Консультация «Ознакомление детей с природой»




Летом перед взрослыми открываются большие возможности для ознакомления детей с природой. Показать красоту родной природы, научить ценить и беречь её, видеть и понимать взаимосвязи природных явлений, дать необходимые знания о природе края – все это очень важно для всестороннего воспитания детей.

Долг родителей вызвать желание присматриваться к окружающему, замечать те изменения, которые происходят в природе.

Летом взрослые закрепляют знания, полученные детьми, и знакомят их с новыми, яркими явлениями природы. Дети много времени проводят на воздухе, что позволяет вполне использовать окружающее для воспитания у них любви и бережного отношения ко всему живому. При этом важно учитывать конкретные условия местности в которой живет ребёнок.

Особое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения явлений природы, а также правильно организованный труд в природе. Основная задача – формировать у детей начальные реалистические представления о природных явлениях, об их естественных причинах.

Длительные наблюдения за растениями и животными, организованные взрослыми, помогают сделать правильные выводы о жизни растений, животных, о тех взаимосвязях, которые существуют в природе. Например, посев семян весной, а затем наблюдение за ними на протяжении всего летнего периода.

Если есть возможность можно провести наблюдение за развитием некоторых животных, например как головастик превращается в лягушку. Дети с удовольствием наблюдают за цыплятами, как они быстро растут при быстром уходе.
Родитель четко должен знать сроки наступления тех или иных явлений природы, чтобы вовремя показать самое интересное, что происходит в неживой природе, растительном и животном мире, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.

Июнь – первый месяц лета. Погода в июне обычно теплая, под влиянием света и тепла растения быстро развиваются. Появляется очень много цветущих растений. Организуйте с детьми наблюдение за ними, подберите соответствующие литературные произведения например: М. Пришвин «Золотой луг», В. Бианки «Синичкин календарь» и др. Следует рассказать детям и о некоторых лекарственных травах и их пользе (ромашка, подорожник, пастушья сумка, мать-и-мачеха). Важно детей познакомить и с ядовитыми травами, т. к. дети все любят потрогать, попробовать. Объяснить, что они приносят много неприятностей. Взрослые должны знать и уметь отличать эти растения. Постоянное внимание родителей к ребёнку, его умение замечать интересное в природе, готовность ответить на возникающие вопросы – все это помогает воспитанию любознательности, наблюдательности, интереса детей к природе, всех тех качеств, которые так пригодятся ребёнку в дальнейшем.

Лето – благоприятное время для наблюдения за животными, как домашними (кролик, корова, бараны, козы), так и дикими (еж, заяц, черепаха, ящерица), птицами и насекомыми. Также в этом родителям помогут произведения Г. Скребицкого «Мишкино лето», В. Бианки «Купание медвежат», «Путешествие муравья» и пр.

Июль – наиболее жаркий месяц лета. Обратите внимание детей на то, что появляются плоды на деревья и кустарниках. Повсюду цветут ромашка, колокольчики, пижма. Созрел богатый урожай белой, красной и четной смородины, малины, чернеет вишня и крыжовник. Расскажите детям и о ядовитых ягодах, запретить их срывать и пробовать.

Август – последний месяц лета – богат урожаем. Уже ночи становятся короче и холоднее. Радуют глаз цветники, украшенные шапками разнообразных цветов.
Повсеместно идёт сбор урожая. Если есть возможность организуйте с детьми прогулку (экскурсию) на поле, где убирают зерновые (пшеницу). Обратить внимание детей на машины, которые там работают, как много требуется труда для того, чтобы вырастить хлеб. Решается воспитательная задача: воспитание уважения к нелёгкому труду работников сельского хозяйства.

Заметные изменения в августе происходят и в жизни пернатых. Выросли птенцы и покинули гнёзда. Некоторые готовятся к отлёту в теплые края. У большинства птиц наступает период осенней линьки. Следует рассказать детям и о жизни животных в лесу. Они тоже вырастили своё потомство и готовятся к зиме.
Родитель должен заранее подготовить произведения для чтения летом, составить картотеки прогулок, загадок, дидактических игр, пословиц и поговорок, а также народных примет.

Обязательно на даче или возле дома надо отвести место для цветника и огорода (хоть из одной грядки). Работа на огороде помогает формировать у детей трудолюбие, умение и желание работать сообща, умение доводить начатое дело до конца, помогать друг другу. Как показывает опыт выращенные своими руками овощи, красивые цветы доставляют детям много радости!

Летом, когда дети проводят очень много времени на улице, возможно устроить уголок природы на даче, выбрав для него укромное место. Обитателями уголка могут быть еж, кролик, черепаха, хомячки, морские свинки. Днем их выносят на воздух, а вечером заносят в помещение. Сколько интересного увидят дети, наблюдая за своими питомцами на прогулке!

Летом большую педагогическую ценность приносят прогулки и экскурсии на природу. Особенно интересны детям прогулки на природу с определённой целью (целевые прогулки). Родители ставят перед детьми увлекательную цель: «Пойдем сегодня посмотрим, как ведут себя домашние птицы на водоёме» и т.п. Экскурсия – более сложная деятельность, т.к. родителям следует подготовиться заранее, оборудование, ход, приёмы способствующие активизации детей, конец экскурсии. Хорошо, когда знания, полученные детьми на прогулках и экскурсиях, отражаются в детских рисунках, лепке и аппликации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: