Существует много различных версий интеракционизма. Некоторые ученые (Л.Первин, К.С.Льюис и др.) считают, что «интеракционистическая точка зрения становится духом времени в исследованиях личности», отражая преобладание когнитивных и экологических взглядов, и дает самую лучшую систему для адекватного объяснения поведения человека.
Н. Эндлер и Д. Магнуссон (1977) сформулировали основные принципы интеращионистской модели поведения1.
Интеракционистский подход характеризуется убеждением, что человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации в окружающей среде. Поведение не может рассматриваться только как ответ на стимулы среды, или как выражение внутренних органических потребностей, или как проявление культурных шаблонов. Важность сенсорных сигналов, органических стимулов и культуры, безусловно, признается, но направление, которое приняло поведение человека, рассматривается как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу. Личность человека — те отличительные шаблоны поведения, которые характеризуют данного индивида, — рассматривается как формирующаяся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими. Культура группы (модели соответствующего поведения) возникает и укрепляется в коммуникации людей при их постоянном взаимодействии с условиями жизни и совместной деятельности2.
Интеракционистская модель отражает человека, активно интерпретирующего окружение в рамках своих когнитивных возможностей и психического склада, воздействующего на среду и в свою очередь оказывающегося под ее воздействием. В этом динамическом подходе актуальное поведение (от мысли или эмоции до какого-то внешне проявляемого действия) является результатом содержания и структуры когнитивной интерпретации человеком своего окружения в сочетании с воздействиями, связанными с различными аспектами физического и социального окружения. В конкретной ситуации частично социально и культурно разделяемое, частично уникальное значение, которое человек приписывает окружению, определяет проявляемое поведение. С помощью процессов категоризации и интерпретации индивид тем или иным образом «определяет» ситуацию. Следствием этого «определения» ситуации становится его поведение, которое он строит в соответствии со своим «определением». Человеческое поведение — это ряд приспособлений к изменяющемуся пониманию ситуаций.
|
Таким образом, человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но определяет ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации. Тем самым личность фактически сама создает, конструирует тот социальный мир, в котором живет1
Синергетический подход
Предложенный Г. Хакеном термин «синергетика» (греч. «синергена» — содействие, сотрудничество) акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании новых структур и когерентного функционирования частей, отражающихся в поведении динамичной нелинейной системы как единого целого. Синергетика инициирует глубокие изменения в методологии современной науки, в самом стиле научного мышления, формирует новый нетрадиционный взгляд на разделенный науками мир — синергетическое видение единого мира. Парадигма самоорганизации, или синергетическая парадигма, влечет за собой новый диалог человека с природой, с самим собой и с другими людьми, с организациями.
|
Открытость диссипативной системы состоит в том, что ее существование поддерживается постоянным обменом со средой веществом, информацией или энергией или тем и другим одновременно. Отсюда термин «диссипативный» (диссипация — рассеяние вещества и энергии). При прекращении такого обмена диссипативная структура (в отличие от обычных «равновесных») разрушается и исчезает. Человек представляет собой типичную диссипативную систему, которая может существовать только при условии постоянного обмена со средой (питание, дыхание, теплообмен, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.п.). Динамическое сотрудничество людей спонтанно образует качественно иные иерархические диссипативные структуры — социальные организации (семья,школа).
В условиях неустойчивости (бифуркации) диссипативная система осуществляет синтез взаимопереходов порядка и хаоса за счет «управляющих параметров», характеризующих фундаментальные свойства этой системы, достигая максимальной устойчивости. Система не только возникает, но и существует за счет поглощения порядка из среды и, следовательно, усиления там хаоса. Дифференциация и интеграция элементов организационной системы, изменение взаимосвязей между ними, хаос (неустойчивость) на микроуровне и
стремление к порядку на макроуровне — это основные свойства самоорганизации социальных объектов. (Слайд ___)
|
Нелинейность — это труднопредсказуемость будущего состояния системы на основе существующего, поскольку малые воздействия внешней среды могут приводить к очень большим последствиям («эффект бабочки»), а большие — к совершенно незначительным («гора родит мышь»). Это делает такие системы, с одной стороны, исключительно устойчивыми по отношению к крупномасштабным неблагоприятным воздействиям, а с другой стороны — необычайно чувствительными к очень незначительным колебаниям состояния среды определенного сорта.
Неравновесность предполагает наличие макроскопических процессов обмена веществом, энергией и информацией между элементами (подсистемами) самой диссипативной системы.
Осуществляя в точках бифуркаций благоприятный для себя выбор дальнейшего пути, субъект (организация, человек) ориентируется на один из собственных путей эволюции сложной системы, с которой он имеет дело, и на свои ценностные предпочтения. Лучшее управление поведением — это самоуправление рефлексивным поведением на основе принципа комплементарности (дополнительности) в совместной деятельности. Хорош тот правитель, который управляет как можно меньше.
Особенности синергетического подхода к исследованию ОП:
Междисциплинарность исследований ОП означает, прежде всего, перенос методов исследования и используемых моделей из одной научной дисциплины в другую.
Myльтидисциплинарность основного содержания исследований ОП диктуется тем, что ее предмет изучается одновременно несколькими научными дисциплинами.
Трансдисциплинарность стратегий исследований ОП, идущих «через» и «сквозь» различные дисциплины и выходящих «за пределы» конкретных дисциплин, определяет отправные моменты поисковой работы и направленность этих исследований. То есть исследования выходят на более высокий уровень, некий метауровень, который независим от той или иной конкретной дисциплины.
Заключение
Анализ основных направлений теорий организации наглядно показывает, что в значительной мере основные положения и принципы современной организации являются тем или иным вариантом классических, гуманистических и ситуационных представлений. При этом классические принципы организационного дизайна до сих пор являются стержнем построения большинства крупных промышленных организаций, обеспечивающих своей деятельностью жизнь подавляющего большинства населения Земли.
Разумеется, значительные расхождения имеются не только во взглядах разных школ, но и между представителями одних и тех же направлений. Вместе с тем, в каждом подходе не только обобщается большой опыт исследований и практического руководства организациями, но и заключается определенная эвристическая ценность, стимулирующая дальнейшее развитие знания.
[1] Argvris С. The Application of Organizational Sociology. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1972.
[2] Likert R. Developing Patterns in Management. Strengthening Management for the New.
[3] Bennis W. Changing Organizations. N V.: McGraw-Hill, 1966.
[4] С лат – существование, философия существования, философия жизни