Учитель начальных классов




Платонова Галина Дмитриевна

МБОУ «СОШ № 4»

Учитель начальных классов

«Работа с учащимися с низкой учебной мотивацией в рамках реализации ФГОС НОО»

 

Свое выступление хочу начать со случаев из школьной жизни:

- ребенок залазит под парту, не желая отвечать на вопросы учителя;

- первоклассник может использовать нецензурные слова при разговоре со взрослыми и сверстниками;

- ребенок 1 класса кидает тетрадь в учителя.

Как быть учителю? Как воспринять, понять, действовать?

Вот такой детский коллектив я взяла со 2 класса. Первое, что я поняла, что этим детям не интересен учебный процесс. И прежде всего я стала изучать классный коллектив.

Какие же причины влияют на учебный мотив? Рассмотрим их подробнее.

1.Здоровье. До поступления в первый класс, все учащиеся прошли медосмотр. По результатам данного медобследования выяснилось, что с I группой здоровья - 4 человека, со II группой -23 учащихся, с III – 2 человека. Итак, основная масса детей имеет II группу здоровья.

2. Подготовка к школе. Большинство детей моего класса посещали школу интеллектуального развития. Результаты диагностик показали: с высоким уровнем развития - 1 человек, со средним – 10, с низким – 18.

Уровень готовности детей к школе был определен на основе диагностики дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, в классе доминируют дети с низким уровнем развития.

3.Усвоение программы 1 класса.

Если к концу 1 класса обучающиеся должны:

- различать гласные и согласные звуки и буквы;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков;

- делить слова на слоги;

- переносить слово по слогам;

- употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

- писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;

Обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел от 0 до 20;

- названия компонентов и результата действий сложения и вычитания;

- таблицу сложения и вычитания чисел в пределах 20;

- решать задачи в 1 действие;

Итоги контрольной работы показали, что только 65% учащихся смогли успешно выполнить работу за 1 класс.

 

Я сделала вывод, что у моих учащихся:

1.Несформированны учебные навыки (ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, не может организовать своё время).

2. Многие дети гиперактивны, что мешает им сосредоточиться на учебном материале.

3.Отсутствует познавательный интерес к школьным предметам, внеклассной деятельности, поэтому некоторые учащиеся предпочитают пустое время препровождение.

4. Недостаточный контроль со стороны родителей.

 

У меня возникло много вопросов. Как работать? Внимательно изучив методическую литературу, я поняла, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает работу с детьми разных способностей, в том числе и слабомотивированных. Таким образом, я вынуждена была изменить свою тактику преподавания:

-изменение метода обучения (с объяснительного на системно-деятельностный);

-изменение оценки результатов деятельсноти (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов);

-коренным образом меняется структура организации и проведения урока.

И я решила по - другому взглянуть на свою работу. Не тороплю детей с ответами, даю время подумать, предлагаю примерный план ответа, дети имеют возможность пользоваться наглядными пособиями, памятками, алгоритмами.

Изменила и подход к организации учебного процесса:

1.Посадила детей по рядам по уровню подготовки (ряды могут быть мобильными);

2. Установила более тесную связь с родителями (использование разных методоформ работы, словесная оценка деятельности учащихся);

3.Провела работу по организации досуга в перемены с использованием настольных игр.

4.Провожу метапредметные, предметные, личностные диагностики учащихся, которые дают базу для планирования дальнейшей работы.

5.Проектирую урок с позиции формирования УУД.

6. Большое внимание уделяю оценке и самооценке учащихся.

7. На уроках чаще стала использовать ИКТ.

 

При объяснении нового материала иногда привожу примеры из жизни. Например, на уроке русского языка мои второклассники никак не могли усвоить тему «Главные и второстепенные члены предложения». Как их научить? Двигаться дальше без усвоения данного материала нельзя. У детей не развито абстрактное мышление, они мыслят только наглядно. И я придумала следующее.

- Дети!- говорю я. – Наша страна большая. В ней проживают очень много людей. Представьте себе, что страна – словарный запас языка, а семьи – предложения. Все вы живете в семьях. Кто у вас главные в семье? ( Дети говорят, что мама с папой.) Они, значит, главные члены предложения, подлежащее и сказуемое. Мама, уходя на работу, может дать какое-нибудь задание или поручение отцу? ( Дети говорят, что может.) А папа маме? (Да.) Значит, от подлежащего к сказуемому и от сказуемого к подлежащему можно задать вопросы (Кто? Что? Что делает предмет?) Уходя в школу, вы можете сказать маме и папе: «Мама, к моему приходу сделай уборку в доме, а ты, папа, накорми скотину!» ( Нет.) Значит, дети – второстепенные члены предложения, к ним от главных членов предложения можно задать вопрос, а от второстепенных членов к главным нельзя задавать вопросы.

Такая же работа проходит при изучении второстепенных членов предложения. Сколько слов может быть в предложении? А сколько детей может быть в семье? (От одного и более.) Дети в семье разного возраста и пола, потому родители дают им разные задания. Старшие дети могут давать задания младшим? ( Да.) Показывается на примерах, как от одного второстепенного члена задается вопрос к другому второстепенному члену.

Эффективным методом является групповая работа, потому что только здесь ребенок на равных может высказать свою мысль, спросить непонятное, радоваться за успех своей команды. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, активно включаются в работу.

 

Все вышеизложенные приёмы, используемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

 

Таким образом, анализируя свою работу можно сделать вывод, что применение новых образовательных технологий позволили повысить качество знаний, появилась внутренняя мотивация учащихся к учебной деятельности, слабоуспевающие ученики повысили норму чтения, улучшилась каллиграфия письма, научились выполнять творческие работы, работать в группах, находить нужную информацию в Интернете, заниматься проектной деятельностью, приобрели вычислительные навыки.

 

И надеюсь, что мой буклет с 10 правилами работы со слабомотивированными детьми, поможет и вам вашей работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: