КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ У НИХ




Практика франчайзинга в сфере недвижимости широко распространена на Западе. Там головная компания поставляет своим франчайзи полный пакет различных программ по всем направлениям риэлторской деятельности, приобретя которые, можно создать готовый бизнес - включая даже программные продукты для офиса и тесты по набору кадров. По сути дела, покупка франшизы - это чистое вложение капитала под процент, при котором сам инвестор отнюдь не обязательно должен сам заниматься управлением новой компанией, а может нанять для этого квалифицированного менеджера. Но получение прямого дохода от работы фирмы - не единственная возможная в данном случае цель. В недавней истории американского рынка недвижимости был очень показательный случай. Некая компания приобрела сразу три крупнейших американских франчайзинга. Купленные компании в совокупности контролировали двадцать процентов вторичного рынка недвижимости США, а в этой стране при операциях с жильем чрезвычайно распространена ипотека - кредитование под залог. После обретения компаниями нового владельца все они в один голос стали рекомендовать клиентам пользоваться ипотечными услугами только одной структуры - той, которая стояла за сделкой. Оказалось, была осуществлена сложная двухходовая комбинация для того, чтобы разом получить двадцать процентов американского рынка ипотеки. Заметим, что стоимость франчайзинговой сети в США составляет несколько десятков, максимум сотен тысяч долларов. И потратив на покупку трех сетей меньше миллиона долларов, инвестор получил контроль над пятой частью многомиллиардного американского рынка кредитования под залог жилья.

КАК ЭТО БУДЕТ У НАС

Вот как прокомментировал возможность развития франчайзинга в отечественном риэлторском бизнесе президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев: “На моей памяти раскололось семнадцать московских агентств недвижимости - именно из-за того, что они создавали представительства. При локализации маленького коллектива у него быстро появляются свои собственные интересы, независимые от интересов фирмы”.

Одна из самых страшных болезней риэлторского бизнеса заключается в дороговизне подготовки специалистов, которых впоследствии очень легко потерять. При создании франчайзи или территориальных отделений это противоречие может сыграть роль мины замедленного действия, спровоцировав распад компании. По мнению г-на Апрелева, франчайзинг в отечественной недвижимости возможен, но не сейчас - в стране нет как такового франчайзингового законодательства. Впрочем, законодательную базу под франчайзинг подвела новая редакция Гражданского Кодекса, введя понятие коммерческой концессии. В 54 главе 2-й части ГК оговаривается: “По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение (...) право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование (...), на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав -товарный знак, знак обслуживания и т.д.” Именно в использовании коммерческой концессии видит будущее франчайзинга руководство МЦБН. И имеет на это определенные основания. Представительство МЦБН в подмосковном городе Зеленограде было открыто именно по этой модели. Несколько независимых зеленоградских брокеров обратились в компанию с просьбой разрешить им пользоваться именем биржи. При этом они сами нашли помещение для своей работы, оплатили его аренду, а биржа по договору коммерческой концессии предоставила им свою торговую марку. Кроме того, зеленоградское представительство получило лицензию и право самостоятельно регистрировать сделки, не обращаясь для этого в московский офис МЦБН. Соединение известной торговой марки и команды опытных риэлторов, хорошо знающих зеленоградский рынок недвижимости, дало быстрый эффект. Вновь открывшееся представительство в течение короткого срока смогло захватить в Зеленограде долю рынка, сравнимую с той, которую имеют в этом подмосковном городе такие крупные агентства, как “Миэль” и “Нора”. По мнению руководства МЦБН, коммерческая концессия позволит полностью реализовать преимущества франчайзинговой модели на рынке недвижимости. Для еще большего расширения сети представительств биржа заложила в договор с пользователями концессии обязательство последних открывать в свою очередь определенное количество субконцессий - предоставлять третьим лицам тот же комплекс услуг, который МЦБН дает концессионерам. То есть франчайзинговая система биржи должна расти сразу на двух уровнях, откусывая у конкурентов все новые и новые доли рынка. Вопрос о том, какие меры противодействия предпримут конкуренты, остается открытым.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: