Совершитель таинства крещения




Введение

 

Таинство Крещения – величайшее христианское таинство, очищающее человека от грехов, оно является дверью в Церковь, с него начинается христианская жизнь.

«Крещение есть первое в христианстве таинство, соделывающее человека-христианина достойным сподобляться даров благодати и через другие таинства. Без него нельзя войти в мир христианский – сделаться членом Церкви».

Крещение установил собственным примером Иисус Христос, крестившийся в Иордане.

«И безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские, приемля крещение покояния».

Он крестился не для того, чтобы омыться от грехов, а чтобы своим погружением в Иордан освятить воды реки, наделить их своей энергией, сделать животворящими и живоносными. «В таинственной ночной беседе с Никодимом, одним из иудейский начальников, Христос говорил ему: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Кроме того, в Евангелие от Марка Иисус Христос говорит так: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Эти слова Спасителя о том, что человек верующий должен креститься.

Начало же христианскому таинству крещения было положено Иисусом Христом перед Его вознесением на небо словами послания апостолов на проповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

«Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с признанием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова».

Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Но даже по простому определению таинства этому рождению должно предшествовать «умирание для жизни плотской, греховной».

Решивший креститься, должен воспринимать крещение, как святое, жизненно важное таинство, требующее полной внутренней самоотдачи. «Кто будет веровать и креститься, — говорит Спаситель, — спасен будет». Чтобы стать членом Церкви, надо веровать в Господа Иисуса Христа, Его спасительное учение, Его Воскресение. Надо иметь хотя бы начальные знания о своей вере. Знакомиться с самой сутью веры перед крещением человек должен для того, чтобы выяснить, нужно ли это ему, горит ли в нем сердце, когда он слышит глаголы жизни вечной, поскольку только в ответ на это горение сердца, в ответ на движение человеческой воли к Богу и подается в крещении полнота благодати, а вовсе не в ответ на сумму знаний.

«Крещение со стороны человека удостоверяет его «обещание Богу доброй совести», со стороны же Спасителя оно дарует грешному человеку искупление его грехов и таким образом открывает ему путь к достижению им своего вечного спасения».

Основанием для крещения младенцев служит то, что оно заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами и апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны к первородному греху и имеют необходимость в очищении от него. От младенца, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит обязанность научит крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни.

«Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение». Таинство Крещения не может быть совершено дважды.


 

Совершитель таинства крещения

В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви.

Но Таинство Крещения - единственное из семи Таинств Православной Церкви, - которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, и мирянин, и даже женщина. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка). Но совершить Крещение и в этом случае можно только соблюдя необходимые условия. Мирянин, который будет крестить в вышеописанных обстоятельствах, должен:

1) быть верующим христианином;

2) правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь»;

3) совершить три погружения крещаемого в воду в те моменты тайносовершительной молитвы, которые указаны во втором условии.

Если крещенный мирянином (при соблюдении трех условий) человек умирает, совершенное Таинство считается действительным и это дает право поминать умершего за богослужением как полноправного члена Церкви Христовой. Если же он выздоравливает, то его Крещение должно быть дополнено совершением над ним Таинства Миропомазания.

Если Крещение было совершено неправильно, то есть не были соблюдены вышеприведенные условия, священник должен совершить Таинства Крещения и Миропомазания по обычному чинопоследованию.

Если не известно, был ли человек крещен и нет возможности это узнать, то он может креститься вновь, хотя Таинство Крещения - неповторяемо. Если вдруг это окажется вторым Крещением, то неведение крещенного не вменится ему в вину. В подобных сомнительных случаях Требник митрополита Петра Могилы предлагает добавлять в тайносовершительную формулу слова: «аще не крещен есть», хотя такого «условного» Крещения древняя Церковь не знала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: