения терминологического понятия.

 

Важнейшей функцией педагогической речи является её информативность. Из всех возможных способов передачи информации (с помощью жестов, мимики, пантомимы, зрительного контакта) речь - самое универсальное средство, так как она позволяет точнее всего передать смысл сообщения.

 

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

ü В ней речи не должно быть ничего спорного. В информационной речи любой вопрос находит своё разрешение при соблюдении двух основных условий:: - он 1) вопрос должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлинную правду и 2) не может вызывать спора: (верить или не верить и что делать).;

ü она Речь должна пробуждать вызывать пытливость. Характерная для информационной речи черта заключается в том, что она пробуждает любознательность слушателя. Если заранее не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, долг преподавателя поставить их.;

ü Речь должна удовлетворять запросам слушателя. Другая обязанность преподавателя заключается в ответе на все поднятые вопросы, который удовлетворил бы слушателя.;

ü Сообщение должно быть актуально, иметь непосредственное отношение к занятиям слушателей. Познавательная информационная речь должна убедить слушателей, что они не зря потратили своё время и внимание, прослушав её.

 

Педагогическая речь должна поддерживать интерес к преподаваемому предмету или дисциплине.

Внимание обучаемых появляется или исчезает в зависимости от наличия интереса к речи преподавателя.

Интерес — это направленность психической деятельности личности на какие-либо предметы, явления и события. Он стимулирует активность обучаемых. Отсутствие же интереса к речи преподавателя не только переключает внимание аудитории, например, на разговоры с соседями, раздумья над своими проблемами, но и отрицательно влияет на качество обучения. Вот почему перед преподавателем всегда стоит задача: вызвать интерес к свой речи, создать обстановку творческого подхода к изучаемому материалу с целью лучшего его усвоения.

Хорошая речь преподавателя является средством овладения “технологией”

профессионально-педагогического общения, выполняющего важную роль в познавательной деятельности учащегося (школьника, студента).

Обучение мастерству речи

Обучение мастерству речи надо начинать с построения и произнесения речи на конкретную и нужную аудитории тему (по формату учебного процесса). Это позволит преподавателю приобрести умение структурно и логически правильно построить будущую речь ещё до её произнесения. На основе этого умения - умения готовить и произносить речь на любую освоенную (знакомую) тему - человек достаточно легко приобретает ораторское мастерство, т.е. чем чаще и качественнее он практикует публичные выступления, он это делает, чем тем успешнее овладевает приёмами и методами завоевания аудитории, тем скорее складывается его речевое мастерство. Именно в осознанной, планомерной повседневной речевой практике, а не в повседневных спонтанных экспромтах человека с хорошо подвешенным языком формируется реальное мастерство оратора.

Эти Ораторские навыки приобретаются благодаря чтению готового текста вслух с записью на аудио- и видеокамеры, что позволяет оратору избежать орфоэпических и интонационных ошибок, даёт возможность слышать свой голос, а также видеть движения своего тела, работу рук и мимику лица.

 

Контакт с аудиторией

Контакт с аудиториейявляется важнейшей составляющей педагогической риторики. Он устанавливается, если оратор и аудитория положительно настроены друг к другу, если между ними существует полное взаимопонимание. Хороший контакт с аудиторией устанавливается, если преподаватель может склонить мысли и чувства слушателей на свою сторону, завоевать их доверие, вызвать готовность следовать его призывам, идеям и мыслям. Достигается это посредством слов и эмоций. С помощью слов преподаватель доказывает истину и убеждает тем самым аудиторию, а А с помощью эмоций показывает небезразличное к ней отношение, страстность и заинтересованную увлеченность.

 

Если же выступающий подчёркивает своё превосходство перед аудиторией, он не может рассчитывать на её благожелательность, рискует быть встречен холодностью, а по окончании занятия - неприязнью.

Вряд ли допустимо общение и при взаимном отрицательном отношении преподавателя и обучаемых. В таком случае оно обречено на депрессию и безнадёжность. При этом преподаватель выступает в роли выполняющего некую повинность, а слушатели начинают отвлекаться, разговаривать, заниматься посторонними делами. Это свидетельствует о неумении преподавателя заинтересовать аудиторию, об отсутствии контакта с ней и о его слабой подготовленности к занятию, об отсутствии доказательности его речи.

Хороший контакт с аудиторией устанавливается, если преподаватель может склонить мысли и чувства слушателей на свою сторону, завоевать их доверие, вызвать готовность следовать его призывам, идеям и мыслям. Достигается это посредством слов и эмоций. С помощью слов преподаватель доказывает истину и убеждает тем самым аудиторию.А с помощью эмоций показывает небезразличное к ней отношение, страстность и заинтересованную увлеченность.

Доказательность речи относится к содержанию выступления, и является основным признаком действенного устного выступления. Эмоциональность же дополняет доказательность речи и характеризует личность оратора. Для того чтобы речь была доказательной, оратор должен строго следовать законам логики, которые позволят расставить нужные акценты и убедить слушателей в истинности утверждений.

В соответствии с существованием логического и психологического мышления оратор должен воздействовать на разум и чувства слушателей:, с одной стороны, - логическим путём (через факты и доказательства), а с другой - психологическим путём, (ведущим через образы непосредственно к чувствам). Оба эти пути имеют убеждающую силу. При отсутствии как логического, так и эмоционального воздействия логики в процессе ораторской речи снижается её убедительность, выступление становится бессистемным и бессвязным, нарушается взаимопонимание и, следовательно, взаимодействие между оратором и слушателями.

 

Логичностиь речи способствуют: означает:

1) чёткуяю структурау устного выступления- (речь должна содержать вступление, основную часть и заключение);

2.) стройность и последовательность в изложении мыслей- (стройность означает взаимосвязь между элементами сообщаемой информации, а последовательность — определённый порядок изложения материала устного выступления);

3.) оратор должен хорошо знать и строгое выполнениеять основныхе законовы логики (тождества, не противоречия, исключённого третьего, достаточного основания – НЕПРЕМЕННО РАСШИФРОВАТЬ, ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЖДОМУ ПОНЯТИЮ).

 

Закон тождества. Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определённое, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления — его определённость — выражает закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а=а, где под а понимается любая мысль).

Из закона тождества следует: нельзя отождествлять отличающиеся в смысловом отношении различные мысли; нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Нарушение этого требования в процессе рассуждения, общения нередко бывает связано с нарушением понимания содержания речи, смыла озвученной мысли, с неверным толкованием различным выражением одной и той же мысли в языке.

 

Закон не противоречия. Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально логический закон не противоречия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них непременно необходимо ложно.

Закон исключённого третьего. Закон не противоречия действует по отношению ко всем несовместимым друг с другом суждениям. Он устанавливает, что одно из них непременно необходимо ложно. Вопрос о втором суждении остаётся открытым: оно может быть истинным, но может быть и ложным. Закон исключённого третьего действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений. Он формулируется следующим образом: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них непременно необходимо истинно: а есть либо b, либо не-b. Истинно - либо утверждение некоторого факта, либо его отрицание.

 

Закон достаточного основания. Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать её истинность, т. е. доказать её соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства, обосновать истинность своего утверждения. В противном случае обвинение будет необоснованным. Требование доказанности, обоснованности мысли выражает закон достаточного основания: всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть b, то есть и его основание а.

 

Эти законы действуют в любом рассуждении и в любом речевом процессе, обеспечиваяют убедительность выступления.

 

Эмоциональность речи

Наряду с логичностью речи должна быть и эмоциональность выступления, направленная на чувства слушателей.

Эмоциональность — это то, что окрашивает речь оратора, заставляет высказываемые им мысли глубже проникать в души и умы людей (она проявляет, выражает личное отношение говорящего к теме разговора).

 

Эмоциональности речи большое внимание уделяли ещё древние ораторы. Так, в “Риторике” Аристотель писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, который говорит с душой, употребляет выражения, присущие какому-либо его состоянию. “Стиль полон чувств, - писал Аристотель, - если он представляется языком человека гневающегося, раз дело идёт об оскорблении, и языком человека, негодующего и сдерживающегося, когда дело касается вещей безбожных и позорных, если о вещах похвальных говорится с восхищением, а о вещах, возбуждающих сострадание, - скромно; подобно этому и в других случаях”.

 

Мыслительная и эмоциональная сферы человеческой психики внутренне и органично слиты. Обучаемые не только слушают речь преподавателя, но и чувствуют её. Чтобы выступление было эмоциональным, необходимо видеть то, о чём говоришь.

Эмоциональной речь может быть и тогда, когда оратор сам испытывает те эмоции, которые хотел бы вызвать у слушателей. Ещё К.Д Ушинский отмечал: “Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши - не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования...”.

Равнодушие и безразличие никогда не вызовут отклика у аудитории. Только сочувствие, лёгкая взволнованность и сопереживание способны вызвать у неё соответствующий настрой.

 

Для выражения своих эмоций преподаватель может использовать богатство интонаций, жесты, позу и мимику, которые помогают лучше понять смысл разговора и отношение выступающего как к предмету речи, так и к собеседнику или аудитории.

Интонация (от лат. intono - громко произношу) - означает совокупность элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др.

Интонация передаёт настроение оратора, его отношение к высказываемому и к слушателям.

 

Что же касается жестов, то ещё Цицерон утверждал, что жесты иногда хорошо заменяли сложные логические рассуждения, влияя на чувства людей. Существует много разнообразных жестов и у каждого вида жестов свои условия и правила применения. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

 

Важна и поза оратора, передвижение его в аудитории в зависимости от её величины, состава слушателей и темы выступления.

 

Для повышения эмоциональности речи очень важна и мимика, выражающая душевное состояние говорящего. Чрезмерная серьёзность, занудливость,

скука, ироничность, злость и недоброжелательность на лице преподавателя действуют отталкивающе, вызывают неприязнь к нему, что сказывается на качестве воспринимаемого материала и на процессе обучения в целом.

 

В ораторском мастерстве большую роль играет голос преподавателя как элемент его речевого имиджа, как фактор воздействия на эмоциональную сферу слушателей.

Голос — индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. Голос характеризуется высотой и силой, (громкостью звучанияка), диапазоном голосовых регистров, тембром, мелодичностью.

 

Люди, в том числе и преподаватели, не уделяют достаточно внимания постановке голоса с тем, чтобы он был красивым, полётным, выносливым, с большим диапазоном, ласкал слух, способствовал эффективному восприятию информации.

Преподаватель всегда должен помнить, что его голосовые данные во многом способствуют или не способствуют успешному результату эмоционального воздействия, успешному обучению. Голос, его сила и тональность, тембр могут быть такими, что заставят большинство учащихся проникнуться студентов вздрагивать от восхищениемя, задремавших - очнуться от дремоты, а пытливых (подобно охотнику!) - устремиться вослед за мыслью преподавателя. Голос должен звучать по-разному на протяжении лекции (то как жалобный стон флейты и нежный звук свирели, то как хор беспокойных птиц, то как льва негодующий рык и т.д.). Разная тональность голоса, может активизировать внимание учащихся, студентов, вызывать интерес к излагаемой информации и преподавателю.

 

На заметку!

Чтобы голос стал сильным, красивым, и выносливым, с большим диапазоном, его надо тренировать, осуществляя дыхательные и голосовые упражнения (в актёрской практике имеется для этого объёмный тренажный комплекс). одновременно со звуковыми.

 

В ораторском искусстве, как и в педагогике,

большое значение имеюет следующие навыки:

владение темпо-ритмом речи, адекватное использование пауз, логических ударений, хорошая дикция, хорошо поставленный голос. преподавателя. Если речь произносится в слишком быстром или замедленном темпе, не соблюдаются паузы, алогизмы запутывают суть содержания речи, а дикция, слова и фразы из-за «каши во рту» (из-за плохой дикции) неразборчивы, плохо слышны, то такая речь либо не воспринимается слушателями, либо вызывает раздражение.

 

Признаки хорошей речи:

1. Правильность речи, т.е. – соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковом нормам: произношения, ударения, образования и употребления грамматических форм, словоупотребления.

2. Точность – коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением.

3. Ясность – качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – писал ещё в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

4. Уместность – соответствие слов и выражений целям и условиям общения.

5. Логичность речи, то есть – соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Чернышевский).

6. Простота речи, то есть – безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).

7. Чистота речи, то есть – устранение из неё слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных.

8. Живость речи, то есть – отсутствие шаблонов; выразительность, образность, эмоциональность.

9. Благозвучие речи, т. е. – соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учётом их звуковой стороны.

 

Риторический инструментарий.

Существует целый набор ораторского инструментария, элемента­ми кᴏᴛᴏᴩого будут коммуникативные эффекты.:

ü Эффект визуального имиджа. Оратор, педагог обязан взять на вооружение: как правило, вначале че­ловека воспринимают по его внешнему облику, и ϶ᴛᴏ первоначальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. По϶ᴛᴏму Оратор должен придавать огромное значение взять на вооружение своему внешнему облику, эстетикеу и стилю своей одеж­ды, своим манерам поведения, посталенную мимику, воспитывая в себе обострённое чувство такта, доброжелательность и т.п., чᴛᴏбы излучать обаяние, распологатьжить к себе собеседникова. элегантными манерами и т.д.

Облик. Не следует допускать эксцентричности в одежде. Ничто в ней не должно связывать ϲʙᴏбоду движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины долж­ны быть чисто выбритыми, важно оϲʙᴏбодиться от ненужных вещей, оттопы­ривающих карманы. Женщинам рекомендуется по крайней мере остав­лять дома кричащие украшения. Скромность в облике, в одежде предпочтитель­нее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — ϶ᴛᴏ поме­шает слушать то, что вы говорите.

Манеры. Сопровождающие речь жесты будут одним из средств переда­чи информации, кᴏᴛᴏᴩые призваны её усиливать и помогать убеждать слушателей. Целесообразность использования жестикуляции заклю­чается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и по϶ᴛᴏму их положе­ние и движение рук стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Восприимчивость к жестикуляции глубо­ко заложена в сознании слушателя. В соче­тании со словами жесты тоже говорят, уси­ливая их эмоциональное звучание. Но они должны быть адекватны содержанию речи, надлежащим образом подчёркивая неко­торые смысловые элементы. Осмыслен­ная и выразительная работа рук от кис­тей до самых плеч создаёт впечатление мужественной силы и отвечает естествен­ной человеческой потребности в движе­нии, кᴏᴛᴏᴩая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Материал опубликован на https://зачётка.рф

Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, кᴏᴛᴏᴩые выдают неиск­ренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Говорящий не должен специально при­думывать жесты, но контролировать их он обязан.

При ϶ᴛᴏм Следует руководствоваться следующими правилами жестикуляции:

1. Жесты должны быть естественными. Прибегайте к жесту толь­ко по мере ощущения потребности в нём.

2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируй­те на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчёрки­вании жестом.

3. Управляйте жестами. Жест не должен отставать от подкрепляе­мого им слова.

4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без раз­бора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать сло­вам выразительность.

5. Жесты должны отвечать ϲʙᴏему назначению. Их количество и интенсивность должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать характеру речи и аудитории.

ü Эффект первых фраз закрепляет или корректирует первона­чальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредо­точена интересная информация, с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание.

 

ü Эффект аргументации. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей со-размышление и осмыс­ление информации.

 

ü Эффект порционного выброса информации будет одним из действенных риторических приёмов поддержания внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении по всему про­странству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказан­ного. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что выступающий активизи­рует внимание слушателей, выбрасывая через определённые временные интервалы порции «свежей» информации.

 

ü Эффект художественной выразительности — ϶ᴛᴏ грамотное построение предложений, правильные словоударения, ис­пользование метафор, гипербол и т.п.

 

ü Эффект релаксации (расслабления). Тому, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, повезёт значительно больше, чем не умеющему ϶ᴛᴏ делать. Юмор создаёт естественную паузу для отдыха людей, сближа­ет и настраивает на благожелательный лад. Но, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в ϲʙᴏё время сказал Д.И. Писарев: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда всё обстоит благопо­лучно. Когда они делаются целью, тогда начинается умственное рас­путство».

 

Заключение

Главным понятием риторики является будет оратор. Люди, к кᴏᴛᴏᴩым обращены его слова, составля­ют аудиторию. Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.

Когда оратор говорит перед аудиторией, им традиционно дви­жут два желания: поделиться ϲʙᴏей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоци­онального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба данных элемента в ораторской речи право­мерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют две разновиднос­ти познания — наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. По данной причине ораторская речь представляет собой ϲʙᴏеобраз­ный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемо­го посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступле­ния и заключается в том, чᴛᴏбы умело использовать обе формы человечес­кого мышления.

Следует ещё подчеркнуть, что педагогика и ораторское искусство тесно связаны между собой. Они взаимообразно влияют друг на друга. Так, если ораторское искусство выступает как средство достижения педагогических целей, то педагогика - как методика развития ораторских способностей. По сути все проблемы педагогики требуют ораторского мастерства. Обязательным условием риторических знаний является их прикладной характер.

 

Ораторами не рождаются, ими становятся, начиная от элементарных речевых умений и первичных навыков устных выступлений!

Используемая литература

1.) Ф.А. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002, 320 с. …..???

2.) З.А. Черванева З.А. Педагогика и ораторское искусство, 2014, год. изд., с. -???

!!!! ПРОПИСАТЬ ДАННЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: