1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
2. Упрощенная система налогообложения
3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
5. Патентная система налогообложения
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) является прямым налогом (подоходным) (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он урегулирован гл. 26.1 НК РФ, которая действует с 1 января 2002 г. и в целом единообразно применяется на всей территории России (в п. 2 ст. 346.8 НК РФ предусмотрены особые права органов власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по регулированию налоговой ставки).
Налогоплательщиками ЕСХН согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.
Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей дано в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. В качестве общей нормы установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.
|
В п. 3 ст. 346.2 НК РФ определено, что именно относится к сельскохозяйственной продукции. В качестве общего положения установлено, что к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. В развитие данного положения принят Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. N 458.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 марта 2010 г. N 16377/09 отмечается, что налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)), не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку таковыми в смысле гл. 26.1 НК РФ не являются. Поэтому для отнесения налогоплательщика к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях гл. 26.1 НК РФ имеет значение не просто факт производства им сельскохозяйственной продукции, а то обстоятельство, что доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), в том числе и от дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной им из сельскохозяйственного сырья несобственного производства.
|
Существенное значение для целей ЕСХН самостоятельного производства сельскохозяйственной продукции (либо в разумной кооперации с иными лицами) подчеркнуто в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. N 9534/10 и от 22 января 2013 г. N 9790/12.
Налоговый кодекс РФ предусматривает случаи, когда организация (индивидуальный предприниматель) не вправе перейти на ЕСХН. В частности, в силу п. 6 ст. 346.2 НК РФ не вправе переходить на уплату ЕСХН организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.
Кроме того, процентная доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции должна сохраняться и в периоде применения ЕСХН, а в случае ее снижения налогоплательщик обязан вернуться на общую систему налогообложения (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). В этом плане следует учитывать Постановления Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2010 г. N 10864/09 и от 9 марта 2011 г. N 13050/10: выручка от обусловленной условиями производства разовой продажи основных средств и других материалов не должна учитываться при расчете указанной доли.
|
Особенность ЕСХН как специального налогового режима предусмотрена в п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Лица, перешедшие на уплату данного налога, в общем случае освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (НДФЛ), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц). Кроме того, указанные лица не признаются налогоплательщиками НДС.
Для налогоплательщика переход на уплату ЕСХН, при условии соответствия сельскохозяйственного производителя всем критериям, является добровольным (п. 2 ст. 346.1 НК РФ). Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН регламентируются в ст. 346.3 НК РФ. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). Поскольку никакого особого разрешения налоговый орган при этом не выдает, переход на уплату ЕСХН является уведомительным.
Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ). При этом ст. 346.5 НК РФ предусматривает порядок определения и признания доходов и расходов, устанавливая субсидиарное применение норм гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" и гл. 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц".
Налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ).
Ставка ЕСХН предусмотрена в размере 6% (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). Соответственно, ЕСХН имеет определенное сходство с налогом на прибыль организаций (НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей), но отличается пониженной налоговой ставкой.
Исчисляется ЕСХН только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 346.9 НК РФ).
Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год; отчетным периодом - полугодие (ст. 346.7 НК РФ).
Срок уплаты ЕСХН по итогам налогового периода - в общем случае не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 346.9, п. 2 ст. 346.10 НК РФ). По итогам отчетного периода авансовый платеж по ЕСХН должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (п. 2 ст. 346.9 НК РФ).
Налоговая декларация по ЕСХН по итогам налогового периода в общем случае должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).
2. Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает уплату налога, который обозначается как налог, взимаемый в связи с применением УСН (п. 2 ст. 56 БК РФ), и является прямым (подоходным) налогом (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он урегулирован гл. 26.2 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Указанная система налогообложения в целом единообразно применяется на всей территории России (в п. п. 2, 3 ст. 346.20 НК РФ предусмотрены права органов власти субъектов РФ дифференцировать ставку налога, особо широкие - права органов власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя). Предшественником данного налога был налог, предусмотренный Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (утратил силу).
Налогоплательщиками по УСН признаются (п. 1 ст. 346.12 НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Налоговый кодекс РФ предусматривает случаи, когда организация (индивидуальный предприниматель) не вправе перейти на УСН. В частности, этого в общем случае не могут сделать организации, доходы которых по итогам девяти месяцев текущего года превысили определенную сумму (45 млн. руб., умноженная на коэффициент-дефлятор, равный 1,147 в 2015 году - п. 2 ст. 346.12 НК РФ, Приказ Минэкономразвития РФ от 29 октября 2014 г. N 685); банки (подп. 2 п. 3 ст. 346.12 НК РФ); организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ); организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Исходя из позиции, изложенной в Определении КС РФ от 21 марта 2013 г. N 469-0, право индивидуальных предпринимателей на переход на УСН с условием предельного размера предшествующего дохода не связывается, что фактически создает для данной категории налогоплательщиков более благоприятные условия реализации права на переход на УСН (хотя, как представляется, индивидуальных предпринимателей с таким объемом выручки относительно немного).
Интересно то, что в настоящее время статус арбитражного управляющего не предусматривает обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (хотя это и не запрещено), и данная профессиональная деятельность в принципе не признается предпринимательской (Постановление КС РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П). В Обзоре судебной практики ВС РФ N 2 (2015) (утв. Президиумом ВС РФ 26 июня 2015 г.), вопрос 8, разъяснено, что арбитражный управляющий, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе учитывать при применении УСН доход, полученный от осуществляемой им профессиональной деятельности, в силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ. Кроме того, принимая во внимание, что в силу подп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят те лица, которые занимаются в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, арбитражный управляющий является плательщиком НДФЛ в отношении полученного им от такой деятельности вознаграждения. Следует отметить, что данная позиция фактически пересматривает подход о возможности применения УСН арбитражным управляющим, ранее высказанный в Постановлении Президиума ВАС РФ от 4 марта 2014 г. N 17283/13. Однако ВС РФ в Определении от 14 сентября 2015 г. N 301-КГ15-5301 учел указанную практику ВАС РФ, а также и то, что налогоплательщик, по существу, применял эту практику. Хотя ВС РФ и счел данную практику ошибочной, доначисление арбитражному управляющему налогов (пени, санкций) в периоде ее актуальности было признано незаконным.
Особенность УСН как специального налогового режима предусмотрена в п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ. Лица, перешедшие на уплату данного налога, в общем случае освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (НДФЛ), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц), за исключением налога на "коммерческую" недвижимость. Кроме того, указанные лица не признаются налогоплательщиками НДС.
Для налогоплательщика переход на уплату УСН, при условии их соответствия всем критериям, является добровольным (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Статья 346.13 НК РФ регламентирует порядок и условия начала и прекращения применения УСН. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Поскольку никакого особого разрешения налоговый орган при этом не выдает, переход на уплату УСН является уведомительным.
Как это указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 7 октября 2008 г. N 6159/08, поскольку переход на УСН при соблюдении установленных ст. ст. 346.11 - 346.13 НК РФ условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, то выдача инспекцией уведомления о возможности применения УСН не означает принудительного перевода на нее налогоплательщика. В решении ВАС РФ от 20 февраля 2013 г. N 17808/12 рассмотрена сходная проблема и разъяснено, что сообщение о несоответствии требованиям применения УСН носит уведомительный характер, поскольку содержит сведения о превышении налогоплательщиком ограничений для применения УСН. Указанное сообщение само по себе не свидетельствует об утрате налогоплательщиком права на применение УСН, а выполняет задачу, состоящую в предупреждении и пресечении нарушения законодательства о налогах и сборах.
Исходя из Постановления КС РФ от 20 июля 2010 г. N 17-П, выбирая тот или иной налоговый режим, налогоплательщики принимают во внимание экономические обстоятельства, прежде всего - состояние и перспективы развития бизнеса. В Определении КС РФ от 16 октября 2007 г. N 667-0-0 разъяснено, что указание в п. 1 ст. 346.11 НК РФ на то, что упрощенная система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не означает, что данный специальный режим может применяться налогоплательщиком одновременно с общей системой налогообложения, - эта система также распространяется на всю осуществляемую налогоплательщиком деятельность, а не на ее отдельные виды. Именно поэтому переход к упрощенной системе налогообложения и возврат к иным режимам налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются налогоплательщиком не произвольно, а в соответствии с установленными НК РФ ограничениями (ст. 346.13).
Однако не следует воспринимать это разъяснение как универсально действующее во всех случаях: например, физическое лицо, зарегистрированное, как индивидуальный предприниматель, вполне может одновременно как работать по найму, так и осуществлять предпринимательскую деятельность. Естественно, работодатель будет применять по отношению к его трудовым доходам НДФЛ и удерживать 13% из заработной платы. Соответственно, более корректно утверждать, что УСН распространяется на всю осуществляемую налогоплательщиком предпринимательскую деятельность, а не на ее отдельные виды (в отличие, например, от ЕНВД, которым как раз облагаются отдельные виды предпринимательской деятельности).
Объект налогообложения по УСН предусмотрен в п. 1 ст. 346.14 НК РФ в двух разных вариантах:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Право выбора объекта принадлежит налогоплательщику (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Порядок определения и признания доходов и расходов, с учетом субсидиарного использования норм гл. 25 "Налог на прибыль организаций" и гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, предусмотрен статьями 346.15 - 346.17 НК РФ. Соответственно, УСН (в варианте объекта "доходы минус расходы") имеет определенное сходство с налогом на прибыль организаций (НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей).
Налоговая база по УСН (ст. 346.18 НК РФ) зависит от выбранного налогоплательщиком объекта и соответственно устанавливается как денежное выражение:
- доходов;
- доходов, уменьшенных на величину расходов.
Ставка налога, взимаемого в связи с применением УСН, предусмотрена в ст. 346.20 НК РФ. Она также зависит от выбранного налогоплательщиком объекта и в общем случае установлена, как:
- 6% - если объектом налогообложения являются доходы;
-15% - если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В Определении КС РФ от 6 марта 2008 г. N 430-0-0 разъяснено, что указанным правовым регулированием достигается уравновешивание налогового бремени обеих категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Соответственно, для случая, когда объект налогообложения по УСН выбран налогоплательщиком как доход (в общем случае облагаемый по ставке 6%), расходы налогоплательщика фактически презюмируются законом как определенная часть дохода (упрощенно - как 60% от доходов, что можно исчислить через соответствующую пропорцию). В зависимости от того, насколько велики реальные (предполагаемые) расходы налогоплательщика, он и будет выбирать более подходящий для него объект налогообложения.
Через "призму" данного подхода интересно рассмотреть ст. 221 НК РФ, в соответствии с которой, если налогоплательщики НДФЛ не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Соответственно, отсутствие (утрата) документов, обосновывающих расходы по НДФЛ, фактически влечет применение частично "штрафного" налога. Впрочем, непредставление налогоплательщиком счетов-фактур, обосновывающих вычет по НДС (ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ) в общем случае влечет полное отсутствие возможности применить вычет и соответствующий "штрафной" НДС в размере желаемого вычета.
В п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ предусмотрены права налогоплательщиков, избравших УСН с объектом "доходы", уменьшить исчисленную сумму налога на страховые взносы в ГВБФ и иные расходы.
Исчисляется налог, взимаемый в связи с применением УСН, только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 346.21 НК РФ).
Налоговым периодом по УСН является календарный год; отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).
Срок уплаты налога, взимаемого в связи с применением УСН, по итогам налогового периода:
- для организаций - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ);
- для индивидуальных предпринимателей - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, подп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
По итогам отчетного периода авансовые платежи должны быть уплачены не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
Налоговая декларация по УСН должна быть представлена в общем случае по итогам налогового периода:
- организациями - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ);
- индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
В Определении КС РФ от 17 июня 2008 г. N 499-0-0 разъяснено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, поскольку законом он признан плательщиком единого налога, обязан подавать налоговую декларацию по этому налогу независимо от результатов своей предпринимательской деятельности, что само по себе не может рассматриваться как нарушение его конституционных прав.
Следует отметить, что гл. 26.2 НК РФ предусматривает особый случай, когда налогоплательщик, который применяет объект налогообложения "доходы минус расходы", уплачивает так называемый минимальный налог, взимаемый в связи с применением УСН (п. 2 ст. 56 БК РФ) в размере 1% доходов (т.е. без учета расходов). В силу п. 6 ст. 346.18 НК РФ минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Особенности исчисления данного налога разъяснены в Постановлении Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 169/13.
3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) предусматривает соответствующий прямой налог (подоходный) (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он установлен гл. 26.3 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Ранее предшественник современного ЕНВД был урегулирован Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (утратил силу).
ЕНВД планируется к отмене с 1 января 2018 г., исходя из п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2011 г. N 97-ФЗ. Указанные планы разъяснены в п. 1.3 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрены Правительством РФ 30 мая 2013 г.): ЕНВД будет отменен с 2018 года по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения.
Право на введение ЕНВД на территории соответствующего муниципального образования принадлежит представительным органам власти (законодательным органам государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) - п. п. 1, 2 ст. 346.26 НК РФ. В связи с этим данный налог имеет сходство с местными налогами. К полномочиям указанных органов власти относятся определение конкретного перечня облагаемых видов деятельности в пределах федерального перечня, а также установление величины понижающего коэффициента К2 (п. 3 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, указанные органы власти могут варьировать ставку налога в определенных пределах (п. 2 ст. 346.31 НК РФ).
К примеру, на территории Н. Новгорода данный налог уплачивается на основании Постановления городской Думы города Н. Новгорода от 21 сентября 2005 г. N 50 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности". На некоторых территориях, в том числе в Москве, ЕНВД региональными (местными) органами власти не введен.
Налогоплательщиками ЕНВД (п. 1 ст. 346.28 НК РФ) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном гл. 26.3 НК РФ.
НК РФ в п. п. 2, 3 ст. 346.28 предусматривает обязательную инициативную постановку на учет налогоплательщиков ЕНВД (для различных видов деятельности - в налоговом органе по месту осуществления деятельности, либо по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя)), в течение пяти дней со дня начала применения данной системы налогообложения.
Приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. N ММВ-7-6/941@ утверждены формы и форматы представления заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков ЕНВД, а также порядка заполнения этих форм.
Формально определение налогоплательщика ЕНВД означает, что лица, даже перешедшие на уплату ЕНВД и вставшие на учет в налоговом органе, но не осуществляющие соответствующую предпринимательскую деятельность, вообще не являются налогоплательщиками ЕНВД (в частности, не обязаны его уплачивать). Однако принципиально иной подход содержится в п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации": неосуществление в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности соответствующего вида не является основанием для освобождения плательщика ЕНВД от обязанностей представлять налоговую декларацию и уплачивать этот налог. По мнению Суда, статус плательщика ЕНВД прекращается только в случае снятия с учета в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
Но подобный подход, следует полагать, поддержан в Определении КС РФ от 21 ноября 2013 г. N 1744-0: налогоплательщик самостоятельно определяет, будет ли к нему применяться система налогообложения ЕНВД в зависимости от фактического осуществления им соответствующей предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах оспариваемое заявителем законоположение (снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика), не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.
По всей видимости, могут иметь место существенные проблемы в исчислении ЕНВД при неосуществлении деятельности в связи с очевидной сложностью оценки по сути несуществующих физических показателей этой деятельности.
В связи с изложенным представляется, что в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он, по меньшей мере, не лишается возможности при предъявлении к нему налоговым органом требования об уплате недоимки по ЕНВД за соответствующий период, защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства (в т.ч. Определения КС РФ от 12 апреля 2005 г. N 164-0 и N 165-0, от 12 мая 2005 г. N 210-0, N 213-0).
Некоторые категории налогоплательщиков не могут применять ЕНВД (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ), в том числе организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
В п. 2 ст. 346.26 НК РФ предусмотрен широкий перечень видов предпринимательской деятельности, которые потенциально могут облагаться ЕНВД на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). В этот перечень в том числе входят: оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств; розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
Статья 346.27 НК РФ предусматривает определения, используемые для целей ЕНВД. В качестве примеров можно привести следующие:
- вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемым с учетом совокупности условии, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;
- К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор;
- К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности;
- бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов;
- розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи;
- магазин - специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже;
- павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;
- торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.
Нередко суды разрешают вопрос об отнесении некоторой деятельности к облагаемой ЕНВД либо к облагаемой по иной системе налогообложения. Принципиальным является изначальная оценка деятельности как предпринимательской (ст. 2 ГК РФ), поскольку только такая деятельность может облагаться данным налогом. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 г. N 2799/09 отмечается, что пункты питания на месторождении (котлопункты) работали в ограниченном режиме (только в период вахты). Доходы и расходы, связанные с питанием, учитывались обществом для налогообложения прибыли. Питание предоставлялось и своим работникам, и работникам подрядных организаций по себестоимости продуктов (без наценки), то есть являлось убыточным. Таким образом, деятельность общества по обеспечению работников горячим питанием нельзя признать предпринимательской деятельностью по оказанию услуг общественного питания, так как она была направлена не на извлечение прибыли, а на создание нормальных условий труда. То обстоятельство, что питание предоставлялось и работникам подрядных организаций, привлекаемых для осуществления работ на месторождении, также не дает основания считать, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания.
Интересные разъяснения содержатся в информационном письме Президиума ВАС РФ от 5 марта 2011 г. N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации". В частности, суд признал неправомерным начисление налогоплательщику единого налога на вмененный доход по виду предпринимательской деятельности - оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов, поскольку единичные случаи совершения этим налогоплательщиком соответствующих сделок не были квалифицированы судом как предпринимательская деятельность (п. 1). Арбитражный суд признал неправомерным вывод налогового органа об осуществлении налогоплательщиком самостоятельной деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов и наличии у него в связи с этим обязанности уплачивать ЕНВД, отметив, что доставка продавцом реализуемых покупателям товаров является способом исполнения обязательства продавца по передаче товара (п. 2).
Дефиниция розничной торговли, облагаемой ЕНВД, предполагает деятельность на основании договоров розничной купли-продажи. Указанный вид предпринимательской деятельности достаточно распространенна практике. Соответственно, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ, определение данного договора следует из ст. 492 ГК РФ. В этом плане актуальны Постановление Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. N 1066/11 и п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. N 157: не имеет значения, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются товары. НК РФ не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности выявлять цель приобретения покупателями товаров и контролировать их последующее использование.
Кроме того, в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" разъяснено, что, квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных ст. 506 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (параграф 2 гл. 30 ГК РФ).
5. Патентная система налогообложения
Патентная система налогообложения предусматривает уплату налога, который обозначается как налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения (п. 1 ст. 61.1 ВК РФ) и является прямым (подоходным) налогом (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он установлен с 1 января 2013 г. в гл. 26.5 НК РФ. Предшественник данного налога был урегулирован в рамках УСН в ст. 346.25.1 НК РФ "Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента" (утратила силу).
Нормативное регулирование патентной системы налогообложения имеет значительное сходство с регулированием ЕНВД (планируемого к отмене с 2018 г.). Указанные обстоятельства позволяют субсидиарно использовать значительный объем судебной практики и разъяснений, выработанных за длительный период применения ЕНВД. Основные отличия патентной системы налогообложения от ЕНВД состоят в том, что ее могут применять только индивидуальные предприниматели, а также то, что она предусматривает авансовую выплату налога.
Право на введение патентной системы налогообложения на территории соответствующего субъекта Федерации принадлежит региональным законодательным органам власти - п. п. 1, 7 ст. 346.43 НК РФ. Соответственно, данный налог имеет сходство с региональными налогами. К полномочиям указанных органов относятся (п. п. 7, 8 ст. 346.43 НК РФ) определение конкретного перечня облагаемых видов деятельности в рамках федерального перечня, а также установление по ним размера потенциально возможного к получению годового дохода в пределах, установленных в НК РФ (в ряде случаев - дифференцировать территорию субъекта Российской Федерации по территориям действия патентов по муниципальным образованиям). Кроме того, в п. п. 2, 3 ст. 346.50 НК РФ предусмотрены права органов власти субъектов РФ дифференцировать ставку налога, особо широкие - права органов власти
Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
К примеру, принят Закон Нижегородской области от 21 ноября 2012 года N 148-3 "О патентной системе налогообложения на территории Нижегородской области".
Как следует из обобщенных данных отчета 1-ПАТЕНТ, по состоянию на 1 января 2015 г. в России выдано более 122 тыс. патентов, в т.ч. в г. Москве - 17698, в Нижегородской области - 1087.
Налогоплательщиками в рамках патентной системы налогообложения (п. 1 ст. 346.44 НК РФ) признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном гл. 26.5 НК РФ.
Некоторые категории индивидуальных предпринимателей не могут применять патентную систему налогообложения (п. п. 5, 6 ст. 346.43 НК РФ), в том числе индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 15 человек; при осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества.
В силу п. 1 ст. 346.45 НК РФ документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия. Индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов.
Форма патента утверждена Приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/599@.