Сотрудничество на равноправной основе




Поскольку система франчайзинга в нашей стране только складывается, важно рассмотреть особенности взаимоотношений франчайзера и франчайзи на современном уровне в уже давно функ­ционирующих системах, учесть получен­ные результаты и опыт и успешно раз­вивать на этом свой франчайзинг.

Между преуспевающим франчайзером и франчайзи в настоящее время ус­тановился новый тип отношений. Они не функционируют по вертикальной схе­ме, при которой недоступный франчайзер находится на вершине иерархичес­кой лестницы. Франчайзер не надзирает и не наводит порядок среди своих поль­зователей, то есть их отношения строят­ся по горизонтальной схеме. Между франчайзером и франчайзи возобладали отношения равенства, поскольку они взаимозависимы: сама идея франчайзинга терпит крах, если одна из состав­ных частей этой системы терпит неуда­чу.

Ввиду взаимозависимого характера этих отношений особую значимость приобретают поддержка и содействие, оказываемые франчайзером своим франчайзи. Эффективная система содейст­вия не только помогает франчайзи добиться успеха, но и определяет полу­чение франчайзером роялти. Необходи­мость систематических мер по содействию франчайзи становится особенно очевидной, если рассмотреть новые ре­алии современных отношений франчайзер — франчайзи.

Франчайзеры с большим практичес­ким стажем в области бизнеса выделяют следующие черты этих отношений:

1. Профессионализм.

2. Равенство.

3. Организация системы повышения квалификации.

4. Маркетинговое обеспечение.

5. Поддержка высокого статуса франчайзера.

6. Постоянный обмен информацией.

7. Планирование потенциала роста.

8. Оказание помощи франчайзи в ста­новлении предприятия с хорошей репу­тацией.

9. Поддержка корректного уровня контроля.

Кратко рассмотрим эти черты.

Профессионализм. Франчайзинг характеризует растущие потребности, свой­ственные развивающимся странам. Они нуждаются в высоком профессионализме и ожидают, что франчайзер внедрит в управление бизнесом стратегию мар­кетинга, основывающуюся на качестве товаров и услуг. На некомпетентного и заурядного франчайзера они не согла­сятся.

Равенство. При заключении договора о франшизе необходимо учитывать, что отношения между франчайзером и франчайзи не взаимоотношения работника и работодателя, фиксируемые в трудовых соглашениях. Необходимо убедить франчайзи в преимуществах, своего предло­жения по сравнению с другими, а не диктовать ему свои условия. Следует установить со своими франчайзи дове­рительные и откровенные отношения.

Организация системы повышения ква­лификации. Франчайзи стремятся к учас­тию в программах по обучению в облас­ти управленческой и финансовой дея­тельности. Весьма полезным могут ока­заться также и краткосрочные курсы по­вышения квалификации.

Маркетинговое обеспечение. Франчайзи стремятся получить эффективно ор­ганизованную рекламу на региональном и местном уровнях. Они нуждаются в такой рекламе, поскольку самостоя­тельно не могут ее обеспечить.

Для привлечения франчайзи будущий франчайзер по условиям гласности дол­жен предоставить ему свою финансовую отчетность, которая, как показывает практика развитых стран, отражает де­ятельность за три предыдущих года, и ее основные показатели должны быть предоставлены в передаваемых партне­ру рекламных материалах. При этом обязательным условием является их проверка независимой аудиторской фир­мой. Все это еще раз свидетельствует о важной роли бухгалтерского учета в ведении бизнеса.

Создание франчайзинговой системы с точки зрения бухгалтерского учета приводит франчайзера к увеличению единовременных расходов (на разработ­ку концепции проектов и программы, приобретения оборудования, строитель­ство зданий, аренду земельных участков и площадей и др.) и текущих затрат на приобретение производственных запа­сов, товаров, выпуск продукции и ус­луги, оплату комиссионных услуг, транспортные расходы, рекламу, обуче­ние, управление сетью франчайзи, пред­ставительские расходы и другие. При разработке финансовой проектной доку­ментации увеличение этих расходов и источники их финансирования должны быть предусмотрены. В бухгалтерском учете реальных операций они должны быть отражены с учетом действующих принципов учета хозяйственных процес­сов.

Итак, создание франчайзинга увели­чивает объем разнородных хозяйствен­ных операций в деятельности франчайзинговой компании.

Постоянный обмен информацией. Франчайзи стремятся участвовать в разра­ботке перспективных планов, они хотят, чтобы с ними консультировались, чтобы их мнение учитывалось при стратегичес­ком планировании деятельности фирмы. Такая связь должна быть улицей с двухсторонним движением.

Планирование потенциала роста. Франчайзи стремятся к развитию и расши­рению своей фирмы; их не привлекает однообразный бизнес. По этой причине существует потребность в инновациях.

Поддержка франчайзи представляет собой систематический процесс, начиная с начальной подготовки, затем последу­ющее обучение и оказание содействия на месте. Эффективность этого процесса характеризуется его качеством, основа­тельностью и практичностью.

Создающее систему франчайзинга крупное предприятие должно иметь не только достаточно длительный опыт ра­боты и твердые позиции на определен­ном рынке за счет высокого качества своей продукции или услуг, но и создать отлаженную систему бухгалтерского учета. Полученная в его рамках эконо­мическая информация и статистические данные должны широко использоваться при создании пакета документов по франчайзингу. Качество полученных ре­зультатов по составлению бизнес–плана, других финансовых документов определяется типами исходных данных, особенно это касается внутренних данных бух­галтерского учета и отчетности франчайзера.

 

Прекращение франчайзинговых отношений

Отношения франчайзинга прерыва­ются при наличии одного из пяти следу­ющих событий:

* отмена соглашения;

* прекращение по взаимному согла­шению;

* отказ франчайзи от своих обяза­тельств;

* прекращение франчайзером кон­тракта;

* окончание срока действия соглаше­ния.

Сотрудничающие стороны обычно стараются не думать о предстоящем прекращении отношений, если они свя­заны личной заинтересованностыо. Франчайзеры и франчайзи здесь не ис­ключение, тем не менее, и это не самое приятное, франчайзер должен иметь стратегию «окончания игры» для каж­дою типа отношений.

Если они прекращаются в связи с окончанием срока действия договора, то тогда все в порядке, обе стороны получили то, о чем они договаривались, и им остается только пожать друг другу

В остальных четырех случаях: если срок договора не закончился, а отноше­ния приходится прерывать, очевидно, что обе стороны или одна из них имеют взаимные претензии типа «кто виноват и кто кому что должен". Легче всего, конечно, дожидаться, пока само все не определится, но это не выход. Не следу­ет доводить дело до суда, так как даже выигранные франчайзером процессы вредят системе в целом: отвлекается много сил, слухи будоражат клиентов, раздражают других франчайзи.

Отмена соглашении. Этот термин при­меняется, когда отношения франчайзинга прерваны до открытия подразделе­ния. Обычно такая необходимость воз­никает из–за несоответствующей требо­ваниям договора работы франчайзи в период, предшествующий открытию подразделения. Возможно, франчайзи не собрал необходимых средств, но каковы бы ни были причины, права сторон оговорены в договоре, который нужно соблюдать. Все выплаты, причитающие­ся франчайзеру, франчайзи обязан сде­лать, что должно быть четко оговорено в договоре. Если франчайзер строит свою систему правильно, то у него вряд ли будут проблемы с отменой соглаше­ния.

Прекращение по взаимному соглаше­нию. В зарубежной практике франчайзинга это происходит редко и, как пра­вило, по причинам, не зависящим ни от франчайзера, ни от франчайзи. В этом случае подписывается соглашение о вза­имном освобождении сторон от обязан­ностей договора.

Отказ франчайзи от своих обяза­тельств. Франчайзи, желающий выйти из системы франчайзинга, может либо уведомить об этом заранее, либо нет. Самая драматическая ситуация возника­ет тогда, когда у франчайзи кончаются деньги, он закрывает свою торговую точку и исчезает, предоставив франчай­зеру и кредиторам решать все пробле­мы.

«Тихий отказ» создает, конечно, го­раздо больше проблем. Несвоевремен­ное поступление выплат является при­знаком таких намерений франчайзи. Ме­ры следует применять не откладывая, чтобы потом франчайзера не могли об­винить в том, что он своим нерешитель­ным поведением спровоцировал ситуа­цию. Настоятельно рекомендуется при не­своевременном поступлении выплат не­медленно осуществлять контроль качества. Финансовые проблемы франчайзи часто означают, что он пытается их ре­шить за счет качества. Если ситуация исправима, возможно заключение «договора о вос­становлении", если нет, применяются пунк­ты договора о прекращении отношений.

Прекращение франчайзером контрак­та. Когда дело доходит до прекращения соглашения по инициативе франчайзера он должен иметь для этого веские объективные основания.

Франчайзи платит свои деньги в сис­тему, он хочет получить их обратно и потому может считать, что франчайзер пытается захватить контроль над его регионом, что плата роялти несправедлива, что ему мешают использовать имеющиеся возможности.

Франчайзеру следует тщательно подготовиться к принятию такого решения в частности, нужно иметь все виды письменных доказательств. В зарубежной практике суды обычно относятся с большей симпатией к франчайзи из–за многих случаев, когда франчайзеры не могли оправдать свои действия.

Для ситуаций, в которых прекращение договора неизбежно, можно отметить несколько рекомендаций:

1. Тщательное ведение записей, досье на франчайзи—содержание телефонных разговоров, возникающие проблемы с франчайзи, жалобы и т.д.

2. Уведомление франчайзи о своем решении заблаговременно.

3. Указание в уведомлении причин, со ссылкой на соответствующие пункт соглашения.

4. Уведомление франчайзи о его и своих обязательствах, последующих за пре­кращением соглашения.

Окончание срока действия соглашения. Интересно, что довольно много преус­певающих франчайзеров не указывают в договорах той ситуации, которая слу­чится через 10 и 20 лет или по истечении срока договора. Франчайзи, особенно успешно работающих, волнует это го­раздо больше, поскольку они хотят ос­тавить франчайзинг за собой.

Продление договора обычно требует от франчайзи выполнения им текущих обязательств, кроме того, в некоторых системах требуют уплаты взноса за возобновле­ние договора (который значительно ни­же первоначального), а также за модер­низацию помещения.

Стратегия «окончания игры» должна быть хотя бы по той причине, что все бизнесы имеют свои жизненные цик­лы: они зарождаются, растут, развива­ются и умирают. Наряду с этим в пери­од жизненного цикла системы могут возникнуть и другие ситуации, требующие прекращения отношений франчайзинга: неправильное использо­вание торговой марки, несоответствующее качество, неуплата полагающихся выплат, неправильная работа, измене­ния на рынке — это только некоторые из них. У предпринимателя, взявшегося за такой вид бизнеса нет выбора, кроме как быть к ним готовым.

 

 

Состояние дел в сфере франчайзинга в России

 

Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. В условиях централизованной экономики торговая марка и предоставление торгового знака не практиковалось, т.к. не существовало конкуренции среди производителей товаров и услуг. Но, не смотря на это, подобие торговой марки существовало и тогда, например мы предпочитали кондитерские изделия «Красный Октябрь», или бакалейную продукцию «Колосс» всем другим.

Одним из первых франчайзингов в России можно считать начало производства Пепси-Колы. Это предприятие функционировало по схеме производственного франчайзинга. Производитель поставляет концентрат, технологию, предоставляет оборудование, обучает персонал, дает разрешение на производство и продажу продукта под своей торговой маркой.

В настоящий момент, рынок предложения по франчайзингу можно разделить на несколько групп по владельцам предоставляемой франшизы, по комплексу услуг или же по сфере предоставления услуг. Я решил провести классификацию по видам франчайзинга: торговый, производственный, деловой франчайзинги.

 

Сфера торгового франчайзинга.

Сюда можно отнести практически любого производителя, обладающего товаром, защищенным торговой маркой. Заключается договор о поставке товара и условиях продажи, плюс права производителя товара, защищаются законом об авторском праве. Сюда можно отнести фирменные магазины, владельцами или совладельцами которых являются резиденты России. Особенно это касается рынка электротоваров, вычислительной техники и программного обеспечения. Многие торговые фирмы специализируются на продажи товара, защищенного торговой маркой, но от франчайзинга там остается очень мало, скоре это взаимоотношения, регулируемые законом об авторских правах, патентным законодательством и т.д.

Рынок производства, связанный с франчайзинговыми отношениями в России в основном находится в нише производства программного обеспечения, сборки и продажи компьютеров. В основном это вызвано технологическим отставанием от запада в сфере производства микросхем. В России появились уже свои brand-name’ы, компании, занимающиеся сборкой из импортных комплектующих компьютеров и разработкой программного обеспечения. Среди низ можно выделить: ВИСТ (сборка, продажа компьютеров через дилерские сети), компании типа R-Style (разработка программного обеспечения, сборка компьютеров, продажа импортных brand-name компьютеров, продажа лицензионного программного обеспечения, создание собственных салонов-магазинов. Компании занимающиеся только разработкой программного обеспечения (1С). Кстати, деятельность 1С очень интересна с точки зрения их подхода. 1С:ФРАНЧАЙЗИНГ представляет собой сеть предприятий, осуществляющих комплексные услуги по автоматизации учетной и офисной работы. Помощь в выборе программных средств, продажа программных продуктов, доставка, установка, настройка, внедрение, послепродажное обслуживание, консультации, обучение пользователей. Они постарались действительно предложить новый вид услуг на рынке программного обеспечения

Фирмы-франчайзи работают под единой маркой “1С:Франчайзинг”, имеют в своем составе аттестованных фирмой “1С” специалистов, гарантируют высокое качество выполнения стандартного набора услуг. Франчайзинговая сеть “1С” сформирована на базе коллективов, имеющих опыт не только продаж программных продуктов, но также и до-, и послепродажного обслуживания клиентов. Всегда в наличии программные продукты ассортиментного минимума.

У фирм- ”1С:Франчайзи” всегда имеются в наличии программные продукты ассортиментного минимума. В него входят бухгалтерские программы фирмы “1С”, а также наиболее популярные программные продукты российских и зарубежных фирм, необходимые при автоматизации офиса. Все зарубежные программы, включенные в ассортиментный минимум, представлены русифицированными версиями. Бухгалтерские программы “1С”:

1С:Бухгалтерия: базовая, ПРОФ, сетевая, “клиент-серверная”, DOS, Windows, Windows 95, Macintosh 1C:Зарплата Офисные программы других фирм: Операционные оболочки: Norton Commander, Windows Операционные системы: Windows 95 Текстовые процессоры: Лексикон, Word, AmiPro Табличные процессоры: Lotus 1-2-3, Excel

Партнеры 1С могут использовать символику “1С” в рамках деятельности, ограниченной договором франчайзинга; получают специальную рекламную поддержку в центральной прессе, на выставках и др.; получают компенсацию затрат на региональную рекламу; получают специальную методическую рабочую информацию; получают возможность совместно с фирмой “1С” работать на крупных компьютерных выставках; имеют более высокие скидки на приобретаемые в фирме “1С” программные продукты, по сравнению с дилерами и постоянными партнерами; имеют возможность бесплатно аттестовать своих сотрудников на фирме “1С”; бесплатно проходят обучение, получают консультации в фирме “1С” по программным средствам и вопросам франчайзинговой деятельности; регулярно получают актуальную технологическую информацию, для практической работы с клиентами.

Фирма “1С” приглашает организации и частных предпринимателей, готовых оказывать услуги по установке и сопровождению бухгалтерских продуктов “1С” и других программных продуктов, включенных в ассортиментный минимум.

После заключения договора франчайзи должен подтвердить квалификацию своих специалистов, аттестовав их в фирме “1С”.

Пример этой компании очень показателен для России, где развиваются в основном за счет интеллектуальных ресурсов персонала, основываясь именно на этом из-за ограниченности в инвестициях.

 

Производственный франчайзинг.

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Coca Cola, Pepsi, и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концен­траты с другими составными продукта­ми и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам.

По данной схеме работают основные производители прохладительных напитков (Coca-Cola, Pepsico, Shweppes), компании по производству продуктов питания Mars, Nestle, Danone, компании по производству косметики и бытовой химии: Henco, J&J, Procter&Gamble. Большинство этих компаний помимо чисто франчайзинговых отношений становятся совладельцами, инвесторами: шоколадная фабрика «Россия» 51% акций у Nestle, фабрика «Дукат» - Philip Morris.

 

Деловой франчайзинг

Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого питания мировой франчайзиноговой системы МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.

Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. Так же он предлагает огромнейшее количество вариантов сотрудничества во всех областях бизнеса. При этом способе франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп ма­газинов для продажи покупателям набо­ра продуктов и услуг под именем франчайзера.

В России истинным первопроходцем франчайзинга стала научно-производ­ственная фирма..ДОКА" (г. Тольятти), которая возникла в 1990 г. и с этого момента, несмотря на все свои возмож­ности, занималась исключительно про­изводственной деятельностью. Направ­ление этой деятельности определилось также практически с момента возникновения. Это было производство оборудования для мелкого и среднего бизнеса. От­расль в которой работала НПФ ДОКА на протяжении десятилетий раз­вивалась по так называемому остаточ­ному принципу. В стране производилось оборудование по переработке сельхоз­продукции, но оно было предназначено для больших государственных заводов, а мини пекарни, способные обеспечить хлебом небольшой район, нет. Иное и не требовалось—слоя независи­мых товаропроизводителей тогда прос­то не существовало.

В связи с политическими и экономическими изменениями в стране, появле­нием независимых товаропроизводите­лей встал вопрос о создании доступного по цене, качественного и быстроокупаемого отечественного оборудования.

В тот момент его катастрофически не хватало. В настоящее время правильность та­кого направления подтверждается тем, что фирма «ДОКА», проводя на протя­жении трех лет активные конструктор­ские и технологические разработки в об­ласти создания оборудования по перера­ботке сельхозпродукции и разработке оригинальных технологий приготовле­ния пищевых продуктов, стала одним из ведущих и крупнейших производителей подобного оборудования в Российской Федерации.

Сотни предпринимателей, работая на оборудовании фирмы во всех уголках страны, получали высокую гарантированную прибыль. Официальные дилеры считали выгодной и перспективной ра­боту именно в продаже оборудования НПФ «ДОКА».

В России и странах ближнего зарубе­жья особенно хорошо известен первенец НПФ «ДОКА»—линия по производ­ству хрустящего картофеля (чипсов).

Вторая широкомасштабная програм­ма фирмы—программа «ДОКА-ПИЦ­ЦА». «ДОКА-ПИЦЦА» это в первую очередь комплект оборудования для производства пиццы. Успеху программы «ДОКА-ПИЦ­ЦА» во многом способствует и то, что при ее реализации впервые в истории российского бизнеса НПФ «ДОКА» применила франчайзинговую систему.

Параллельно с осуществлением про­граммы «ДОКА-ПИЦЦА» фирма при­ступила к реализации программы «ДО­КА-ХЛЕБ". Комплект мини-хлебопе­карни предназначен для использования малыми и средними предпринимателями, пред­приятиями. Оборудование было спроектиро­вано таким образом, чтобы его можно было установить в небольшом помеще­нии, внести в обыкновенную дверь, не делая специальной перестройки. Ко­личество обслуживающего персонала (2—3 человека) сводило к минимуму на­кладные расходы.

Развертывание широкой сети мини-хлебопекарен «ДОКА-ХЛЕБ" в каждом городском квартале, поселке, в каждом селе отвечало потребностям времени, позволяло решить важнейшую проблему обеспечения населения хле­бом, превратить хлебопекарную про­мышленность в современную отрасль.

Программа «ДОКА-ХЛЕБ", как и программа «ДОКА-ПИЦЦА", развертывалась на основе системы франчайзинга, что предполагает широкую ре­кламную кампанию во всех средствах массовой информации с возможностью для покупателя оборудования использо­вать широко известную торговую марку «ДОКА-ПИЦЦА" и «ДОКА-ХЛЕБ" в виде вывески и другой рекламной атрибутики, с обучением персонала в спе­циализированном учебном центре и пе­редачей «секретов» мастерства, рецеп­тов и технологии приготовления пиццы и хлебопечения, с разработкой экономи­ческих обоснований выгодности этого вида бизнеса, выра­боткой оригинального фирменного сти­ля, постоянной связью фирмы с покупа­телями оборудования.

Согласно мнению многих экспертов, франчайзинг как способ ведения бизнеса изменил образ Америки. Пример науч­но-производственной фирмы «ДОКА" из г. Тольятти показывает, что и в Рос­сии возможны такие же существенные изменения, а система франчайзинга поз­волит ускорить и закрепить накопленные знания в деле открытия и продолжения высоко рентабельного, современного бизнеса.

К сожалению, по словам г-н Довганя, после введения нашим государством налога на подключение оборудования к электросети, этот бизнес стал не выгоден, так как покупателю оборудования приходилось платить сумму равную стоимости оборудования за подключение его к электросети.

* Следующее детище г-на Довганя корпорация «Довгань - Защищенное Качество». В краткой форме это представляет из себя: продажа производителям раскрученной торговой марки. Большая рекламная кампания из одного центра, охватывает своеобразным зонтиком все товары, производимые под данной торговой маркой. Корпорация не осуществляет инвестиций в производителей, не становится собственником предприятий. Корпорация обладает только интеллектуальной собственностью:

* торговая марка

* паспорт качества

* некоторые фирменные рецепты (в основном по водке)

Структуру корпорации можно условно поделить на программы, занимающиеся ведением переговоров, продажей товарного знака, и служба сбыта, продающая произведенную продукцию. Причем заводы сами могут продавать свою продукцию, минуя Корпорацию. Ну конечно юридическая служба, служба доставки и т.д.

В данный момент я бы хотел выделить еще одну компанию, занимающуюся франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением находятся такие рестораны как: Комбис, Ростикс, ПатиоПицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца. Я предлагаю Вашему вниманию объявление о сотрудничестве, полученное мною из INTERNET.

Что такое франчайзинг?

Франчайзинг - относительно новая форма партнерских отношений в России и СНГ. В зависимости от политики компании, ее структуры, возможностей инвестирования и многих других факторов могут использоваться разнообразные формы франчайзинга. Суть франчайзинга заключается в поддержании и распространении концепций, которые имеют вес и признание на рынке, а также в том, чтобы помочь предпринимателям, начинающим бизнесменам и инвесторам, создающим свое новое дело или диверсифицирующим свою деятельность, избежать затруднений и неустойчивости, сопутствующих новым начинаниям.

Какую форму франчайзинга предлагает РосИнтер

Учитывая оправдавший себя путь, пройденный нашей компанией, РосИнтер заинтересован в партнерах, которые уже являются и/или хотят стать участниками успешного ресторанного бизнеса.

Мы предлагаем нашим партнерам ноу-хау и поддержку на всех этапах организации данного бизнеса. Это включает: консультации в выборе помещений, оказание помощи в работе с подрядчиками (по мере необходимости), закупка оборудования, создание системы управления, разъяснение технологии производства, обучение персонала, организация складских операций, организация поставок качественных продуктов, текущая оперативная поддержка. От наших партнеров требуется обеспечить полное соответствие стандартам качества, принятым в наших ресторанах, 100%-е инвестирование проекта и хорошее помещение в центре города.

Франчайзинговый пакет:

В настоящий момент мы предлагаем нашим потенциальным партнерам две концепции: Ростик’с, Патио Пицца.

Причем это не единичный вариант. Существуют списки компаний готовых сотрудничать. Они публикуют свои предложения, занимаются активной саморекламой. Как пример, привожу такое объявление в приложении 1.

 

Еще очень интересный вопрос о деловом франчайзинге был затронут в статье о состоянии риэлторского бизнеса а России

РИЭЛТОРЫВЫСТУПАЮТ В АМПЛУА “МАКДОНАЛЬДСА”

Одна из самых острых особенностей торговли квартирами состоит в том, что решать нестандартные проблемы клиентов лучше получается у небольших фирм. Однако лишь крупная компания может обеспечить высокий уровень профессионализма при оформлении сделки. Но теперь способ разрешения этого противоречия, кажется найден - использование его, впрочем, небезопасно для риэлторских фирм.

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ У НАС

Проблемы, которые приходится решать агентствам недвижимости, сильно зависят от их размера. Маленьким фирмам трудно получить необходимые правительственные лицензии на риэлторскую деятельность. Им сложно обеспечить профессиональную подготовку своего персонала. Кроме того, содержание целого штата специалистов, обеспечивающих быструю и юридически безупречную регистрацию сделки и безопасное проведение взаиморасчетов между ее участниками для небольшой фирмы просто накладно. Крупные компании легко решают этот круг вопросов, но у них возникают другие труднопреодолимые проблемы: чем больше разрастается персонал, тем сложнее оказывается обеспечить эффективное управление. В мире широко распространена практика построения риэлторского бизнеса не в привычной нам форме единой компании, осуществляющей весь комплекс услуг в области обслуживания сделок с недвижимостью, а в виде сети фирм, объединенных единством технологий - франшизы. Заокеанская практика постепенно пробивает дорогу на территорию нашей страны. Несмотря на то, что франчайзинг внедряется отечественными риэлторами в усеченном виде, он позволяет решить некоторые проблемы, сдерживавшие до сих пор возможности развития рынка. Правда, при этом создаются новые сложности, часто очень серьезные. Но об этом позже. Первым крупным проектом, на практике реализующим в сфере недвижимости идеи франчайзинга, стало создание сети из десяти территориальных представительств Московской центральной биржей недвижимости (МЦБН). Сначала возникла идея создания отделения биржи в разных районах столицы, чтобы максимально приблизить услуги МЦБН к потребителю. Но это потребовало бы от предприятия колоссальных инвестиций в обустройство и содержание новых офисов, не говоря уже о длительном периоде становления бизнеса в оторванном от головной конторы коллективе. И вот решено было сделать директоров территориальных представительств их совладельцами. По сути каждый открываемый филиал МЦБН становился самостоятельной коммерческой структурой, вся ответственность (в том числе и финансовая) за процветание которой ложилась на плечи ее руководителя-совладельца. Форма взаимоотношений предприятий на местах и головного офиса МЦБН более всего укладывается именно в понятие “франчайзинг”, хотя его классическое понимание - предоставление технологии и торговой марки - претерпело здесь некоторую трансформацию. Если в классической схеме компания-франчайзи ведет бизнес самостоятельно, а франчайзер сосредотачивается на разработке новых технологий и рекламной поддержке, то в системе МЦБН было проведено четкое разделение функций между головной компанией и представительствами. По сути, открываемый филиал берет на себя лишь предварительную работу с клиентами по подготовке сделок. А проведение контракта через нотариат и органы госрегистрации - забота головного офиса. Заметим, что территориальное представительство не является риэлторской фирмой в полном смысле этого слова, поскольку у него отсутствует лицензия на право работы с недвижимостью. В созданной районной структуре сотрудники самостоятельно готовят каждую сделку - до того момента, когда нужно будет ее регистрировать. Для этого территориальное представительство располагает доверенностью головной компании. В назначенный для совершения сделки час ее участники приезжают в головной офис и в действие вступает отработанный механизм с участием биржевого нотариуса, отдела регистрации и специального отделения банка. Кроме того, привлекается служба охраны, занимающаяся обеспечением безопасности участников сделки до и после денежных взаиморасчетов. Попытки создания собственных отделений, обслуживающих определенные городские территории, предпринимали и другие компании. Агентство недвижимости “САВА” несколько лет назад создало филиал на старом Арбате. Дело не задалось. Клиенты, жившие в районе Арбата, все равно предпочитали ехать в головной офис компании, расположенный довольно далеко от центра столицы. Неудачу своей попытки руководители компании объясняют следующим: опасаясь за безопасность своего имущества, клиент до сделки обязательно хочет убедиться в солидности компании, посмотрев на ее штаб-квартиру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: