Тема 3. Методы лингвистических исследований




Планы семинаров

 

Тема 1. Речевая деятельность человека

Семинар 1

План

1. Специфика речевой деятельности человека в кругу иных видов деятельности. Соотношение языка и речи.

2. Становление речевого общения 1) в онтогенезе (обсуждение статей А.М. Шахноровича и Н.И. Лепской), 2) в филогенезе с учетом данных психолингвистики и нейролингвистики.

3. Коммуникативная ситуация, ее составляющие (слагаемые) и типы.

4. Текст как связующее звено между говорящим и слушающим. Основные свойства текста. Диалог и монолог в речевом акте (обсуждение статьи Г.П. Немищенко).

5. Проблемы речевого поведения (обсуждение работ И.А. Стернина и Н.И. Формановской). Понятие языковой личности: 1) проявление социальных, психологических и национальных черт в ком­му­никативной ситуации; 2) роль индивидуально-личнос­тных качеств в речевом общении; 3) невербальные средства общения, их национальные и стилистические особенности.

Основная литература

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997, 151–170, 177–186.

Лепская Н.И. Детская речь в свете теории коммуникации // Вопросы языкознания, 1994, № 2, с. 82–89.

Немищенко Г.П. Диалог и его разновидности в современной коммуникации // Славяноведение, 1998, №1, с. 70–75.

Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной куль­ту­ры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996, с. 97–112 (см. текст на кафедре языкознания).

Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М., 1989. Или: Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. с. 11–27, 35–48.

Дополнительная литература

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989, с. 113–117.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989, с. 114–126.

Шахнорович А.М. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст // Филологические науки, 1998, № 1, с. 56–64.

Семинар 2

План

1. Три плана речевого мышления (слово, мысль, внутренняя речь). Внутренняя речь «как особый внутренний план речевого мышления» (Л.С. Выготский).

2. Психофизиологические основы связи языка и мышления. Деятельность мозга, поня­тие речевых зон. Работа правого и левого полушарий мозга.

4. Понятие о порождении речи и о восприятии речи: 1) типы моделей порождения речи (уров­не­вые, циклические, интегративные), 2) общие черты механизма восприятия речи (об­суждение фрагментов работ И.Н. Горелова, К.Ф. Седова и А.С. Штерн).

4. Виды мышления (образное, практически, абстрактное) и язык. Соотношение категорий языка и логических категорий.

5. Разнообразие форм познания и освоения мира. Понятие картины мира и языковой картины мира, их многообразие в пространственно-временном континууме.

Основная литература

Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982. Т. 2, с. 295–361.

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997, 85–103.

Штерн А.С. Восприятие текста // Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991, 142–159 (ксерокопия на кафедре).

Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988, с. 25–43

Дополнительная литература

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2000, с. 203–224, 239–243.

Урысон Е.В. Языковая картина мира vs. обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания, 1998, № 2.

Языковая картина мира в кумулятивном аспекте / Т.В. Симашко, Т.С. Нифанова, А.Г. Бондарева и др. Архангельск, 2006.

Тема 2. Языки в территориальном, хронологическом

И социальном пространстве

Семинар 3

План

1. Специфика языка как общественного явления. Объективный характер связи языка и общества.

2. Теория происхождения языка и его эволюции (обсуждение работ Ю. С. Степанова и Ю.В. Рождественского).

3. Особенности динамики языков на разных ступенях социальной истории народа:

а) языки первобытного общества (языковой континуум, групповые подъязыки, внутренние особенности и внешние контакты);

б) языки рабовладельческого строя (язык центра и языки периферии – раздробленность «по горизонтали», тенденция к созданию государственного языка и его особенности в этот период, регламентация языка – появление нормы, источники ее ориентации);

в) языки эпохи феодализма (тенденция к двуязычию, причины ее и частные реализации в разных странах, наличие диглоссии, тенденция к единому языку – преодоление барье­ров «по вертикали», формирование языка народности);

г) языки в эпоху образования наций (понятие «нация»; сопоставьте и оцените объем и содержание понятий «национальный язык» и «общенародный язык», представленных в книге Ю.С. Степанова и во фрагменте работы Н.Б. Мечковской).

4. Контакты языков, разные формы их проявления. Понятие субстрата и суперстрата. Конвергенция и дивергенция языков и диалектов. Языковые союзы.

Основная литература

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, с. 50–56.

Мечковская Н.Б. Язык и общество // Общее языкознание. Минск, 1983 (разделы 2.1.3, с. 35–39. Ксерокопия на кафедре языкознания).

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990, с. 5–35, 247–264.

Степанов Ю.С. Происхождение языка и смежные проблемы в канун наступающего века // Известия АН, серия литературы и языка, т. 59, № 6, с. 13–18.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975, с. 166–212.

Семинар 4

План

1. Формы существования общенародного языка, их взаимоотношения в разных языках и в разные периоды одного языка.

2. Территориальные диалекты, особенности и функции в разные эпохи, их возможные оппозиции в разные периоды развития языка.

3. Типологическое различие литературных языков:

а) литературный язык как высшая форма существования языка;

б) различие в социальных функциях в разные эпохи;

в) факторы национально-исторического своеобразия литературных языков.

4. Просторечие, его противопоставленность другим формам существования. Особенности русского просторечия (сообщение по книге Л.П. Крысина, с. 51–67).

5. Социальные диалекты как дополнительные к основным формам системы средства общения в разных социальных коллективах.

Основная литература

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, с. 57–64.

Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974, с. 173–184.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. Учебное пособие. М., 2001.

Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика.М., 2001, с.60 –67, 142 –163.

Дополнительная литература

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989, с. 5–17, 51–67 (ксерокопия на кафедре).

Крысин Л.П. Социальная маркированность языковых единиц // Вопросы языкознания, 2000, № 4, с. 26–42 (ксерокопия на кафедре).

Ожегов С.И. О просторечии (к вопросу о языке города) // Вопросы языкознания, 2000, № 5, с. 93–110 (ксерокопия на кафедре).

Шапошников В.Н. О территориальной и функциональной структуре русского языка к концу XX столетия // Вопросы языкознания, 1999, № 2, с. 50–57 (ксерокопия на кафедре).

Тема 3. Методы лингвистических исследований

Семинар 5

1. Проблема выбора методов исследования (зависимость от целей, задач, материала).

2. Индуктивный и дедуктивные пути исследования языка. Аспекты изучения языка.

3. Лингвогенетические методы исследований.

4. Структурно-семантические методы исследований.

5. Экспериментальные методы исследований. Организация, формы проведения эксперимента и обработка результатов эксперимента.

6. Социолингвистические и психолингвистические методы исследования.

7. Количественные методы в языкознании. Проблема лингвистического моделирования.

Основная литература

Гречко В.А. Теория языкознания. – М., 2003.

Прикладная лингвистика. – СПб., 1996.

Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистических исследований. – Петрозаводск, 1995.

Дополнительная литература

Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. – М., 2001

Брунова Е.Г. Об этимологическом анализе на современном этапе // Филологические науки. – 2002, № 1.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 2000.

Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М., 1975.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

Гречко В.А. Теория языкознания. – М., 2003.

Зарубежная лингвистика: В 3-х т. – М., 1999.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. – М., 2001.

Прикладная лингвистика. – СПб., 1996.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М., 1990.

Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистических исследований. – Петрозаводск, 1995.

 

Дополнительная литература

Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. – М., 2001

Брунова Е.Г. Об этимологическом анализе на современном этапе // Филологические науки. – 2002, № 1.

Будагов Р.А. Что такое развитие и совершенствование языка.– М., 1977.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1983.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. – М., 1982.

Гируцкий А.А. Общее языкознание. – Минск, 2001.

Денисенко В.Н. Семантическое поле как функция языка // Филологические науки. – 2002. – № 4.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 2000.

Камалова А.А. Семантические типы предикатов в системном и функциональном аспектах. – Архангельск, 1998 (с. 33 – 59).

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

Кацнельсон С.Д. Лингвистическая типология // Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления: Из научного наследия. – М., 2001.

Крысин Л.П. Формы существования (подсистемы) русского национального языка (Глава 1) // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. – М., 2003.

Маковский М.В. «Картина мира» и миры образов // Вопросы языкознания. – 1992. – № 6.

Морковкин В.В., Морковкина А.В. Язык в его отношении к мышлению, сознанию и знанию человека // Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). – М., 1997.

Мыркин В.Я. Язык – речь – текст – смысл. – Архангельск, 1994.

Николаев П.А. Типология и компаративистика: современная жизнь понятий // Филологические науки. – 1996. – № 3.

Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюция – новое направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. – 1996. – № 2.

Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М., 1988.

Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. – М., 1988.

Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке 20 века // Язык и наука конца 20 века. – М., 1995.

Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М., 1975.

Туманян Э.Г. О природе языковых изменений // Вопросы языкознания. – 1999. – № 3.

Урысон Е.В. Языковая картина мира vs. обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. – 1998. – № 2.

Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М., 1991.

Шахнорович А.М. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст // Филологические науки. – 1998 – № 1.

Шаховский В.И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации // Филологические науки. – 1998. – № 2.

Языковая картина мира в кумулятивном аспекте: Монография / Т.В. Симашко, Т.С. Нифанова, А.Г. Бондарева и др. – Архангельск, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: