Основные методологические подходы к изучению полит. процесса




Вопросы с 38 по 42.

38) Либерализм – идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления авторитарной коллективности. Принцип либеральной идеологии – свобода человека как условие реализации им своих жизненных прав. Либерализм во всех его проявлениях отстаивает требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимости ко взглядам и убеждениям других людей.

Основные компоненты доктрины либерализма:

1. Свобода, которая является:

а) негативной т.е. означающей, что человек не должен принуждаться к совершению поступков, противоречащих его собственной воле, а также встречать преград на пути к реализации своих замыслов;

б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его расовых, социальных и др. особенностей;

в) индивидуальной, т.е. ее носитель – не группа, класс, нация или иная общность людей, и не организация (государство, партия и др.), а отдельно взятый человек.

2. Права человека, в первую очередь, право на жизнь, свободу и собственность.

3. Индивидуализм. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

4. Номократия – власть законов, а не людей.

5. Рационализм во взглядах на природу человека и общество, связанный с верой в неограниченные возможности разума.

6. Эгалитаризм, т.е. равенство. Данное требование предполагает отсутствие привилегий, т.е. равноправие.

7. Плюрализм – признание существования в обществе различного рода профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.

8. Прогрессизм, основанныйна вере в возможность рационального постижения и переустройства мира.

В экономической сфере либерализм предполагает: идеал рыночного обмена, личную предпринимательскую инициативу, «частную» конкуренцию, невмешательство государства в экономику.

Сущность неолиберализма

Неолиберализм - разновидность либерализма и одна из самых влиятельных идеологий XX века, овладевшая умами политических лидеров Запада. Начало формирования неолиберализма было положено “новым курсом” Ф. Рузвельта, который (курс) сопровождался переосмыслением экономической и социальной роли государства. Неолиберализм признаёт необходимым регулирования экономических отношений при определенном участии государства, проведение политики активной социализации. неолиберализм - это теория, согласно которой система капиталистических рыночных отношений и рыночного обмена применима к любым сферам человеческой деятельности и является основой этических норм, достаточной для регулирования поведения человека в любых обстоятельствах. Следовательно, неолиберализм решает две задачи: с одной стороны, разрабатывать стратегию и тактику государственного воздействия на экономическую жизнь, а с другой - активно защищать основы рыночной экономики от силового, разрушительного вмешательства в нее.

Основные методологические подходы к изучению полит. процесса

институциональный подход уделяют изучению основного субъекта политического процесса - политических институтов. Это один из самых старых методологических подходов, который претерпел значительную эволюцию, восприняв некоторые принципы других методологических подходов. Институционалисты изучают формально-правовые аспекты государственного управления, в частности конституционные документы и реализацию их положений на практике, институциональные условия для государственной службы, институциональную динамику разных режимов.

Бихевиоралистический подход акцентируют свое внимание не на политических институтах, а на механизмах осуществления власти. Предметом их анализа является политическое поведение на индивидуальном и социально-агрегированном уровне. В поле зрения бихевиоралистов оказались многочисленные аспекты политического процесса, связанные с политическим поведением, такие как лидерство, деятельность политических партий и групп интересов, голосование на выборах, участие в других формах политической активности, в том числе и демонстрации, забастовки. Изучая эти разнообразные аспекты, они пытаются ответить на вопрос: почему люди в политике ведут себя определенным образом. Инициаторами и последователями бихевиорального подхода к анализу политических процессов были, прежде всего, представители Чикагской школы американской политической науки - Б. Берельсон, П. Лазерсфельд, Г. Лассуэлл, Ч. Мерриам и другие.

Сторонники структурно-функционального анализа, основателем которого является Т. Парсонс, представляют общество как систему, включающую в себя устойчивые элементы и способы связей между этими элементами, что в совокупности образует структуру системы. Каждый из элементов выполняет определенную функцию, которая является важной для поддержания системы в целостности. Главной задачей исследования, по мнению представителей данного подхода, является выявление элементов системы, их функций и способов связи между ними. Данный подход используется главным образом для изучения политических процессов на макроуровне.

Теория рационального выбора изучает человека как независимого, активного политического актора с учетом характера его установок, выбора оптимального поведения и других характеристик. Она исходит из вторичности политики по отношению к индивиду и из рационализации действий индивида в соответствии с максимальной выгодой. Целью анализа является поиск таких условий политической игры, при которых участники выбирают определенные стратегии поведения, которые являются выгодными как им самим, так и другим участникам. Данный подход используется для анализа парламентской деятельности и формирования коалиций, поведения избирателей, международных отношений, широко применяется при моделировании политических процессов. Основными представителями теории рационального выбора являются Д. Блэк, Э. Даунс, М. Олсон, В. Райкер, Г. Симон, Г. Таллок и другие.

Дискурсный подход исходит из возможности изучения политического процесса посредством коммуникации с использованием вербальной и невербальной составляющих через социальный диалог, происходящий посредством общественных институтов между индивидами, группами и социальными институтами. Для анализа политического дискурса в 1980-е гг. был создан центр семиотических исследований, сконцентрированный вокруг Т. Ван Дейка. Исследователи центра уделяют внимание не только содержательным аспектам, но и технике анализа дискурса, что позволяет говорить о становлении самостоятельного методологического подхода.

40) Консерватизм - это идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. Возник в конце 18 века как реакция на Великую Французскую революцию.

Установки консерватизма: идея традиции, идея национального величия, идея социального неравенства и политической конкуренции, идея отказа активного от полит. вмешательства в общественную жизнь, пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Принципы: нравственный абсолютизм, существование незыблемых нравственных идеалов; традиционализм- реформы должны опираться на традиции, созданные предыдущими поколениями.

Неоконсерватизм- это идеология американских консерваторов, главным принципом которой является распространение демократии, рыночной экономики и свобод в странах с противоположным режимом, чем в США путем экономического и военного давления.

Признаком современного неоконсерватизма выступает то, что в его содержание включена переосмысленная модель взаимодействия государства и личности – индивид, с точки зрения неоконсерваторов, преимущественно должен рассчитывать на собственные силы, и в меньшей степени на «локальную солидарность» других граждан. Государство, в свою очередь не обязано оказывать непосредственную поддержку каждому члену общества, а призвано обеспечивать сохранность соответствующего общества и необходимые жизненные условия на началах правопорядка и стабильности социально-политической системы;

41) Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении.

Функции политической культуры:

1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

42) Либеральная теория модернизации рассматривала процесс модернизации как переход от традиционного к современному обществу. Представители либерального направления исходили из универсальной картины общественного развития. По их мнению, все страны развиваются по единой схеме и образцу. Несмотря на многообразие культур, традиций, исторических и социальных особенностей, специфики темпов развития, во всех странах должна сформироваться примерно схожая модель социальной системы. Ее основными чертами должны стать рыночная экономика, открытое общество, новые информационные технологии, развитые сети коммуникаций, социальная мобильность, рациональность, плюрализм, демократия, свобода.

Теоретики консервативного направления, в качестве основного критерия эволюционного пути модернизации и условия избежания излишней напряженности и конфликтности выделяют утверждение, что реформы должны быть структурированы. Они должны состоять из последовательного ряда относительно небольших преобразований, неспособных вызвать резкое сопротивление оппозиции, и в совокупности представляющих непрерывное социальное и политическое развитие в заданном элитой направлении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: