В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ




МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

 

В.Г. Витун, Е.В. Витун, Е.А. Килязова

 

Обоснована эффективность использования проекта «Smart-физкультуры», основанного на средствах подвижных игр приставки Xbox 360 с датчиком движений Kinect, в учебном процессе студентов специальной медицинской группы. Доказано, что разработанный проект может использоваться в учебном заведении для проведения обязательных и факультативных занятий с целью повышения интереса молодежи к занятиям по физической культуре, формированию у них навыков самостоятельности и коммуникативности.

Ключевые слова: смарт-физкультура, информационно-компьютерные технологии, специальная медицинская группа, датчик движения Kinect, адаптация.

 

Одной из проблем современного образования является недостаточная мотивация студентов и снижение их интереса к освоению ряда учебных дисциплин. Преподавателями ведется активный поиск средств и методов, способствующих повышению мотивации студентов к занятиям [4, 5, 7, 8]. Внедрение в учебный процесс информационнокомпьютерных технологий позволит повысить качество обучения и перевести его на более высокий уровень [1–3, 6].

Наше исследование посвящено работе специальных медицинских групп, которые посещают студенты, имеющие ограничения в состоянии здоровья, в рамках дисциплины «Физическая культура» в вузе.

Данные студенты имеют различные заболевания и, занимаясь в отдельной группе на занятиях физической культурой, обладают сниженным уровнем социальной адаптации.

В связи с этим, целью нашего проекта является – изучение необходимости использования «Smart-физкультуры» в учебном процессе студентов специальной медицинской группы как средства улучшения их социальной адаптации.

В процессе реализации проекта предусмотрено решение следующих задач:

1. Обучить студентов технике выполнения специальных упражнений средствами командных и индивидуальных подвижных игр приставки Xbox 360 с датчиком движения Kinect.

2. Повысить мотивацию студентов специальной медицинской группы к учебным занятиям по физической культуре.

3. Привлечь студентов к ведению здорового образа жизни с помощью спортивно-массовых мероприятий.

4. Снизить психологический барьер, возникающий в результате отклонений здоровья студентов и их обособления в специальную медицинскую группу на занятиях по физической культуре.

5. Предоставить студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, возможность для реализации физических и творческих способностей.

К материалам нашего исследования относятся: государственный образовательный стандарт высшего образования, рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальной медицинской группы всех направлений подготовки бакалавриата и специалитета [9, 10].

Практическая часть исследования выполнялась с использованием игровой приставки Xbox 360 с датчиком движений Kinect. Благодаря серии спортивных и общеразвивающих игр консоли, обычный спортивный зал можно превратить в первоклассный стадион, танцевальную площадку, футбольное поле, боулинг-центр или арену для занятий легкой атлетикой.

Обучающийся при помощи виртуальных спортивных снарядов, независимо от своих физических возможностей, сможет ударить по виртуальному мячу ногой или рукой и даже придать вращение теннисной ракеткой.

В исследовании осуществлялся обзор и анализ научной литературы по выбранной теме, который позволил нам обосновать необходимость использования Smart-физкультуры в учебном процессе по физической культуре.

Практическая часть исследования, в которой принимало участие 320 студентов специальной медицинской группы, проводилась с использованием следующих эмпирических методов: наблюдение, опрос, анкетирование.

Кроме того, осуществлялось тестирование психологического и физиологического состояния студентов с последующей обработкой полученных результатов.

В ходе проведения исследования один раз в месяц, после каждого 8-го занятия выполнялись контрольные измерения показателей функционального состояния студентов специальной медицинской группы, занимающихся на учебных занятиях Smart-физкультурой.

К таким показателям относятся: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление, частота дыхания, а также оценка субъективных показателей самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие).

Кроме этого, каждый студент ведет дневник самоконтроля, где отражаются как объективные, так и субъективные факторы до и после занятий в течение всего учебного года. Также проводится тестирование общего психологического состояния.

Данные, получаемые в процессе исследований, обрабатывались с помощью методов математической статистики. В результате их обработки полученных была отмечена положительная динамика показателей ЧСС и артериального давления (они повышаются в пределах 15–20 %, что для занятий такого типа считается нормой).

Студенты с повышенным интересом посещают занятия, так как подвижные игры консоли позволяют соревноваться не только с компьютером, но и со своим товарищем по группе. Некоторые игры предусматривают одновременное участие нескольких человек с начислением баллов за выполненные задания.

Таким образом, стремление получить высший балл и занять призовое место способствует повышению мотивации у студентов для посещения занятий по физической культуре.

Программа занятий для студентов специальной медицинской группы составлялась с учетом их основного заболевания. Например, для молодых людей с ослабленным зрением применялась игра в настольный теннис, с заболеваниями сердечной-сосудистой системы – циклические виды спорта, для профилактики неврологических проявлений – танцы и др.

В рамках проекта для студентов специальной медицинской группы проводилось учебно-творческое мероприятие «Smart-физкультура на страже самовыражения». Так как студенты сами участвовали в его подготовке, то это позволило им проявить творческие способности и повысить социальную адаптацию.

За месяц до итогового мероприятия, которое проводилось в преддверии зачетной недели 10 студентов разрабатывали сценарий его проведения, 40 студентов подбирали музыку и готовили несколько танцевальных номеров с использованием приставки Xbox. 48 обучающихся тренировались в выполнении упражнений по шести спортивным и общеразвивающим играм консоли для их дальнейшей демонстрации на мероприятии. 20 студентов готовились к исполнению песен и стихотворений, пропагандирующих ведение здорового образа жизни и занятия спортом. Остальные обучающиеся занимались оформлением спортивного зала рисунками и плакатами по данной тематике.

Спортивно-творческое мероприятие проводилось на базе Оренбургского государственного университета с участием студентов, проректора по социальной и воспитательной работе, заведующего кафедрой физического воспитания, представителей кафедр спортивной медицины и физической культуры, гостей. Молодые люди представили творческие номера, на основе которых был проведен анализ эффективности использования современных информационных технологий на учебных занятиях по физической культуре.

В результате подведения итогов работы проекта можно отметить следующие количественные показатели. В течение ученого года для каждой группы было проведено 136 учебных часов по дисциплине «Физическая культура» с использованием современных мультимедийных технологий и, как следствие, повышение физических возможностей, уровня психологической удовлетворенности от учебных занятий, реализация творческого потенциала у 320 студентов специальной медицинской группы Оренбургского государственного университета.

Также произошла положительная динамика в ряде качественных показателей у студентов специальной медицинской группы.

У студентов:

- сформировалось осознанное отношение к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни;

- повысился уровень интереса к занятиям, что привело к снижению психологического барьера, возникшего в результате физических ограничений;

- реализовались творческие способности благодаря участию в мероприятиях, пропагандирующих ведение здорового образа жизни;

- повысился уровень самостоятельности и уверенности в себе.

Кроме того, студенты изучили правила и особенности проведения спортивных игр и освоили танцевальные элементы.

На основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

 

Использование технологий «smart-физкультуры» позволяет вывести занятия по физической культуре на качественно новый уровень, повысить статус преподавателя, использовать различные виды деятельности в процессе занятия, эффективнее организовать контроль и учёт успеваемости студентов.

Опыт по реализации проекта может быть использован в любом учебном заведении для проведения обязательных и факультативных занятий с целью повышения интереса молодых людей к занятиям по физической культуре, формированию у них навыков самостоятельности и коммуникативности.

В дальнейшей перспективе работы над проектом мы планируем внедрение «smart-физкультуры» в социальные учреждения города – больницы, детские дома, специализированные школы.

 

Исследование выполнено в рамках реализации проекта «Smart-физкультура для студентов специальной медицинской группы», получившего поддержку Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь)

 

Список литературы

 

1. Витун Е.В., Бакурадзе Н.С., Нурматова Т.В. Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях физической культурой в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. № 4. С. 168–179.

2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре: материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000. С. 34–38.

3. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб.

пособие для студ. учреждений сред. проф. образования М.: Издат. центр «Академия», 2013. 288с.

4. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 252 с.

5. Лечебная физическая культура: учебник / С.Н. Попов [и др.]. М.: Советский спорт, 2014. 416 с.

6. Мельников П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров). М.: КноРус, 2013. 240 с.

7. Петров П.К., Ахметзянов Э.Р., Дмитриев О.Б. Практикум по информационным технологиям в физической культуре и спорту: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2010. 288 с.

8. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н. Профессиональнооздоровительная физическая культура студента (для бакалавров). М.: КноРус, 2013. 304 с.

 

9. Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2017 № 48566) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280827 / (дата обращения: 01.12. 2018).

10. Щербаков В.Г. Примерная программа дисциплины «Физическая культура», рекомендованная для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки квалификации (степени) выпускника - бакалавр. М.: МГУ, 2010. 12 с.

 

Витун Владимир Гаврилович, канд. пед. наук, доц., qwertyuiop_1960@inbox.ru, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет,

 

Витун Елена Владимировна, канд. пед. наук, доц., qwertyuiop_1960@inbox.ru, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет,

 

Килязова Екатерина Алексеевна, студентка, ya.ek99@yandex.ru, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет

 

THE USE OF SMART PROGRAMM OF PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL

PROCESS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

 

V.G. Vitun, E.V. Vitun, E.A. Kilyazova

 

The effectiveness of the use of "Smart-Physical Education", based on the means of mobile games of the Xbox 360 console with the Kinect motion sensor, in the educational process of students of a special medical group has been substantiated. It has been proven that the developed project can be used in an educational institution to conduct compulsory and elective classes in order to increase the interest of young people in physical education classes, to develop their skills of independence and communication.

Key words: smart physical education, information and computer technologies, special medical group, Kinect motion sensor, adaptation.

 

Vitun Vladimir Gavrilovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, qwertyuiop_1960@inbox.ru, Russia, Orenburg, Orenburg State University,

 

Vitun Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, qwertyuiop_1960@inbox.ru, Russia, Orenburg, Orenburg State University,

 

Kilyazova Ekaterina Alekseevna, student, ya.ek99@yandex.ru, Russia, Orenburg, Orenburg State University

Научное издание

 

ИЗВЕСТИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: