Нетрадиционные виды рисование. Шерстяная акварель.
Необходимые материалы:
Фоторамка со стеклом формата А4; тонкий лист фетра, либо акварельная бумага А4 формата; острые ножницы, войлок (шерсть); пинцет.
Немного поговорим с вами об искусстве валяния. Что такое шерстяная акварель сможет ответить уже любой, кто интересовался искусством валяния войлока. Существует два типа валяния: мокрое валяние и сухое валяние. Во время мокрого валяния основная часть работы выполняется под воздействием моющих средств и кипятка. Необходимо конечно иметь художественный вкус и стремление сделать красивые вещи. А результат такого валяния может как украсить картину, так и стать деталью одежды. Иногда одежда выполняется полностью в технике мокрого валяния. В сухом валянии существует два направления. Валяние с помощью специальных игл с зазубринами на кончике (для спутывания волокон), напоминающее сухую лепку. Но не из пластичных материалов, а из клубка шерсти. И второй способ- выкладка под стекло. В такой технике создаются такие предметы декора, как картины. И называется такая техника «шерстяная акварель».
Однако вовсе не обязательно при изготовлении войлочной акварели ограничиваться применением всего лишь одной техники валяния. Очень красиво смотрятся работы, полученные в результате комбинирования различных техник валяния.
Для валяния шерстяной акварели вам понадобиться качественная, а значит очень тонкая тмериносовая шерсть, желательно итальянского производства, а также необходимая палитра из цветного кардочеса. Можно, конечно, обойтись и без кардочеса, но тогда вам понадобиться подобрать такую, же палитру из тонкой шерсти.
Картины из шерсти — это картины, которые создаются на грани прикладного искусства и живописи, и хотя многие именитые художники, мастера живописи, скептически махнут рукой, но все-таки стоит относить шерстяную акварель скорее к живописи. Все мы знаем, что картины создаются на холсте или бумаге с использованием масляных и акварельных красок, мелков пастели, угля и прочих художественных материалов. Художник сначала готовит холст, потом прорабатывает эскиз и затем творит с помощью красок. В нашем же случае обычная шерсть, обработанная специальным образом, и окрашенная в самые разные цвета, используется вместо красок. Процесс же создания картины из шерсти включает те же этапы: подготовка холста, проработка сюжета и эскиза, подбор и подготовка палитры и создание шедевра. При этом здесь невозможно пользоваться какой-либо заранее созданной кем-то другим, схемой.
В шерстяной живописи иллюзия пространства создается за счёт наложения тонких слоев шерсти разных оттенков (в живописи этот прием называется лессировкой), а так же за счет использования разных технологических приемов. Принципы построения изображения, создания перспективы как воздушной так и пространственной, принципы смешивания цветов практически не отличаются от классических принципов живописи, хотя, безусловно, есть нюансы связанные с особенностями материала. Готовые же картины часто напоминают рисунки пастелью, картины маслом, акварельные наброски, часто можно добиться даже достаточно большой реалистичности изображения.
Так как многие из вас впервые начинают работать с шерстью, считаю необходимым немного рассказать о некоторых видах шерсти, которая применяется вработе:
Меринос. Этот тип шерсти занимает 80% мирового производства и является самым тонким и дорогим. Приятная к телу, эластичная, мягкая, способная длительное время держать форму и объем, мериносовая шерсть является прекрасным материалом для изготовления детских изделий, но подходит для любого типа валяния.
Кардочес или шерстяная вата - волокна этой шерсти спутаны, благодаря чему она наиболее часто используется для сухого валяния.
Практическая работа: «Вишнёвый цвет»
Начнем работу:
- Снимаем зажимы с обратной стороны фоторамки. Аккуратно откладываем стекло (оно нам будет нужно во время работы, чтобы контролировать ход окрашивания картины).
- На основу рамки (подложку) закрепляем тонкий лист фетра, либо акварельной бумаги. Петля на обратной стороне должна находится по центру широкой стороны, так как композицию мы с вами будем размещать по горизонтали. Начинаем выкладывать фон. Им является небо. То есть, для начала вам понадобится шерсть двух цветов: белая и голубая. Ровными рядами, так чтобы закрывалась подложка, выкладываем небо на картине.
- Чтобы шерсть лучше сцепливалась между собой, нужно периодически придавливать прядки рукой. Старайтесь, чтобы выкладываемые пряди были очень тонкими, но с хорошей покрываемостью подложки.
- Облака на картине выкладываем с помощью нарезки острыми ножницами белых прядок.
- Нижнюю часть картины можно выложить нарезанными ножницами кусочками шерсти различных зеленых оттенков. Это будет изображением травы внизу у дерева.
- Далее придавливаем руками нашу картину и начинаем выкладывать ветви вишни из коричневой шерсти.. Для этого подойдет ленточная шерсть. Кусочки шерсти нужно вытягивать руками, тогда выкладываемые элементы у вас будут более натуральными. Делается это так: левой рукой вы прижимаете ленту, а правой аккуратными тянущими прерывистыми движениями вытягиваете тонкие прядки.
- Теперь берем розовый цвет и такими же режущими движениями как бы накидываем на полотно основную массу цветов вишни.
- Далее «стрижем» на уложенные ранее светлые цветочки, более насыщенную пряжу. Для оттенения цветов вишни. Чтобы лучше понимать, что рисуется на вашей картине- прижимаем аккуратно стекло к картине. Так мы увидим результат в его конечном виде. Стекло нужно накладывать так, чтобы не сдвинуть никакие оттенки со своих мест. И так же аккуратно снимаем стекло (не протягивая его по рисунку).
- Когда распускаются цветочки вишни, уже на дереве пробивается молодая зелень. Достаточно маленькие листочки выполняем светлой зеленой шерстью всё тем же методом «стрижки» прядки.
- Прижимаем стекло и если результат нас полностью удовлетворяет- закрепляем стекло и рамку. Если же нет- снимаем стекло и вносим правки при помощи пинцета. До тех пор, пока результат не станет нам нравится.
Заключительный этап:
Рассматриваем результаты своей работы. И обязательно фотографируем свои работы и делимся ими в нашей группе.
Удачи в творчестве!